Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы практики подчеркивается следующим. Формирование экономических интересов современной фирмы определяется большим количеством факторов ее жизнедеятельности, которые можно характеризовать способностями к выживанию, стабилизации, развитию, а вместе с тем и преимуществами перед конкурентами и определенного рода устойчивостью к возникающим изменениям факторов и внутренней, и внешней среды. При всем этом современная фирма должна принимать во внимание складывающиеся ситуации ресурсного и товарного спроса и предложения, экономической зависимости и нужной самостоятельности.
Неблагоприятная среда финансово-хозяйственной деятельности фирмы, в частности, налоговая политика, чрезмерность администрирования бизнеса, государственная ценовая политика, таможенное регулирование и пр. создает разного рода внешние угрозы ее экономической безопасности. При всем этом экономические интересы современной фирмы связаны с ростом уровня эффективности ее функционирования (расширением и модернизацией производственных площадей, ростом квалификационного уровня персонала, грамотным распределением материальных ресурсов, обеспечением стабильности) и минимизацией угроз безопасности своего бизнеса. А это, в свою очередь, должно обеспечивать сохранение определенного уровня конкурентоспособности современной фирмы.
В качестве важнейшего фактора, который влияет на уровень экономической безопасности современной фирмы, выступает степень ее финансовой устойчивости и платежеспособности. Насколько высокой будет эта степень, настолько будет велика или низка вероятность банкротства как важнейшей угрозы экономической безопасности, и необходима будет выработка мероприятий по улучшению экономической безопасности.
Цель практики – оценка угроз функционирования хозяйствующего субъекта.
Задачи практики:
- представить характеристику организационно-правовой формы и организационной структуры деятельности хозяйствующего субъекта;
- рассмотреть характеристику вида экономической деятельности хозяйствующего субъекта;
- - оценить основные экономические результаты деятельности хозяйствующего субъекта;
- определить риски и угрозы в деятельности хозяйствующего субъекта.
Объект прохождения практики – ООО «СПАР Миддл Волга», магазин 31А г. Чебоксары.
Предмет исследования – формирование показателей деятельности предприятия.
1. Характеристика организационно-правовой формы и организационной структуры деятельности хозяйствующего субъекта – базы практики
ООО «СПАР Миддл Волга» - это сеть продовольственных магазинов (гипер- и супермаркетов) по России. Всего в торговую сеть ООО «СПАР Миддл Волга» входит 466 торговых предприятий. Основной целью деятельности ООО «СПАР Миддл Волга» является удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, а также получение прибыли в интересах участников общества. Основные направления деятельности ООО «СПАР Миддл Волга» состоят в: торговле розничной в неспециализированных магазинах; торговле розничной мясом, птицей, рыбой; торговле розничной неспециализированной; торговле розничной пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; торговле фруктами, овощами и картофелем; торговле хлебобулочными и кондитерскими изделиями и др.
ООО «СПАР Миддл Волга» на постоянной основе находится в состоянии динамичного роста и интенсивности своего развития. ООО «СПАР Миддл Волга» - юридическое лицо, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётный и иного рода счета в учреждениях банков, печать с собственным наименованием, бланки. Руководство деятельностью осуществляется генеральным директором. Важнейшие виды работ, выполняемых генеральных директором, следующие:
- приказы и распоряжения различным структурным подразделениям,
- общее руководство.
- контроль работы подразделений.
Функции коммерческой дирекции являются следующими:
- материально-техническое снабжение товарами.
- эффективность использования финансовых ресурсов, которые направляются на закупки товаров, уменьшение издержек;
- подготовка и заключение коммерческих контрактов, договоров;
- организация рациональности использования материальных ресурсов торговой компании;
- деятельность в области рекламы,
- стимулирование сбытовой деятельности,
- разработка и внедрение стандартов компании по организации хранения, сбыта и транспортировки товаров и др.
Учредительным документом компании ООО «СПАР Миддл Волга» является устав, в котором содержатся такие основные положения:
- устав разработан на основе ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- основным видом деятельности предприятия является торговля розничная преимущественно прочими пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах;
- дополнительных видов деятельности в уставе закреплено более 30 видов;
- в соответствие с основными задачами Общество имеет право совершения в России и за ее пределами сделок и иного рода юридических актов с предприятиями в отдельно взятыми лицами, в том числе купли-продажи, подряда, совместной деятельности, принимать участие в торгах, аукционах и конкурсах, а вместе с тем предоставлять гарантии;
- Общество имеет право осуществлять процесс покупки в установленном порядке необходимых материалов: сырья, оборудования, машин, иных материальных ценностей и т. д.
Режим налогообложения ООО «СПАР Миддл Волга» - ОСНО, потому оно является плательщиком налога на прибыль организаций, НДС. ООО «СПАР Миддл Волга» также является плательщиком НДФЛ, так как все работники оформлены официально, а также страховых взносов.
Практика пройдена на базе магазина 31А г. Чебоксары торговой сети «СПАР».
2. Характеристика вида экономической деятельности хозяйствующего субъекта – базы практики
Сеть основывается на продаже продуктовых и хозяйственных товаров, что делает поход за покупками более простым и удобным. Данная торговая сеть достаточно давно закрепила свое положение на рынке, она является конкурентно способной, благодаря доверию покупателей, которых она завоевывала на протяжении нескольких лет. Основным из лозунгов развития сети является достаточно закоренелый девиз: «Покупатель всегда прав!». Он позволяет установить достаточно крепкую обратную связь между продавцом и потребителем. Это не мешает развитию бизнеса, а напротив, делает его более надежным.
Каждый день в магазинах «СПАР» обслуживаются примерно 600 000 покупателей. В 2023 году количество новых рабочих мест «СПАР» составило 2300 рабочих мест. На сегодняшний день численность персонала «СПАР» составляет более 13 000 человек, в т. ч. магазина №31 г. Чебоксары – 215 чел.
Вклад Компании «СПАР» в благотворительность, спонсорство спортивных турниров местного и федерального значения во всех регионах присутствия магазинов сети, пропаганду здорового образа жизни, поддержку социально-незащищенных слоев населения, детей, оставшихся без родителей, помощь семьям воинов, погибших в локальных конфликтах, ветеранам Афганистана составил более 76 миллионов рублей.
Например, глобальная компания может разделить свой бизнес на регионы (например, EMEA/APAC) или широкие категории услуг (например, B2B/D2C).
Розничная сеть имеет собственную логистическую систему. Основой успешного развития СПАР является увеличение покупательской способности все большего количества клиентов, предлагая широкий ассортимент качественных товаров по ценам на 10-20% ниже, чем у его конкурентов. Открытие торговых центров в городах России обеспечивает приток дополнительных денежных средств в виде налоговых поступлений в бюджет регионов, позволяет создавать рабочие места, развивает сети местных производителей и поставщиков товаров.
Размер торговой сети делает предприятие крупнейшим или одним из крупнейших покупателей для большинства поставщиков. Такое положение, а также безупречная история своевременных платежей за поставленную продукцию, позволяет договариваться о выгодных условиях поставок с производителями, в том числе с международными корпорациями. Поставщики СПАР отбираются по следующим критериям:
- качество товара;
- стабильность и своевременность поставок;
- закупочная цена;
- предоставляемая поставщиком отсрочка платежа.
СПАР проводит строгую политику осуществления централизованных закупок. Стандартный срок действия договора поставки не превышает 1 года. В 2023 г. СПАР удалось увеличить средний срок отсрочки платежа поставщикам до 34 дней с 20 дней в 2021 г. Планы компании предусматривают дальнейшее увеличение сроков товарного кредита.
В число поставщиков СПАР входят такие компании, как ЭйчБиСи Евразия», ЗАО «Крафт Фудс Рус», ООО «Данон Индустрия», ООО «Экспериментально-консервный завод Лебедянский», ООО «Браво-Интернешнл» и пр.
Основной ассортимент:
- молочная продукция;
- хлебобулочная продукция;
- макаронные изделия;
- масло-жировая продукция;
- бакалея;
- консервация;
- кондитерская продукция;
- мясная гастрономия;
- рыба и морепродукты;
- полуфабрикаты замороженные;
- фрукты, овощи;
- средства гигиены;
- зоо-гастрономия;
- бытовая химия;
- прочие непродовольственные товары.
В таблице 1 представлен анализ 5Р.
Таблица 1
Анализ 5 Р в услугах магазина «СПАР»
Показатель Цель Факт Корректирующие меры
Product Лидерство по показателям ассортимента Лидерство меньше, чем сети «Лента» Разработать новую линейку товаров
Place Лидерство по дистрибуции в форматах: дискаунтеры и продуктовые магазины у дома Отрыв от конкурентов «Пятерочка», Магнит Увеличить дистрибуцию в «продуктовых магазинах у дома»
Price Лидерство по цене Цены на многие товары выше, чем у конкурентов «Да», «Пятерочка» Включить в бюджетную серию «Каждый день» больше товаров
Promotion Лидерство по знанию, употреблению, лояльности По лояльности рекомендации отсутствуют Разработать кампании, направленные на рост лояльности и потребления товара
People Все группы населения – покупатели «СПАР» Население ближайших домов – покупатели «СПАР» Активизировать методы продвижения
Таким образом, предприятию предлагается совершенствовать ассортимент и повышать лояльность потребителей.
По итогам 2023 г. объем рынка розничной торговли в г. Чебоксары составлял 72333,4 млн руб. Компания повысила свою долю рынка с 15,2% в 2022 году до 17,3% в 2023 году – и это произошло на фоне роста количества собственных магазинов и наращивания доли рынка всеми ближайшими конкурентами без исключения.
Для продвижения магазина СПАР среди потребителей и формирования эффективных программ лояльности важным выступает проведение анализа отношения потребителей к магазину на современном этапе и существующих программ лояльности в работе предприятия магазинного бизнеса.
На основании изучения рынка был составлен «портрет потребителя» магазина СПАР по методу 5W (кто? Что? Почему? Когда? Где?) – табл. 2.
Таблица 2
Портрет потребителя магазина СПАР
Потребность Тип личности Профессии, уровень дохода
1. Периодичность – постоянно, 1-2 раза в неделю
2. С кем – один (одна)
3. Цель - утоление голода
4. Место - вблизи от места жительства. Возрастная группа 20-40 лет (в основном холостяки) Люди различных профессий со средним и выше среднего доходом
1. Периодичность – 1-2 раза в месяц
2. С кем - с семьей
3. Цель –закупка продуктов на хранение
4. Место - вблизи от места жительства. Население в возрасте 20-50 лет Люди различных профессий со средним доходом
1. Периодичность – 1-2 раза в неделю
2. С кем – с друзьями
3. Цель – закупка продуктов
4. Место – независимо от месторасположения Молодые люди в возрасте 18-35 лет. Служащие, домохозяйки, предприниматели, со средним уровнем дохода
1. Периодичность – 1-2 раза в полгода, 1-2 раза в месяц
2. С кем – в одиночестве, со знакомыми, с семьей
3. Цель – закупка продуктов
4. Место – вблизи от места работы Деловые люди в возрасте 25-50 лет Предприниматели, менеджеры и управленцы высших категорий
1. Периодичность – постоянные клиенты
2. С кем – с семьей, друзьями
3. Цель – ценители кухни и колорита магазина
4. Место – конкретно СПАР Люди среднего и старшего возраста (30-55лет), преимущественно мужчины Уровень дохода средний и выше среднего
Современный потребитель требует от компании предоставления ему статуса значимости, права голоса, который влияет на формирование у него лояльности к компании, ее продукции значительно больше, чем система предлагаемых скидок.
Как свидетельствует проведенное исследование, посетителей магазина СПАР можно разделить на пять категории по основным целям посещения:
- холостяки, живущие неподалеку, для утоления голода;
- семья, желающая закупить продукты;
- бизнесмены или менеджеры, которым дорого время;
- молодежь, не располагающая большими денежными средствами;
- постоянные посетители, ценители продуктов СПАР.
В области коммуникационной политики магазин СПАР использует следующие элементы комплекса продвижения - связи с общественностью, стимулирование сбыта, личная продажа, прямой маркетинг, реклама.
Методы стимулирования сбыта – это мероприятия, акции и действия, проводимые магазином СПАР и направленные на увеличение спроса, ускорение реализации, активизацию продаж путем мотивирования совершить покупку.
Методы стимулирования сбыта в магазинах СПАР:
- стимулирование покупок (дополнительные скидки и бонусы);
- POS-материалы (листовки, фирменные пакеты).
Веб-сайт компании СПАР также является инструментом коммуникационной политики, который также использует предприятие. Благодаря Веб-сайту клиенты могут получить полную информацию о предприятии, товарах и цене на них, о партнерах, направлениях его деятельности, наградах и заслугах, также различных акциях, проводимые предприятием и т.д. На сайте можно сформировать заказ и организовать доставку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/.
3. Анализ производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятия (в схемах и таблицах) / Л.В. Колядов, П.Ф. Тарасенко, И.H. Отвагина, Ф.Р. Матвеев [Текст]: учебник. - М.: Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2019. - 416с.
4. Долгобородова, Д.Д. Влияние рисков на конкурентоспособность предприятия [Текст] / Д.Д. Долгобородова, С.И. Иванова // Актуальные исследования. – 2023. - №18-2. – С.49-51.
5. Косов, М.Е. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] / М.Е. Косов // Аудиторские ведомости. - 2022. - №2. - С.46-48.
6. Коровникова, И.А. К вопросу о сущности и структуре бухгалтерского баланса [Текст] / И.А. Коровникова, И.А. Слабинская // Белгородский экономический вестник. – 2023. - №1. – С.106-112.
7. Лещинский, В.С. особенности товарооборота современных организаций [Текст] / В.С. Лещинский // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2024. - №22. – С.132-134.
8. Магомадов, Э.М. Экономический анализ эффективности деятельности предприятия [Текст] / Э.М. Магомадов // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. - №3. – С.171-177.
9. Наседкина, Т.И. Бухгалтерская отчетность как основа анализа финансовой устойчивости предприятия [Текст] / Т.И. Наседкина, А.И. Черных, И.А. Демешева // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2022. - №1. – С.39-50.
10. Пычкова, А.В. Структурный анализ имущества и капитала организации для целей оценки ее платежеспособности [Текст] / А.В. Пычкова // Знания молодых – будущее России: сборник статей. - Киров: ВятГАУ, 2021. - С.114-117.
11. Саталкина, Н.И. Экономика торговли [Текст] / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов, Г.И. Терехова. – Москва: Форум, 2024. – 232с.
12. Смирнов, И.О. Азы бизнеса в сфере торговли [Текст] / И.О. Смирнов // Global and Regional Research. – 2023. – Т.5. - №1. – С.87-94.
13. Солдатова, А.Н. Анализ товарооборота и товарных запасов организации розничной торговли [Текст] / А.Н. Солдатова // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования: сборник статей V Междун. науч.-практ. конференции. – Петрозаводск: Новая Наука, 2023. – С.219-229.
14. Фридман, А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / А.М. Фридман. – М.: Инфра-М, 2019. – 264 с.
15. Ярошенко, Е.М. Факторы, влияющие на товарооборот [Текст] / Е.М. Ярошенко, А.В. Клопова // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сборник статей конференции. – Пенза: ПГАУ, 2022. – С.508-510.