Фрагмент для ознакомления
2
Тема выпускной квалификационной работы была сформулирована следующим образом: «Содержание и технологии социальной работы по адаптации воспитанников в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних».
3. План-конспект реализации основных задач выпускной квалификационной работы в период практики (теоретический и опытно – экспериментальный аспекты).
1) охарактеризовать основные понятия и нормативные правовые документы, определяющие социальную работу с несовершеннолетними детьми: В настоящее время создана целостная система правовой защиты интересов детей. В Российской Федерации принят целый комплекс нормативно – правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.
2. Среди основных нормативно – правовых документов, которые подчёркивают важность дальнейшего совершенствования законодательного регулирования и укрепления правовой защиты детства в Российской Федерации, можно назвать следующие: Конвенция о правах ребёнка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г; Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990.).
2) проанализировать направления деятельности социального работника с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: в целях повышения эффективности социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей необходимо вести постоянную работу по изучению прогрессивных моделей деятельности социальных организаций по работе с семьями по профилактике семейного неблагополучия, предотвращению сиротства, в том числе социального, социально-реабилитационных технологий социальной работы с семьёй и детьми. Можно отметить, что проводимые в России государственные меры помощи кризисным семьям и детям из неблагополучных семей носят направленный характер, но при всем многообразии оказываемых услуг, степень эффективности мер помощи, зависит от региональной способности каждого субъекта финансировать те или иные мероприятия.
3) раскрыть основные технологии социальной работы с детьми в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации; на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения.
4) провести анализ деятельности Государственного Учреждения Тульской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних №6» г. Тулы: социально-педагогическая работа в центре организована комплексно, но требует некоторой доработки и внедрения новых направлений для более успешного результата реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации.
5) представить содержание и результаты опытно-исследовательской работы: Особенности социализации и социальная адаптация воспитанников учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осложнены наличием негативного социального опыта, различными депривациями и внутри личностными трудностями, проявляющимися в низкой самооценке, импульсивности реакций, слабом развитии способности к само регуляции, а также в переживаемых, наблюдаемых явно или затаённо чувствах обиды, вины, склонности к агрессивным реакциям, конфликтности и др. Следовательно, процесс изучения адаптационных механизмов является важным фактором в социализации несовершеннолетних детей.
Охарактеризуйте результаты выполнения задач исследования.
Изучение литературы по теме исследования, анализ иных источников. Были изучены следующая литература и источники.
1.Александров, Е.П. Ролевые практики как средство социализации и социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретико-методологический аспект: монография / Е.П. Александров. – Краснодар: Издательский Дом. – Юг, 2021. – 212 с.
2.Альперович В.Д., Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. 2017. № 8-9. С. 106-109.
3.Антонова Л.Н., Дети группы риска как социально - педагогический феномен // Педагогика. 2010. № 9. С.28-33.
4.Аюпова, Э.И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Э.И. Аюпова. – Текст: электронный. – Москва, 2011. – 222 с. – URL: http://www.psyoffice.ru (дата обращения: 18.04.2024)
5.Бадя Л.В. Системный подход к чтению учебного курса «История социальной работы в России» //Системный подход в социальной работе: методический семинар/Сост. – ред. В.В. Колков – М.:. Институт социальной работы, 1997. – С. 134-142
6.Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб.пособие / Л.В. Байбородова [и др.]. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 98 с.
7.Берковитц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковитц. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 334 с.
Богородская, Э.И. Девиантные подростки в образовательной среде. В сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений / Под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александров, Е.П. Ролевые практики как средство социализации и социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретико-методологический аспект: монография / Е.П. Александров. – Краснодар: Издательский Дом. – Юг, 2021. – 212 с.
2.Альперович В.Д., Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. 2017. № 8-9. С. 106-109.
3.Антонова Л.Н., Дети группы риска как социально - педагогический феномен // Педагогика. 2010. № 9. С.28-33.
4.Аюпова, Э.И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Э.И. Аюпова. – Текст: электронный. – Москва, 2011. – 222 с. – URL: http://www.psyoffice.ru (дата обращения: 18.04.2024)
5.Бадя Л.В. Системный подход к чтению учебного курса «История социальной работы в России» //Системный подход в социальной работе: методический семинар/Сост. – ред. В.В. Колков – М.:. Институт социальной работы, 1997. – С. 134-142
6.Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб.пособие / Л.В. Байбородова [и др.]. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 98 с.
7.Берковитц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковитц. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 334 с.
8.Богородская, Э.И. Девиантные подростки в образовательной среде. В сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений / Под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. – Москва: Издательство «Просвещение», 2016. – 254 с. – Текст: непосредственный.
9.Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы / Пер. со швед. – М.: Институт молодежи. 1992. – 342 с.
10.Бочарова В., Яркина Т. Социальная работа в России: уроки и перспективы. // Социальная работа – 1993. - №2(3). – С.3-5
11.Буркова З.В., Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. 2009. № 7. С. 66-70.
12.Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска актуальная проблема современного общества // Журнал «Вестник Казанского Технологического Университета». 2017. № 5. С. 195-198.
13.Верцинская Н. Н., Трудный ребёнок. – Минск: Народная Асвета, 1999. 128 с.
14.Гаврилов В.И., Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Журнал «Студент. Аспирант. Исследователь». 2018. № 60. С. 188-192.
15.Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методика и технологии социального педагога. – М: Издательский центр «Академия», 2014. 192 с.
16.Голоухова Г.Н., Методика и технология социального педагога ГОС ВПО. Учебное пособие. – Архангельск «ПГУ», 2014. 152 с.
17.Горянова В.А., Модель основных направлений социально - педагогической помощи и поддержки // Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/modiel-osnovnykh, свободный. Загл. с экрана.
18.Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. – 1996. - № 6. – С. 17-22
19.Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы/Акт. гос. ун-т. Барнаул, 1993. – Выпи. 2. – С.94-102.
20.Давыдов С. Социальная работа как феномен современного общества // Вестник социальной работы. 1993. – №1. – С.17. РГСИ
21.Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. Яз. Под ред. Б, Ю. Шапиро. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – 237 с.
22.Джумагазиева Ф.Г., Социальный педагогическое воздействие в работе с детьми из «группы риска» // Режим доступа: https://infourok.ru/statya-socialnopeda, свободный. Загл. с экрана.
23.Дулинова Л.Т., Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления / Л.Т. Дулинова А.Л., Маршак, Е.И. Холостова // Социально - технологический институт МГУС. 2010. № 2. С. 12-15.
24.Дюркгейм Э., Норма и патология. – М.: Прогресс, 2008. 234 с.
25.Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
26.Зайнышев И.Г. Структура теории социальной как науки // Ученые записки/ МГСУ. – 1996. - №1. – С. 19.
27.Зимняя И.А. Социальная работа в общем контексте социально-психологических наук //Социальная работа и психологические науки: методол. семинар / Сост. В.В. Колков. – М.: Институт социальной работы, 1997. – С. 36-41.
28.Ковалев В.Н. Социальное образование: анализ ситуации и путей развития // Социальная работа: теория, технология, образование / МГСУ. – 1996. №2. – С. 53.
29.Колков В.В. Методологические аспекты формирования теории социальной работы (постановка проблемы в контексте подготовки работников социальных служб) // Работник социальной службы (АРСС). – 1997. / №1. – С.14-24.
30.Колков В.В. Формирование учебных дисциплин в области теории социальной работы // Российский журнал социальной работы. – 1997. - №1/5. – С. 105
31.Котельников Г.А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий // Российский журнал социальной работы. – 1995. – №2. – С. 19.
32.Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс М. Психосоциальная помощь населению / пер. с швецк. – М.: Институт социальной работы, 1995. – 232 с.
33.Лукина А.К., Работа с педагогически запущенными детьми: методические рекомендации.– Красноярск: РИО КрасГУ, 2003. 46 с.
34.Моисеева Т.П., Мигунова Ю.В. Признаки и причины детской безнадзорности как детерминирующие факторы позитивной динамики трансформации Российского общества // Журнал «Известия Уфимского научного центра РАН». 2014. № 6. С. 107-114.
35.Мураткина Д.Е., Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Том 20. 2014. № 4 С. 169-172.
36.Малых В.Н. Социальная работа и общество // Социальная работа: теория, технология, образование. – МГСУ. – 1997. - №2. – С. 59.
37.Наместникова И.В. Этические основы социальной работы: учебник для бакалавров/ И.В. Наместникова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 367 с.
38.Никитин В.А. О теоретической идентичности социальной работы // Социальная работа: теория, технология, образование МГСУ. – 1996. - №1. – С. 31.
39.Овсянникова Г.В., Социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска» // Современная образовательная среда: теория и практика. 2018. № 6. С. 113-117.
40.Олиференко Л.Я., Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 256 с.
41.Павленок П.Д., Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. 272 с.
42.Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995. - №1. – С. 9.
43.Прихожан, А.М., Толстых. Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
44.Рожков М.И., Ковальчук М.А., Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: ИздательствоЯГПУ, 2003. 86 с.
45.Русакова Т.А. Социальная работа с семьей в системе подготовки специалистов по социальной работе II Системный подход к социальной работе: методический семинар / Сост. – ред. В.В. Конков. – М.: Институт социальной работы, 1997. – С. 108-116
46.Социальная работа / Под общ.ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс. 1999. – 576с – М.: ВЛАДОС. 2000. – 432 с. (рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов)
47.Студенова Е.Г. Актуальные проблемы социальной работы. М., МГОУ.,
48.Студенова Е.Г. Социальная работа: Язык, культура, познание. М., МГОУ., 2006.
49.Свиридов А.Н., Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога. – Волгоград: Учитель, 2010. 184 с.
50.Селиванова О.А., Социально-педагогические технологии профилактической работы с несовершеннолетними группы риска: учебное пособие. 3–е изд. – Тюмень: Типография «Печатник», 2014. 148 с.
51.Созыкина О.Ю., Работа с детьми группы риска // Режим доступа: https://infourok.ru/rabota-s-detmi-gruppi-riska-2197793.html, свободный. Загл. с экрана.
52.Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
53.Сухоленцева Е.Н., К проблеме воспитания детей группы риска // Журнал «Вестник ВГТУ», 2014. № 3-2. С. 225-230.
54.Тагирова Г.С., Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М.: Педагогическое общество России, 2015. 234с.
55.Теория, история и методика социальной работы [Текст] : учебное пособие для вузов / П. Д. Павленок : учебное пособие для вузов / П. Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп.. - М. : Дашков и К, 2010. - 568 с.
56.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб.заведений. – М.: Академический проект, 2007. – 512 с. (рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов)
57.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебник для бакалавров Издательство: Юрайт-Издат, 2012. – 455 с.
58.Фирсов М.В. История социальной работы. М, Академический проект, 2006.
59.Фирсов М.В. Технология социальной работы М., Академический проект, 2007.
60.Фирсов М.В., Студенова Е.Г, Наместникова И.В. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.
61.Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студенова Е.Г Философия социальной работы. – М.: Кнорус, 2012 – 256 с.
62.Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М. Издательство Юрайт, 2012.
63.Фурманов И.А., Психологические особенности детей, лишённых родительского попечительства. Книга для психологов. – Минск.: Тесей, 2013. 224 с.
64.Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - Издательство: Дашков и К, 2010. - 859 страниц.
65.Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы //1995 – №2 – С.60
66.Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога. Лабораторный практикум. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. 145 с.
67.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. – М.:УРАО,2001.123с.
68.Ярская В.Н. Социальная работа: опыт философской рефлексии //Образование и развитие региона. – 1996 - №1 – С. 10