Фрагмент для ознакомления
1
Введение 4
1. Описание организации, учреждения, являющегося базой практики 6
2. Описание выполнения плана практики 8
3. Анализ впечатлений и затруднений, возникавших в ходе практики 18
4. Предложения по усовершенствованию программы практики, методического руководства от университета и баз практики 20
Выводы 22
Список использованной литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Практика занимает особое место в системе профессиональной подготовки, поскольку она позволяет интегрировать теоретические знания и практические умения, формируя целостное представление о будущей профессиональной деятельности.
Организация практики основывается на ряде ключевых принципов, обеспечивающих ее эффективность и целенаправленность. Одним из основополагающих принципов является принцип связи теории с практикой, который предполагает органичное сочетание теоретического обучения и практической деятельности студентов.
Принцип систематичности и последовательности предполагает логичное и поэтапное построение практики, при котором каждый последующий этап опирается на предыдущий и способствует дальнейшему профессиональному развитию студентов.
Не менее важным является принцип индивидуализации, который предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей каждого студента в ходе прохождения практики.
Ключевыми задачами практики выступают:
- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе обучения;
- формирование и развитие профессиональных умений и навыков, необходимых для работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра;
- приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности в условиях реальной практики;
- развитие профессионально значимых личностных качеств (эмпатия, толерантность, ответственность, креативность и др.);
- формирование устойчивой мотивации к профессиональной деятельности в сфере психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
Прохождение практики способствует формированию и развитию широкого спектра профессиональных умений и навыков, необходимых для эффективной работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Таким образом, практика занимает ключевое место в системе профессиональной подготовки будущих специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
1. Описание организации, учреждения, являющегося базой практики
Прохождение практики по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройством аутистического спектра осуществлялось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи был создан в 2010 году с целью обеспечения доступности и качества оказания специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Учреждение располагается в современном трехэтажном здании, оснащенном необходимым оборудованием и материально-техническими средствами для осуществления коррекционно-развивающей работы.
В штате Центра работают высококвалифицированные специалисты различного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, врачи-психиатры, невропатологи и другие. Все сотрудники имеют профильное образование и регулярно повышают свою квалификацию, что позволяет им оказывать качественную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Основными направлениями деятельности Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи являются:
- психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ;
- организация и проведение просветительских мероприятий для педагогов и родителей;
- методическое сопровождение образовательных организаций, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
- межведомственное взаимодействие с различными учреждениями системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
Особое внимание в Центре уделяется работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра. Для этой категории детей разработаны и реализуются специализированные программы психолого-педагогического сопровождения, направленные на развитие коммуникативных, социально-бытовых и познавательных навыков.
Работа с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. Специалисты учреждения используют комплексный подход, включающий в себя психолого-педагогическую диагностику, разработку и реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ, а также тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) детей.
В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС особое внимание уделяется формированию и совершенствованию их функционально-коммуникативных навыков. Для этого применяются различные методы и приемы, такие как визуальная поддержка, структурирование пространства и времени, использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации, а также методы прикладного анализа поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Балашова, В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / В. П. Балашова // Молодой ученый. – 2018. – № 46 (232). – С. 247-249.
2.Кучина, Д. А. Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / Д. А. Кучина // Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235). – С. 282-284.
3.Марченко, М. А. Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков / М. А. Марченко // Молодой ученый. – 2023. – № 44 (491). – С. 151-154.
4.Панасенкова М.М. Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами // Педагогическая перспектива. – 2022. – №2 (6).
5.Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС / Н. Я. Семаго, Е. А. Соломахина // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15, № 1(54). – С. 4-14.