Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная практика (научно исследовательская работа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовительного направления "Логопедия"). Производственная практика носит образовательный характер, помогая учащимся соотнести теоретические знания логопеда с реальной действительностью и закрепить навыки практической профессиональной деятельности.
Основной целью практики является практическое освоение учащимися системы профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, составляющих содержание деятельности логопеда, а также овладение речевыми технологиями в работе с детьми с нарушениями речи.
Основными задачами практики являются:
овладение практическими знаниями, навыками и умениями по тем дисциплинам, которые изучались теоретически;
закрепление теоретических знаний специализированных дисциплин и развитие навыков их практического применения в профессиональной деятельности логопеда;
закрепление, углубление теоретических знаний, полученных при изучении переменных дисциплин профессионального цикла; развитие навыков синтеза информации из различных наук;
ознакомление со спецификой работы логопеда в дошкольных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
развитие навыков планирования и выполнения логопедической работы различными способами (групповая, индивидуальная);
знакомство со спецификой проявления нарушений речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей с речевой патологией;
овладение методами психологического и логопедического исследования детей с различными патологиями речи; умение диагностировать и прогнозировать результаты коррекционной работы;
овладение навыками создания корректирующих, компенсаторных и образовательных программ для детей с нарушениями речи с учетом результатов диагностики;
освоение способов продуктивного взаимодействия в рамках комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
приобретение навыков установления контакта и общения с детьми по отдельности и в группе, определения их эмоционального и психологического состояния, управления их мотивацией и активностью во время занятий;
освоить все формы логопедического воздействия и в определенной степени помочь детям преодолеть речевые расстройства, создать условия для гармоничного развития ребенка;
присвоение навыков индивидуального консультирования родителей и детей с нарушениями речи по вопросам социальной адаптации;
формирование навыков организации процесса речевого восстановления ребенка, находящегося в условиях коммуникативной депривации;
совершенствовать исследовательские навыки в области логопедии и дефектологии; развивать способность анализировать и оценивать как свою собственную деятельность, так и деятельность своих коллег; поощрять творческий подход к педагогической деятельности и развивать интерес к выбранной специальности;
формирование профессиональной позиции и этики логопед в практической деятельности;
подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение системой профессионально-педагогических компетенций и внедрение освоенных компетенций в учебный процесс.
Производственная практика (научно исследовательская работа) проходила на базе: МБДОУ ………………………………....................................
………………………………………………………………………………. .
Срок прохождения практики с по
Основная часть
В основной части нами был проведен анализ теоретических источников по теме исследования «Логопедическая работа по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», а именно:
1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Основные направления коррекционной работы по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР.
3. Работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Актуальность исследования.
Непременным условием всестороннего развития ребенка, его успешность является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители накопленного человечеством опыта, знаний, навыков, культуры. Этот опыт можно передать только с помощью речи. Согласно анализу литературы и собственным наблюдениям, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не обладают связными речевыми навыками в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей дошкольного возраста, у которых наблюдается общее недоразвитие речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ, 2010. – 232 с.
2.Бакликова, Е. А. Педагогические условия повышения речевой активности у детей дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития / Е. А. Бакликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 128-130.
3.Банникова, С. В. Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Банникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 191-193.
4.Белоусова, М. В. Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ / М. В. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 111-113.
5.Боле, М. Н. Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования / М. Н. Боле. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 225-227.
6.Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н.Ю. Борякова. – М.: В. Секачев, 2010. – 200 с.
7.Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. – М.: Форум, 2013. – 272 с.
8.Валова, О. В. Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / О. В. Валова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1184-1186.
9.Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2011. – 16 с.
10.Вяткина, Н. И. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня / Н. И. Вяткина, Ю. В. Ачкасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 281-283.
11.Гаврик, Н. А. Стратегия формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР / Н. А. Гаврик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (102). — С. 838-840.
12.Гагай, В.В. Семейное консультирование: учебник для студентов высших учебных заведений / В.В. Гагай. - СПб.: Речь, 2010. – 316 с.
13.Глазунова, С. Н. Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Глазунова, О. Ю. Кобылкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 585-587.
14.Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и психологии. Курс лекций: учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. вузов / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2011. – 256 с.
15.Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Владос, 2008. – 239 с.
16.Каше, Г. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. Каше. – М.: КАРО, 2010. – 171 с.
17.Лазарева, А. И. Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня / А. И. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 166-168.
18.Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу "Логопедия" / Р.И. Лалаева. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 216 с.
19.Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии. Книга для педагогов и родителей / Т.С. Резниченко, Л.Р. Давидович, Ж.В. Антипова. – М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. – 216 с.
20.Мунц, С. С. Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С. С. Мунц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 337-339.
21.Никитенко, А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр / А. В. Никитенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 70-75.
22.Осипова, Р.А. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР/ Р.А. Осипова // Логопед. – 2013. - № 6. – С.107-114.
23.Остапенко, Е. Н. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Е. Н. Остапенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 165-167.
24.Поваляева, Г. А. Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Г. А. Поваляева, Е. С. Хуторева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 409-410.
25.Поваляева, М.А. Настольная книга логопеда / М.А. Поваляева. – М.: АСТ, 2010. – 608 с.
26.Раевская, Ж.Г. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ж.Г. Раевская, Е.М. Воронцова // Коррекционная педагогика. – 2012. - № 6(54). – С.73-79.
27.Салагина, Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Н. Салагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 750-753.
28.Соколова, И. В. Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня / И. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 122-124.
29.Филиппова, О.Н. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ / О.Н. Филиппова, Д.И. Кузнецова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. – №1. – С. 151-156.
30.Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учеб. пособие для студ. и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М.: Издательство Московского психолого- социального института, 2010. – 88 с.
31.Цамая, М. Ю. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития / М. Ю. Цамая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 18-23.
32.Черкашина, Т. Р. Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности / Т. Р. Черкашина, Т. В. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 662-664.
33.Ярцева, Е. А. Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха / Е. А. Ярцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 28-30.