Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Описание места прохождения практики 8
2. Индивидуальное задание 10
2.1. Программа диагностического исследования подростков по проблеме адаптации к среднему звену школы 10
2.2. Поэтапная консультативная работа с родителями по проблеме адаптации к среднему звену школы. 13
2.3. Программа коррекционных занятий для подростков 15
2.4. Индивидуальная психологическая диагностика и консультация по готовности старшего подростка к экзамену (ОГЭ) 18
2.5. Программа консультирования педагогов по повышению психологической компетентности в области развития и обучения подростков, а также по проблемам профилактики негативных проявлений социальной среды 20
2.6. План социальной реабилитации подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Я, _______, студент ФГБОУ ВО «ЗабГУ», проходил практику под руководством опытного психолога-наставника в __________.
Производственная практика является важной частью образовательного процесса и направлена на закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, а также на приобретение практических навыков и опыта работы в области психологии образования.
Целью данной практики является формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешной работы психолога в образовательной организации. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с деятельностью психолога в конкретной образовательной организации;
изучить основные направления работы психолога с учащимися, педагогами и родителями;
приобрести навыки проведения психолого-педагогической диагностики и анализа результатов;
освоить методы и приёмы психологического консультирования и коррекции;
научиться разрабатывать рекомендации по оптимизации образовательного процесса.
В ходе практики я буду выполнять различные виды деятельности, связанные с работой психолога в образовании, такие как наблюдение за занятиями, проведение диагностических исследований, участие в консультациях и тренингах, анализ документации и т. д. Это позволит мне получить представление о специфике работы психолога и сформировать необходимые компетенции.
Практика будет проходить в ______________ под руководством опытного психолога-наставника. Я уверен, что полученные знания и опыт будут полезны для моей будущей профессиональной деятельности и помогут мне стать квалифицированным специалистом в области психологии образования.
1. Описание места прохождения практики
Я, _______, студент ФГБОУ ВО «ЗабГУ», проходил практику под руководством опытного психолога-наставника в __________.
План работы в период практики:
Ознакомление с деятельностью психолога в образовательной организации.
Изучение основных направлений работы психолога с учащимися, педагогами и родителями.
Приобретение навыков проведения психолого-педагогической диагностики и анализа результатов.
Освоение методов и приёмов психологического консультирования и коррекции.
Наблюдение за работой педагога-психолога.
Ассистирование педагогу-психологу в проведении занятий и консультаций.
Самостоятельное проведение отдельных элементов психолого-педагогической работы.
Анализ документации психолога образования.
Подготовка отчёта о прохождении практики.
В ходе практики я выполнял различные виды деятельности, связанные с работой психолога в образовании: наблюдение за занятиями, проведение диагностических исследований, участие в консультациях и тренингах, анализ документации. Это позволило мне получить представление о специфике работы психолога и сформировать необходимые компетенции.
Анализ документации психолога образования
Документация психолога образования включает в себя планы работы, журналы учёта видов работы, психологические заключения, аналитические отчёты. В процессе анализа документации я изучил:
основные направления работы психолога;
методы и приёмы, используемые в работе;
критерии оценки эффективности работы.
Анализ документации позволил мне понять специфику работы психолога в данной образовательной организации, выявить наиболее актуальные проблемы и определить пути их решения.
Анализ работы, проделанной в течение всей практики
За время практики я выполнил следующие виды работы:
наблюдал за проведением занятий психолога с учащимися;
участвовал в проведении диагностических исследований;
ассистировал психологу в проведении консультаций;
самостоятельно провёл несколько диагностических исследований и консультаций под руководством наставника.
Работа, проделанная в течение практики, позволила мне приобрести практические навыки и опыт работы в области психологии образования, а также развить профессиональные компетенции. Я научился:
устанавливать контакт с учащимися и педагогами;
проводить психолого-педагогическую диагностику;
анализировать результаты диагностики;
разрабатывать рекомендации по оптимизации образовательного процесса.
Практика в ____________ была для меня очень полезной и интересной. Она позволила мне лучше понять специфику работы психолога образования и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
2. Индивидуальное задание
2.1. Программа диагностического исследования подростков по проблеме адаптации к среднему звену школы
Цель программы: изучение уровня и особенностей социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в среднем звене школы.
Задачи программы:
1.Подобрать методики для диагностики адаптации подростков.
2.Провести исследование адаптации подростков, обучающихся в пятом классе.
3.Проанализировать результаты исследования и выявить уровень адаптации каждого подростка.
4.Дать интерпретацию результатов исследования, определить особенности адаптации подростков и разработать рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации процесса адаптации.
5.Сформулировать выводы по результатам исследования.
Исследование будет проводиться с учётом этических норм и правил проведения психологических исследований. Участники исследования будут проинформированы о целях и методах исследования, а также о том, как будут использоваться полученные данные.
Методологическая основа
Программа основана на теоретических положениях возрастной психологии и психологии развития, которые рассматривают адаптацию как процесс приспособления личности к меняющимся условиям социальной среды. В качестве основных критериев адаптации рассматриваются:
успешность учебной деятельности;
усвоение школьных норм поведения;
установление социальных контактов с одноклассниками и учителями;
эмоциональное благополучие.
Для диагностики адаптации будут использованы следующие методики:
1.Методика Александровской Э. М. для изучения процесса адаптации учащихся 5-х классов.
2.Проективная методика «Школа зверей» (С. Панченко).
3.Опросник школьной тревожности Филлипса.
Эти методики позволяют оценить различные аспекты адаптации подростков: учебную деятельность, поведение, социальные контакты, эмоциональное состояние.
Этапы реализации программы
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александровская Э. М. Программа сопровождения подростков в школе. — М.: Академия, 2023.
2.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.
3.Дубровина И. В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. — 2021. — № 2.
4.Овчарова Р. В. Практическая психология образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.
5.Панченко С. «Школа зверей»: проективная методика для исследования школьной тревожности // Школьный психолог. — 2020. — № 16.
6.Филлипс Б. Опросник школьной тревожности. — СПб.: Речь, 2017.
7.Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Бубнова Г. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2024.
8.Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2019.
9.Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Просвещение, 2022.
10.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
11.Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетское, 1990.
12.Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2020.
13.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 2021.
14.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник. — М.: Логос, 2024.
15.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
16.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2019.
17.Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М.: МПСИ, 201.
18.Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995.
19.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2019.
20.Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. — 1995. — № 2.