Фрагмент для ознакомления
2
1. Конспекты 5 уроков по литературному чтению (5-9 класс).
№1
Тема: «Типы народных сказок»
Цель: углубить и обобщить знания учащихся о народных сказках.
Задачи:
Оценить уровень усвоения учащимися изученного материала, а также степень формирования навыков и умений (знание типов русских народных сказок, их жанровых и композиционных характеристик), способствовать активизации познавательной деятельности.
Содействовать развитию творческих способностей учащихся, расширить их словарный запас, а также продолжить формирование умения выделять ключевые моменты, приводить примеры и развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать любовь и уважение к культурным традициям собственного народа, формировать личное отношение к прочитанному и развивать доброжелательность, внимательность и чуткость среди детей.
Дидактические материалы:
Карточка «Образ литературного героя»
Тестовый материал
Кластер-схема «Типы сказок»
Таблица «Характеристики народных сказок»
Структура урока
Вводная часть
Время: 5-7 минут
На недавних уроках мы обсуждали народные сказки. Что мы можем вспомнить об этом жанре? (Ответы детей)
Кластер-схема «Типы сказок»
Сегодня мы подведем итоги нашей изучаемой темы и отправимся в увлекательное путешествие по миру сказок. Я подготовила для вас ряд интересных заданий. Прежде чем начнем, давайте вспомним, что такое сказка и какие типы сказок мы знаем. (Ответы детей, работа со словарем. Заполняем кластер-схему «Типы сказок»).
Основная часть
Время: 25 минут
Мы ознакомились не только с типами сказок, но также с их структурными особенностями. Давайте вспомним, из каких компонентов состоит сказка. (Ответы детей, работа со словарем по терминам «зачин», «присказка», «концовка»).
Таблица «Характеристики народных сказок»
Это подготовит нас к следующему заданию. Вспомним, что у каждой сказки есть свои характерные черты, о которых мы уже упоминали. Теперь мы поработаем в группах и заполним таблицу «Характеристики народных сказок».
Каждая группа получит свое задание: 1 группа — расскажет о волшебных сказках, 2 группа — о сказках с животными, 3 группа — о бытовых сказках. После обсуждения мы составим общую таблицу. (Работа в группах, заполнение таблицы «Характеристики народных сказок»).
Отлично! Вы все молодцы и быстро справились с заданием. А теперь давайте вспомним, какие сказки мы изучали вместе? (Ответы детей).
Мы познакомились с такими произведениями, как «Царевна-Лягушка», «Шурале», «Волшебницы», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». К какому типу сказок можно отнести каждую из них? Давайте обсудим. (Ответы детей).
Волшебные сказки: «Царевна-Лягушка», «Шурале», «Волшебницы», бытовые — «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
Отлично! Далее, какие герои вам запомнились больше всего и почему? (Ответы детей).
Карточка «Образ литературного героя»
Давайте обменяемся впечатлениями с друг другом, расскажем о своих любимых героях. В парах у вас есть рабочий лист «Образ литературного героя», который нужно совместно заполнить, выбрав персонажа из самой любимой сказки. Это поможет вам подготовиться к домашнему заданию. (Выполнение задания, обсуждение).
Заключительная часть
Время: 10-15 минут
Тестовый материал
Мы с вами отлично поработали: вспомнили типы, структуру и характеристики народных сказок. Давайте проверим, как хорошо мы усвоили материал и выполним тестовое задание «Типы сказок». (Выполнение тестовой работы, проверка).
В конце занятия вы проведете самопроверку: поменяетесь тетрадями с соседом и проверите тестовые работы. В качестве рефлексии обсудим вопросы и ошибки, допущенные в ответах.
Подведение итогов. Оценивание работы, поощрение наиболее активных участников. Запись домашнего задания.
Домашнее задание: подготовить синквейн на тему «Мой любимый литературный герой» (из списка прочитанных сказок). (Структура синквейна уже известна ученикам и записана в тетради).
№2
Тема: Введение в учебник. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор.
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.
Ход урока.
I. Ознакомление с учебником «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 15-е переработанное издание. М.: «Просвещение», 2008.
Продолжая то, что мы начали в 5 классе, давайте назовем автора, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций, а также посмотрим на репродукции на обложке и форзацах учебника.
Вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист и выходные данные, и покажем это на примере учебника.
— В чем отличие учебника 6 класса от учебника 5 класса?
Обратим внимание на приложения, которые есть в книге, что изменилось по сравнению с учебником 5 класса, а что осталось прежним.
Предложим детям вспомнить фамилии авторов, произведения которых они уже изучали в школе.
— Какие это были произведения?
Спросим, есть ли среди имен авторов такие, произведения которых дети читали самостоятельно.
Выделим границы разделов: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей XVIII века», «Произведения русских писателей XIX века», «Произведения русских писателей XX века». Новшеством станет раздел «Литература народов России». В конце второй части учебника — огромный раздел «Зарубежная литература», где представлены «Мифы Древней Греции».
— Какие разделы будут новыми по сравнению с прошлым годом? Какие авторы вас интересуют для чтения?
II. Чтение статьи «В дорогу зовущие» (с. 3—4) из учебника. Беседа по вопросам 1, 4—5 (с. 5 учебника).
III. Художественное произведение и автор
Обратим внимание на теоретический аспект: художественное произведение и его автор. Основные идеи беседы отразим в тетрадях по литературе.
Призовем учеников задуматься о том, что такое художественное произведение.