Фрагмент для ознакомления
2
1.Знакомство с базой практики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10»
открылось 21.09.2011г.
Режим работы учреждения:
- понедельник - пятница с 7-00 до 19-00 часов; прием детей в группы - с 7-00 до 8-30 часов;
- питание: детское 5-и разовое, соответствует 20-ти дневному меню;
С Положением об организации детского питания в МБДОУ № 10 можно ознакомится в разделе
документы.
- количество групп — шестнадцать;
- количество обучающихся по реализуемым образовательным программам - 475
- язык на котором осуществляется образование - русский;
- срок обучения: с 1,5 до 8 лет;
- информация о реализуемых уровнях образования - дошкольное;
- прогулочные площадки для всех групп с теневыми верандами;
- охрана детского сада - круглосуточная.
Учредитель: Муниципальное образование города Красноярска.
3
Лицензия №7019 на право осуществления образовательной деятельности от 22 августа 2012 года
(бессрочная)
Сведения об основном виде деятельности: 80.10.1 дошкольное образование
2. Подготовка батареи диагностических методик по выбранному направлению работ с учащимися
с учетом возрастных особенностей
Психодиагностическими методиками, позволяющими оценить уровень развития у ребенка и, тем
самым уровень готовности старшего дошкольника к школьному обучению, являются методики
"Да и нет не говорите" и "Узор" [65].
Методика "Да и нет не говорите" (для определения уровня развития произвольно-контекстной
формы общения).
Методика "Узор" (для диагностики степени овладения обобщенным способом действования).
Контрольная группа состояла из 26 старших дошкольников, экспериментальная - из 27.
Первоначально в обеих группах с помощью описанных выше методик "Да и нет не говорите" и
"Узор" были определены уровни развития произвольно-контекстной формы общения и степень
овладения обобщенным способом действования.
3.Проведение диагностического обследования и его обработка
В контексте преемственности на этапе дошкольное воспитание -школьное обучение, полученные
результаты могут служить основой рекомендаций учителю начальных классов об
индивидуальном стиле общения и педагогического руководства с конкретным ребенком.
По окончании 1-й учебной четверти методом интервьюирования родителей и учителей детей,
участвующих в эксперименте, были получены сведения относительно учебной деятельности
испытуемых.
Опрос показал, что успешнее всего прошли адаптацию к школе, овладевают компонентами
учебной деятельности испытуемые I группы.
Чуть менее успешно протекала адаптация испытуемых из III группы, они испытывали трудности на
этапе выделения и усвоения общего способа действия в ситуации учебной задачи. Однако,
наличие сформированной произвольно-контекстной формы общения позволило детям этой
группы с помощью учителя прийти к усвоению общего способа действия и достаточно успешно
закончить свою первую учебную четверть.
Гораздо хуже ситуация сложилась у испытуемых II и IV групп. В связи с отсутствием развитых форм
произвольно-контекстного общения, эти дети психологически не были готовы к обучению в школе
- они не принимали школьной дисциплины, с трудом включались в учебный процесс, медленно
переключались на различные виды деятельности, и поэтому отставали от общего темпа работы, а
затем и от усвоения учебного плана.
4
5.Разработка мероприятия просветительского характера для учащихся
Возвращаясь к описанию организационной подсистемы системы подготовки старших
дошкольников к школьному обучению, отметим, что наиболее важной ее задачей является
подготовка кадров к реализации задачи функциональной подсистемы - оптимальное протекание
процесса подготовки.
Функциональная подсистема включает в себя два важных момента в работе воспитателя, которые
необходимо рассмотреть в рамках подготовки кадров по реализации системы подготовки старших
дошкольников к школьному обучению. Это: подготовка воспитателей к использованию
предлагаемой в пункте 2.2. методики организации процесса подготовки старших дошкольников к
школьному обучению, а также к психолого-педагогической диагностике детей старшего
дошкольного возраста.
Такая подготовка, на наш взгляд, должна вестись в двух направлениях:
1) введение в программы учебных заведений» готовящих воспитателей детских садов,
необходимых курсов: "Теория и практика игры и ее место в системе подготовки старших
дошкольников к школьному обучению" и "Психолого-педагогическая диагностика
дошкольников";
2) организация методических семинаров, курсов повышения квалификации педагогов
дошкольных учреждений для изучения аналогичных дисциплин.
В задачи нашего исследования не входила разработка программ подобных курсов, однако, на наш
взгляд, необходимо отметить некоторые их особенности и рассмотреть наиболее важные
моменты их изложения.
На формирование психологической готовности к школьному обучению.
На наш взгляд, для более эффективной подготовки кадров к использованию игры в подготовке
старших дошкольников к школе необходимо вводить в курс практические занятия: сначала
просмотр игровой деятельности старших дошкольников с участием взрослого-партнера с
последующим ее анализом, а затем организация игры самими учащимися.
Как пособие в подготовке воспитателей к партнерскому, личностно-ориентированному общению с
детьми может быть использована книга "Учимся общаться с ребенком", в которой приводятся
психологические практикумы, освещаются приемы активных социально-психологических методов
обучения - тренинги и организационно-деятельностной игры, которые также могут быть
использованы в подготовке воспитателей для реализации системы подготовки старших
дошкольников к школьному обучению.
Нами разработан курс "Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста",
который был апробирован в подготовке учащихся педагогического колледжа.
Количество учебных часов (11), отведенных для изучения данного курса, было определено
учебным планом, но как показало его использование на практике, явно недостаточно для
успешного освоения и последующего использования в практической деятельности воспитателей
детских дошкольников учреждений.
Особое внимание в преподавании подобного курса должно быть уделено практическому
освоению психодиагностических и психолого-педагогических методик. Каждый учащийся должен
практически отработать каждую изучаемую методику. Кроме того, для более эффективного
освоения и детального анализа психодиагностической деятельности учащихся, мы предлагаем
ввести тренинговую форму работы при практической отработке методик. Все учащиеся
5
разбиваются на группы по три человека: "дошкольник", "воспитатель" и "супервизор"
(наблюдатель). "Воспитатель" исследует различные психические процессы или психологопедагогические характеристики "дошкольника", а "супервизор" наблюдает за его действиями, не
вмешиваясь в них по ходу эксперимента. После отработки методики "супервизор" высказывает
свои пожелания, замечания, оценки, сделанные в ходе наблюдения психолого-педагогической
диагностики. Затем участники эксперимента меняются ролями.
Заключением занятия по практической отработке психолого-педагогических диагностических
методик могут стать высказывания всех учащихся в отношении проведенного тренинга: в какой
роли больше всего понравилось выступать, почему, что понравилось или не понравилось в работе
коллег и т.д. Важное замечание: преподаватель, как ведущий тренинга, должен создать
положительный настрой и доброжелательную атмосферу при таком обсуждении. Высказывания
участников должны носить конструктивный характер и не вызывать негативных реакций
окружающих.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Авдеева М.А. Методы формирования готовности школьников к аксиологическому
общению / Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5. № 1 (14). С. 63-68.
2. Александрова Т.П. Психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного
возраста / Мотивация и рефлексия личности: теория и практика сборник научных трудов. 2018. С.
211-216.
3. Багина В.А., Боровкова О.А., Гулеева О.В., Гуляков А.А., Гуремина Н.В., Зиятдинова А.И.,
Кобзева Т.Н., Русаков А.А., Салитова Ф.Ш., Седых Т.В., Щедрина Е.В., Ткачева О.И. Современные
образовательные технологии / Монография / Новосибирск, 2017. Том Книга 6
4. Баланчивадзе И.С., Футкарадзе Д. Дошкольное образование, как способ подготовки
воспитанников к школе / Sciences of Europe. 2018. № 27-3 (27). С. 33-36.
5. Баланчивадзе И.С., Футкарадзе Д.Н. Дошкольное образование, как способ подготовки
воспитанников к школе / Sciences of Europe. 2017. № 14-2 (14). С. 36-39.
6. Бойченко А.В. Игровые технологии как средство воспитания и развития / Образовательная
среда сегодня: теория и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической
конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 117-119.
7. Бойченко А.В. Игровые технологии как средство воспитания и развития / Образовательная
среда сегодня: теория и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической
конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 117-119.
8. Бочарова Е.В. Особенности сенсорного развитие в интерактивно-развивающей среде
(сенсорной комнаты) детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Воспитание и
обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 49-50.
9. Веннецкая О.Е., Таначева В.А. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников
сельского детского сада с. Шевырялово (удмуртия) при создании модели участия семьи в
образовательной деятельности ребенка / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016.
№ 5. С. 19-22.
6
10. Визитова С.Ю. Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения:
взаимодействие в семье и обществе / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №
5. С. 477-479.
11. Воробьева А.В. Формирование мотивационно-волевой готовности к школе у старших
дошкольников посредством нейрогимнастики / Научное творчество молодежи как ресурс
развития современного обществасборник статей по материалам XIII Всероссийской научнопрактической конференции молодых исследователей. Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 183-186.
12. Габдулхаков В.Ф. Игра в дошкольном возрасте: анализ состояния в среднем поволжье /
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 54-56.
13. Гатауллина Р.Ф. Роль игры в формировании мотивационной готовности у старших
дошкольников к обучению в школе / Современные вызовы психологии и педагогики Материалы
Всероссийской научно-практической конференции (к 20-летию психологического факультета
Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)).
2017. С. 26-28.
14. Григорьева Н.И., Зорина Н.А. Дидактическая игра как средство формирования
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей седьмого года жизни / Альманах
научно-исследовательских работ студентов и молодых ученыхматериалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 32-36.
15. Девятова И.Е. Интерактивные технологии формирования готовности педагога к
организации учебного исследования в начальной школе / Научное обеспечение системы
повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 43-53.
16. Девятова И.Е. Интерактивные технологии формирования готовности педагога к
организации учебного исследования в начальной школе / Научное обеспечение системы
повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 43-53.
17. Дёмина Г.С., Буркова М.В., Камышникова О.А. Профориентационное пространство школы
как условие формирования успешной личности / Современные технологии обучения и воспитания
в образовательном процессематериалы III международного форума педагогов-инноваторов.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Экспертно-методический центр». 2016. С. 38-42.
18. Джегистаева Л.И. Формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному
обучению / Известия Чеченского государственного педагогического института. 2018. Т. 19. № 2
(22). С. 87-90.
19. Дудкина А.Ю. Развитие волевой регуляции в старшем дошкольном возрасте / Лучшая
студенческая статья 2017 сборник статей победителей V международного научно-практического
конкурса. 2017. С. 310-314.
20. Ефимова И.И., Макарова Т.А. Якутские народные настольные игры как способ
формирования психологической готовности детей к школе / Актуальные проблемы развития
личности в онтогенезе материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов
и аспирантов. 2016. С. 52-53.