Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная практика (научно исследовательская работа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовительного направления 050700 (44.03.03) специальное (дефектологическое) образование (профиль "Логопедия"). Производственная практика носит образовательный характер, помогая учащимся соотнести теоретические знания логопеда с реальной действительностью и закрепить навыки практической профессиональной деятельности.
Основной целью практики является практическое освоение учащимися системы профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, составляющих содержание деятельности логопеда, а также овладение речевыми технологиями в работе с детьми с нарушениями речи.
Основными задачами практики являются:
овладение практическими знаниями, навыками и умениями по тем дисциплинам, которые изучались теоретически;
закрепление теоретических знаний специализированных дисциплин и развитие навыков их практического применения в профессиональной деятельности логопеда;
закрепление, углубление теоретических знаний, полученных при изучении переменных дисциплин профессионального цикла; развитие навыков синтеза информации из различных наук;
ознакомление со спецификой работы логопеда в дошкольных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
развитие навыков планирования и выполнения логопедической работы различными способами (групповая, индивидуальная);
знакомство со спецификой проявления нарушений речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей с речевой патологией;
овладение методами психологического и логопедического исследования детей с различными патологиями речи; умение диагностировать и прогнозировать результаты коррекционной работы;
овладение навыками создания корректирующих, компенсаторных и образовательных программ для детей с нарушениями речи с учетом результатов диагностики;
освоение способов продуктивного взаимодействия в рамках комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
приобретение навыков установления контакта и общения с детьми по отдельности и в группе, определения их эмоционального и психологического состояния, управления их мотивацией и активностью во время занятий;
освоить все формы логопедического воздействия и в определенной степени помочь детям преодолеть речевые расстройства, создать условия для гармоничного развития ребенка;
присвоение навыков индивидуального консультирования родителей и детей с нарушениями речи по вопросам социальной адаптации;
формирование навыков организации процесса речевого восстановления ребенка, находящегося в условиях коммуникативной депривации;
совершенствовать исследовательские навыки в области логопедии и дефектологии; развивать способность анализировать и оценивать как свою собственную деятельность, так и деятельность своих коллег; поощрять творческий подход к педагогической деятельности и развивать интерес к выбранной специальности;
формирование профессиональной позиции и этики логопед в практической деятельности;
подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение системой профессионально-педагогических компетенций и внедрение освоенных компетенций в учебный процесс.
Производственная практика (научно исследовательская работа) проходила на базе: МБДОУ ………………………………....................................
………………………………………………………………………………. .
Срок прохождения практики с «05» ноября 2014 г. по ……………… 2024 г.
Основная часть
В основной части нами был проведен анализ теоретических источников по теме исследования: «Логопедическая работа по развитию лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи», а именно:
1. Особенности словаря у детей с общим недоразвитием речи.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.
3. Содержание коррекционной работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Актуальность.
Исследованием развития речи занимались выдающиеся учёные, такие как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина и многие другие.
Речь – это один из важнейших аспектов психического и личностного развития ребёнка. Она становится полноценным средством общения только тогда, когда все её структурные элементы сформированы.
В мире нет ничего, что не было бы названо словом. Слово – это основная значимая единица языка, которая обеспечивает содержание общения. Наш язык – это, прежде всего, язык слов. Каждое слово имеет свой смысл и значение, выражает определённое понятие.
Словарь – это запас слов, которым владеет человек. Чем богаче словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее речь. Богатство словаря является показателем высокого уровня умственного развития. Бедность словаря мешает полноценному общению и, следовательно, общему развитию ребёнка.
В настоящее время дети с общим недоразвитием речи составляют значительную часть детей с нарушениями речи.
По мнению таких учёных, как Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, речевые нарушения негативно влияют на все сферы личности дошкольника. У таких детей плохо развита познавательная деятельность, снижен уровень запоминания, нарушены все формы общения и межличностное взаимодействие, затормаживается развитие игровой деятельности. А ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и играет важную роль в психическом развитии.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть словарём, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.
Одним из основных признаков общего недоразвития речи является ограниченный словарный запас, не соответствующий возрасту. Поэтому формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи — важная задача логопедической работы, которой следует уделять серьёзное внимание. Работа над словарём ребёнка оказывает подлинно развивающее воздействие: она не ограничивается количественной стороной, а предусматривает углубление понимания значений слов, знакомство детей с многозначными словами и смысловыми отношениями между словами.
Актуальность этой проблемы определила выбор темы нашего исследования.
Объектом исследования является словарный запас у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является коррекционно-логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Особенности словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи — это сложное речевое нарушение, при котором страдает вся речеязыковая система: звуковой, лексико-грамматический и семантический аспекты речи, при этом слух и интеллект остаются сохранными.
Основные признаки общего недоразвития речи:
• позднее начало формирования речи;
• ограниченный словарный запас;
• частые ошибки в грамматике;
• проблемы с произношением;
• нарушения фонематических процессов.
Ограниченность словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи связана не только с речевыми проблемами, но и с особенностями их познавательной деятельности. У детей с ОНР наблюдается снижение речевой активности и других психических процессов. Они не способны учитывать особенности лексической системы, у них не сформирована морфологическая структура слова, и слово воспринимается не как связующий элемент, а как набор грамматических классов слов, значения которых становятся частью семантического поля.
Лексико-семантическая сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР имеет следующие особенности:
• ограниченный словарный запас;
• трудности в понимании значения слов;
• сложности в словообразовании, что приводит к ограниченности словарного запаса;
• использование парафазий (вербальных замен по смежности, семантических, перифраз);
• некоторые слова имеют слишком широкое значение;
• трудности в понимании синонимов и антонимов;
• сложности в усвоении лексико-семантических связей слов.
У детей наблюдается бедность и своеобразие лексики, процессы обобщения и абстракции развиты недостаточно. При создании речевого высказывания нарушаются процессы тематического отбора и выбора слов по смыслу.
Языковые способности сформированы на низком уровне, что проявляется в слабой дифференциации лексики. Дети не умеют использовать синонимы, антонимы и обобщающие понятия.
Для таких детей характерно неточное использование слов, что приводит к функциональным заменам, смысл слов становится размытым, и возникает большое количество парафазий.
Каждый уровень речевого развития, выделенный Р. Е. Левиной, имеет свои особенности.
Уровень 1. Вербальные средства общения практически отсутствуют или слабы. Активный словарный запас составляют лепетающие слова, звукоподражания и сложные звуки, некоторые бытовые фразы, которые ребенок произносит невнятно. Эти слова и фразы относятся к конкретным предметам и действиям. Ребенок меняет название предмета, действует с ним и наоборот. Дети используют паралингвальные средства общения. Грамматические связи в речи не используются. Дети с 1 уровнем речевого развития могут понимать речь только в ситуациях, специфичных для других.
Уровень 2. Речь более развита. Слова появляются, но фонетически и грамматически перепутаны. Словарный запас разнообразен и обширен. В речи ребенка встречаются различные лексико-грамматические категории: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения. Некоторые дети не знают многих слов, относящихся к животным и их детенышам, частям тела, одежде, мебели и занятиям. В словаре прилагательных нет слов, описывающих форму, цвет или материал. Слово часто сокращают. Дети могут свободно отвечать на вопросы, используя картинки, связанные с семьей, знакомыми предметами вокруг. Грамматизм преобладает. Понимание речи не является совершенным, поскольку многие грамматические формы недостаточно модифицированы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2009. — 396 с.
2. Бегларян, А.А. Коррекционно-логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. А. Бегларян // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2022. – № 3. – С.54
3. Болдырева, В. Э. Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. Э. Болдырева, З. Э. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 450-451.
4. Ванюшина, В. В. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. В. Ванюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 192-195.
5. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2010. — 236 с.
6. Завольская, Е. В. Особенности формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / Е. В. Завольская — Текст: непосредственный // Логопед. — 2013. ‒ № 15. — С. 13–21.
7. Зенкина, А. А. Использование лэпбука в процессе коррекции лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи / А. А. Зенкина, М. Ю. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 265-267.
8. Калягина, Е. А. Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Е. А. Калягина, О. В. Валова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 425-427.
9. Лазарева, Г. Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г. Н. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 21-24.
10. Литвинова, А. О. Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. О. Литвинова, Ю. И. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 253-255.
11. Логопедия : учеб. для студентов вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
12. Подилова, О. П. Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий / О. П. Подилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 181-184.
13. Самсонова Светлана Николаевна РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР / С.Н. Самсонова // Столыпинский вестник. – 2022. – №5. – С. 2811-2818.
14. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I--IV классы) [Электронный ресурс] Режим доступа: – https://vk.com/wall-57880788_17835 (Дата обращения: 02.12.2024)
15. Трауготт, Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят [Электронный ресурс] Режим доступа: – https://vk.com/wall-39103203_2004 (Дата обращения: 02.12.2024)
16. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с.
17. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
18. Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : методический и практический журнал : издается с 2002 года / ред. Н. Н. Малофеев, Н. В. Бабкина. — 2013. — №8. — С. 4–16.
19. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Академия, 2001. – 336 с.