Фрагмент для ознакомления
1
1. Знакомство с объектом практики – организацией, ее краткая характеристика …………………………………………………………….3
2. Организационно-методическое обеспечение исследования ………...5
3. Результаты обработки полученных эмпирических данных,
анализ и интерпретация результатов проведенного исследования…….10
4. Выводы по результатам поведенного исследования …………………20
5. Список литературы и источников ……………………………………..23
6. Приложения ……………………………………………………………..26
Фрагмент для ознакомления
2
1. Знакомство с объектом практики – организацией, ее краткая характеристика
Психологическая студия была создана как пространство, где люди могут открыто поделиться своими проблемами и найти эффективные способы для их решения. В «Адмире» работает целая команда специалистов с профильным образованием, которые предлагают разнообразные психологические консультации, а также обучающие занятия (как групповые, так и индивидуальные).
Специфика деятельности психолога в условиях психологической студии заключается в выполнение следующих функций:
формирование навыков социальной адаптации, а также укрепление психологического здоровья клиентов;
создание комфортной атмосферы для саморазвития, успеха, а также возможности для клиентов быть самими собой;
формирование у клиентов навыков саморегуляции и самопознания;
коррекция самооценки, тревожности, пагубных привычек.
В процессе работы студии все участники учатся быть самими собой и отстаивать свою настоящую истинную позицию.
Для того, чтобы указанные функции были реализованы в работе психологической студии используются такие формы работы как:
беседа;
дискуссия;
творческие проекты;
упражнения психогимнастики;
игры;
ролевые игры;
инсценировки;
этюды;
элементы тренинга;
сказки;
притчи;
пословицы и поговорки;
загадки;
тесты;
элементы арт-терапии и сказкотерапии;
викторины; обсуждение статей из журналов и интернет-ресурсов.
Для того, чтобы реализовывать все указанные формы работы, специалисты психологической студии (психологи) обладают всем необходимым набором знаний, умений и навыков и готовы оказать помощь клиентам из разных целевых аудиторий и с абсолютно разными запросами.
Достаточно большое количество запросов поступает от родителей несовершеннолетних. С детьми и подростками организуются и проводятся такие формы работы как:
психологическое консультирование;
психологические тренинги и группы;
психотерапевтическая и психокоррекционная помощь;
психологическая подготовка и сопровождение перед ЕГЭ;
психотерапия расстройств различной степени тяжести.
2. Организационно-методическое обеспечение исследования
Исследование было проведено по теме выпускной квалификационной работы «Особенности индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами».
Актуальность исследования. Современные исследования в области психологической науки всё чаще насыщаются тематикой, посвящённой изучению феномена созависимости и такая популярность данной темы обусловлена, прежде всего, потребностью общества в его объяснении. При этом важно учитывать, что понятие созависимости можно рассматривать с двух сторон: с психологической и медицинской.
В медицине созависимость понимается как прогрессирующее заболевание и может применяться исключительно в частных случаях. В психологическом направлении дела обстоят иначе: в созависимости может страдать не только личность клиента, но и психика всех членов его семьи. Именно поэтому данная проблема нашла свой отклик не только в обществе, но и в кругу теоретико и практиков психологии.
Проблема изучения созависимости на данном этапе идёт на ровне с изучением аддиктивного поведения. Данный факт связан с тем, что впоследствии невротического расстройства какого-либо члена семьи возникают психологические проблемы у всей его семьи, что подтверждено многочисленными исследованиями.
На сегодняшний же день психологи – практики, в работе с клиентами, рассматривают проблему созависимости с точки зрения факторов, повлиявших на её формирование. Именно данными фактами обусловлена актуальность темы настоящего исследования, которая направлена на комплексное изучение особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами.
На сегодняшний день внимание психологов обращено на изучение и профилактику созависимости. При этом имеется нехватка глубоких и научно обоснованных исследований, посвящённых вопросам особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами. Это затрудняет подбор подходящих методов и приемов для профилактики и коррекции созависимости при работе с клиентами.
Исследование особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами, способствует повышению индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами уровня информированности о данном явлении, минимизации факторов риска, что обусловило актуальность и выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель работы: изучение особенностей индивидуальной консультативной работы с созависимыми клиентами.
Объект исследования: феномен созависимости.
Предмет исследования: формы, методы и технологии работы с созависимыми клиентами в процессе психологического консультирования.
Гипотеза исследования: клиенты при созависимости имеют такие характерные особенности, как неадекватная самооценка (заниженная), зависимость от внешних оценок, а эмоциональную сферу женщин при созависимости характеризует высокий уровень тревожности. При этом, состояние при созависимости может угрожать здоровью и нуждается в коррекции.
Для достижения цели исследования нами были поставлены задачи:
1Изучить проблемы созависимости в отечественной и зарубежной психологии;
2Рассмотреть созависимость как психологический феномен;
3Проанализировать особенности психологического сопровождения созависимых клиентов;
4Изложить организацию и методы исследования;
5Разработать программу психологического сопровождения созависимых клиентов;
6Разработать научно – методические рекомендации по решению проблемы.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
• тестирование;
• формирующий эксперимент;
• методы математической статистики для осуществления качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методики исследования:
тестирование (тест на созависимость Б. Уайнхолда, тест на локус контроля Дж. Роттера);
опрос (опросник тревожности Спилберга-Ханина);
тест на локус контроля (Дж. Роттер).
Теоретическую основу исследования созависимости как психологического явления составили работы таких авторов, как М. Битти, Н.В. Дмитриева, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко и других.
Практическая значимость исследования: представленные результаты исследования могут служить основой для психологических консультаций при работе с созависимыми клиентами. Полученные данные будут полезны психологов – практиков, психологических консультантов, психотерапевтов. Студенты могут использовать данный материал при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов и курсовых работ.
Выборка исследования: исследование проводилось на базе психологической студии «Адмир». Выборку исследования составили клиенты психологической студии в количестве 40 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1)Аралова, А. А. Проблема созависимости в психологии / А. А. Аралова // Фестиваль науки Сочинского государственного университета: Материалы Международной научно-практической конференции, Сочи, 22–28 апреля 2024 года. – Сочи: Сочинский государственный университет, 2024. – С. 241-244.
2)Ваваев, С. Ф. Специфика диагностики и психологического консультирования созависимых при алкоголизме / С. Ф. Ваваев // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных и их наставников, посвященной Году семьи, Тверь, 24–25 апреля 2024 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2024. – С. 413-418.
3)Данилова, М. В. Диагностика созависимости у пациентов с невротическими расстройствами / М. В. Данилова // Студенческий вестник. – 2022. – № 45-2(237). – С. 25-26.
4)Дементьева, А. В. Исследование межличностной созависимоcти у женщин среднего возраста / А. В. Дементьева, Г. Ю. Гольева // Cборник методических рекомендаций по вопросам теоретических и практических разработок в области общественно-гуманитарных наук. Том Часть 2. – Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2019. – С. 116-123.
5)Емельянова, Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е. В. Емельянова ; Е. В. Емельянова. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – ISBN 5-9268-0321-7.
6)Ершова, Р. В. К проблеме концептуализации феномена созависимости в психологии / Р. В. Ершова, А. В. Соколова // Вестник Вятского государственного университета. – 2023. – № 1(147). – С. 110-119.
7)Нагорнова, А. Ю. Исследование эффективности технологии социального консультирования в работе с созависимыми членами семей алкоголиков / А. Ю. Нагорнова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 12. – С. 38. – 45.
8)Попович, К. С. Особенности психологического консультирования женщин, находящихся в созависимых отношениях / К. С. Попович // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : Сборник статей по материалам LXII-LXIII международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17 октября 2022 года. Том 9-10 (60). – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2022. – С. 113-117.
9)Раклова, Е. М. Причины созависимых взаимоотношений личности на разных этапах детства и взрослости / Е. М. Раклова // The Unity of Science. – 2015. – № 1-2. – С. 92-95.
10)Роговая, О. С. Психологические характеристики трудностей взаимодействия с созависимыми / О. С. Роговая // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню психолога) : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 ноября 2022 года / Отв. редактор Е.В. Ковылова. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет просвещения", 2023. – С. 326-330.
11)Рожнова, Т. М. Генетические основы созависимости / Т. М. Рожнова // Клинико-лабораторный консилиум. – 2011. – № 2(38). – С. 46-51.
12)Стебакова, Д. А. Психофизиологические маркеры в диагностике созависимости / Д. А. Стебакова // Национальное здоровье. – 2022. – № 1. – С. 132-135.
13)Хухлаев, О. Е. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : Учебник и практикум / О. Е. Хухлаев, О. В. Хухлаева. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 423 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-02596-5.
14)Штин, А. В. Опыт диагностики созависимости у пациентов, страдающих невротическими расстройствами / А. В. Штин, О. В. Белан, И. А. Байкова // Медицинские новости. – 2016. – № 8. – С. 55-57.
15)Ялышева, М. Н. Проблема исследования феномена созависимых отношений в супружеских парах / М. Н. Ялышева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения": в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. Том 3. – Москва: Издательство "Перо", 2020. – С. 1086-1089.