Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика 3
2. Отзыв студента о прохождении практики 5
3. Рабочий график (план) проведения практики 7
Выполнение заданий 8
4. Задание 1. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики 8
5. Задание 2. Диагностическое обследование старших школьников по запросу образовательной организации 10
6. Задание 3. Подбор и проведение программы коррекционно-развивающих мероприятий для старших школьников. 19
7. Задание 4. Разработка и проведение воспитательных мероприятий по запросу образовательной организации 21
8. Задание 5. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. 31
9. Задание 6. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций по окончанию прохождения практики 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2. Диагностическое обследование старших школьников по запросу образовательной организации
Эмпирическое исследование агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в МБОУ «Средняя школа № 64» г.Красноярска, включало несколько последовательно реализуемых этапов:
1. На первом, теоретико-поисковом этапе, проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, определена тема, цель, объект, предмет, гипотеза, сделан выбор диагностических методик исследования, определен методологический аппарат, составлен план проведения исследования.
2. На втором этапе, этапе сбора эмпирических данных, весь диагностический материал с согласия родителей и руководителя предъявлен подросткам во время учебных занятий. Им выданы бланки для заполнения. Инструкция по каждой методике была дана в устной форме.
3. На третьем этапе, когда проводилась обработка и интерпретация результатов, проведена первичная обработка результатов в соответствии с ключами.
Выборку исследования составили дети старшего подросткового возраста (16-17 лет) в количестве 50 человек.
10 класс - очень активный, творческий. Большинство учеников склонны к лидерству. Вследствие этого в коллективе возникают конфликты, т. к. каждый лидер, имея собственную точку зрения, не желает уступать. Класс открыт к установлению контактов, т.к. большинство учащихся общительные.
В ходе совместной работы удалось легко найти «общий язык» с учениками, а также убедить их в необходимости разрешения конфликтов на начальном этапе. Несмотря на наличие разногласий в классе, учащиеся заинтересованы в совместной работе, стремятся к сплочению коллектива. В ходе работы проявили повышенный интерес к тренинговым занятиям. Любознательны. Проявляют интерес к самопознанию. Склонны к анализу, рассуждениям.
В целом учащиеся склонны зазнаваться, не всегда адекватно оценивают свои возможности. В некоторых случаях нетерпимы к критике окружающих. Имеют высокий уровень притязаний. Преобладающий механизм психологической защиты в классе - это проекция.
Для большинства учащихся необходим некоторый промежуток времени для установления эмоционально насыщенных контактов. Подростки склонны к оборонительному поведению, деструктивному самоутверждению, а также к ослаблению отрицательных эмоций в конфликтных ситуациях. Для некоторых учеников в экстремальных ситуациях свойственно перекладывание ответственности на других и уход на «второй план».
Охарактеризуем используемые методики:
«Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)» [45].
Назначение теста: диагностика агрессивного поведения.
Описание теста: в основу лег тест психологов Б. Басса и Р. Дарки, с помощью которого оценивается уровень агрессивного поведения. Тест содержит 8 шкал, которые характеризуют агрессивность с различных ее аспектов. Это позволяет наблюдать детальные результаты каждого испытуемого. Опросник Л.Г. Почебут похож на тест Басса и Дарки, но отличается тем, что содержит 4 шкалы. Они являются важным дополнением, имеется частичная пересекаемость вопросов, это позволяет оценить степень честности ответов испытуемых. Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал:
Вербальная агрессия (ВА) – вербальное выражение агрессивного поведения по отношению к другому лицу. Использует словесные оскорбления.
Физическая агрессия (ФА) – выражение агрессии с применением физической силы.
Предметная агрессия (ПА) – выражение агрессии на окружающих предметах.
Эмоциональная агрессия (ЭА) – возникновение эмоционального отчуждения при общении с другими, которое сопровождается: подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью.
Самоагрессия (СА) – человек беззащитен в агрессивной среде из-за отсутствия или ослабления механизмов психологической защиты.
Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки [10].
Цель: выявить у старших подростков признаки агрессивного поведения. А. Басс, изучивший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Разрабатывая данный опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
косвенная – агрессия, непрямым путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
подозрительность – в промежутке от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и хотят причинить вред;
вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (грубость, угрозы);
чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21+4, а враждебности – 6,5 – 7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Применяя данную методику, необходимо учитывать, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно–потребностной сферы личности.
Тест внутренней агрессивности (С. Дайхофф)[2].
Методика разработана для выявления скрытой агрессии.
Комплексный самоанализ по нескольким моделям позволит уточнить заключение, чтобы разработать соответствующую программу терапии.
Опросник С. Дайнхоффа – универсальный способ самооценки душевного состояния. Анкетирование не требует присутствия специалиста, а также может проходить в комфортной для испытуемых обстановке.