Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Я, Ф. И. О., студент 3-го курса колледжа филиала ВГУЭС в г. Артеме специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения проходил производственную практику (по профилю специальности) по профессиональному модулю: Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 10 декабря по 23 декабря в 2018 года в государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда в г. Артеме Приморского края (межрайонное).
Руководителем от учреждения является начальник отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями Косенко Лариса Васильевна.
Цель производственной практики (по профилю специальности) – закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и приобретение профессиональных компетенций в сфере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1) изучить структуру и организацию работы Государственного учреждения Управления ПФР в г. Артеме Приморского края (межрайонное);
2) ознакомиться с порядком постановки граждан на индивидуальный персонифицированный учет;
3) участвовать в приеме граждан по вопросам пенсионного обеспечения;
4) освоить практические навыки начисления и перерасчета страховых пенсий;
5) изучить порядок оформления и хранения пенсионных (выплатных) дел.
В процессе практики мною были изучены ФЗ-№424 «О накопительных пенсиях в РФ», ФФ-400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ, положение о Пенсионном фонде РФ, правила обращения за пенсией, назначения пенсий и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую.
1 Организация работы в ГУ-У ПФР в г. Артеме.
Пенсионный фонд РФ осуществляет:
1. сбор и аккумуляцию обязательных взносов, предназначенных для пенсионного обеспечения и выплат пособий по социальному страхованию;
2. финансирование государственных пенсий и пособий, выплачиваемых за счет средств фонда;
3. перераспределение средств, направляемых на государственное социальное страхование, между территориальными Управлениями;
4. учет и контроль за своевременным и полным поступлением взносов
на социальное страхование от юридических и физических лиц, а также правильным расходованием средств фонда;
5. проведение проверок законности назначения и выплаты пенсий и пособий по государственному страхованию, финансируемых Пенсионным фондом;
6. проведение актуарных расчетов с целью обеспечения финансовой стабильности и дальнейшего совершенствования системы государственного социального страхования;
7. выработку предложений о размерах обязательных взносов на социальное страхование;
8. разработку и реализацию мероприятий по организации персонифицированного учета взносов, поступающих на социальное страхование;
9. разработку, в пределах своих полномочий, инструктивных и методических документов, необходимых для реализации задач Пенсионного фонда;
10. организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью территориальных Управлений и районных (городских) отделов Пенсионного фонда;
11. информирование общественности о своей деятельности;
12. международное сотрудничество по проблемам, связанным с пенсионным обеспечением.
13. осуществление научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
Пенсионный фонд обязан:
• вести учет юридических и физических лиц, обязанных в соответствии с законодательством уплачивать взносы в Пенсионный фонд;
• ежемесячно представлять в ФНС и его органы на местах перечень юридических и физических лиц, имеющих задолженность по уплате взносов в Пенсионный фонд;
• в установленном порядке представлять отчеты в Министерство финансов и Минтрудсоцзащиты РФ, а также один раз в год результаты независимо от аудиторской проверки Пенсионного фонда и его подразделений;
• публиковать ежегодный отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд имеет право:
1) совместно с ФНС осуществлять проверку бухгалтерских и иных документов юридических лиц, независимо от форм собственности и хозяйствования, а также физических лиц, нанимающих граждан по договорам и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (коллективной) аренды или в личном дехканском хозяйстве, связанных с исчислением и уплатой взносов и отчислений в Пенсионный фонд;
2) получать от всех юридических лиц, независимо от их форм собственности и хозяйствования, (за исключением малых и средних предприятий, микрофирм), а также от соответствующих органов статистическую отчетность в установленном порядке, необходимую для осуществления его деятельности;
3) в случае обнаружения неправильной уплаты взносов в результате сокрытия доходов или искажения бухгалтерской отчетности обращаться в органы ФНС для проведения комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности плательщика взносов;
4) в случае обнаружения фактов сокрытия доходов физическими лицами,
занятыми трудовой деятельностью без образования юридического лица, обращаться в соответствующие государственные органы для принятия соответствующих мер;
5) начислять пени от суммы недоимки по обязательным платежам в Пенсионный фонд за каждый день просрочки в размере 0,15 процента;
6) образовать фонд развития и материального поощрения работников Пенсионного фонда в размере 15 % за счет средств, поступающих от штрафов, пени и других санкций.
Организация Государственное Учреждение –Управление Пенсионного фонда РФ в г. Артеме Приморского края (межрайонное) зарегистрировано 06 декабря 2002 года по адресу 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Лазо ул. 44. Организации был присвоен ОГРН 1022500535859 и выдан ИНН 2502023037. Основным видом деятельности является деятельность в области обязательного социального обеспечения. Организацию возглавляет Косенко Любовь Григорьевна.
Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Артеме Приморского края (межрайонное) проводит аккумуляцию страховых взносов, производит выплаты пенсионных пособий и изымает с работодателей и населения сумм государственных пенсионных взносов. Совместно с налоговыми службами управление проводит контроль за полным поступлением платежей в Пенсионный фонд.
Управление Пенсионного фонда в г. Артеме Приморского края(межрайонное) является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий счет в банке, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление входит в структуру Пенсионного фонда РФ и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю.
Правовой основой деятельности Управления являются федеральные законы и подзаконные акты. Одним из основных федеральных законов является Федеральный закон от 28. 12. 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Кроме того, в своей деятельности сотрудники управления ПФ РФ применяют нормы таких законов как:
1)Федеральный закон от 15. 12. 2001 N 166-ФЗ (ред. от 22. 08. 2004, с изм. от 11. 05. 2006) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 15. 12. 2001 № 167-ФЗ (ред. от 12. 03. 2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
К подзаконным актам относятся:
1) Положение о Клиентской службе (на правах отдела) ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Артеме Приморского края (межрайонное) утвержденное Приказом ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Артеме Приморского края (межрайонное) от «31» декабря 2008 г. №191;
2) Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. № 14н;
3) Временный порядок ведения делопроизводства и оформления документации в процессе выплаты пенсий и других выплат территориальными органами ПФР Приморского края, утвержденный приказом ОПФР по Приморскому краю от «19» мая 2017г. № 209 и ряд других подзаконных актов.
Организационная структура Управления Пенсионного фонда РФ в г. Артеме Приморского края (межрайонное)представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Артеме Приморского края (межрайонное)
Одним из направлений стимулирования рождаемости в контексте Пенсионного Фонда является выплата материнского капитала. Это одна из самых востребованных услуг ПФР, направленная на поддержку семей с двумя и более детьми. С 2007 года началась выдача сертификатов на материнский капитал, но каждым годом материнский капитал реформируется, вводятся новые изменения. Так в 2009 году Правительство в целях антикризисной ситуации в стране выдвинул вариант использование средств из материнского капитала, не дожидаясь трехлетия ребенка, однако изначально, воспользоваться средствами ранее этого возраста было невозможно. В 2010 году, кроме возможности использовать материнский капитал в целях улучшения жилищных условий, образование детей и формирование будущей пенсии мамы, у семей появляются новые возможности распоряжения материнским капиталом: строительство или реконструкция жилого помещения без привлечения организации - подрядчика, а также на компенсацию затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. В 2011 году средства можно направлять на содержание ребенка в образовательном учреждении и детском саду. В 2015 году и I квартале 2016 года предоставляется возможность получения на счет владельца сертификата единовременной выплаты из средств материнского капитала в размере 20 тыс. рублей. С 2016 года средства материнского капитала можно направить на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов.
Следовательно, исходя из ежегодных преобразований программы, можно сказать, что материнский капитал пользуется большой популярностью, ввиду многочисленных привилегий с каждым годом увеличивается процент семей, которые решаются завести 2 и 3 ребенка. Материнский капитал - это выплата, которая направлена на повышение качество жизни не только ребенка, но и всей его семьи, поэтому, чтобы повысить рождаемость в стране и уменьшить неуверенность будущих родителей в том, что они смогут воспитать и обеспечить детей, государство предприняло меру повысить уровень жизни и качество жизни всей семьи.
Следующей самой главной проблемой пенсионный системы является дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ. На сложившуюся ситуацию в первую очередь влияет низкий уровень пенсионной грамотности. Население нашей страны полагает, что пенсия - это государственная забота и соглашаются на получение заработной платы «в конвертах», что увеличивает долю работодателей, уклоняющихся от выплат страховых взносов в пенсионный фонд.
С целью увеличения бюджета была разработана Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Потребность подготовки стратегии определена финансовыми и демографическими показателями. Стратегия определяет задачи досрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Главные положения стратегии:
обеспечить размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника;
размер пенсионных выплат составит не менее 2,5 - 3 прожиточных минимума пенсионера;
осуществление «страхового маневра»: временного перераспределения 6% тарифа с накопительной составляющей на солидарную в размере 2% или 4%. Таким образом, стратегия направлена на совершенствование пенсионной системы, которая окажет влияние на экономику страны в целом, через сокращение дефицита бюджета в ПФР.
После принятия нового закона «О страховых пенсиях», когда накопительная пенсия выделена в самостоятельный вид пенсионного обеспечения, принимая во внимание непостоянность финансовых условий и допустимые потери с инвестирования пенсионных накоплений, в 2015 году руководством Российской Федерации была введена система гарантирования пенсионных накоплений, процедура акционирования НПФ, которая обеспечивает безопасность вложенных денежных средств. Данная программа реализуется в рамках закона «О гарантировании пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в РФ». Следовательно, разработанная концепция гарантирует максимальную безопасность сбережения пенсионных накоплений, а при подходящих условиях может увеличить эти накопления, и немаловажным является факт, что накопленные ресурсы в случае смерти гражданина в соответствии с законодательством передаются его правопреемникам.
Характеризуя перспективы развития Пенсионного фонда, нельзя не отметить существование жесткой зависимости показателей деятельности Фонда от темпов развития страны и демографической ситуации, что делает проведение таких реформ недостаточным для достижения целей ПФР. Предполагается, что данный массив проблем разрешится за счет введения и реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающей связь между параметрами пенсионной системы и базовыми макроэкономическими и демографическими показателями и сохраняющей принцип социально-страхового функционирования, согласно которому пенсия - компенсация части утраченной заработной платы работника.
2.Организация работы органов ПФР с обращениями граждан. Изучение практики приема и регистрации писем, заявлений н жалоб граждан, подготовки проектов ответов па письменные обращения граждан
При прохождении практики я присутствовал при приеме граждан и наблюдал работу сотрудников ПФР с обращениями граждан. Прием граждан и организация работы органов ПФР с обращениями граждан регламентируется Приказом Министерства труда и социального защиты РФ от 23 октября 2017 года N 742н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственных услуг по приему заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений».
Прием заявителей по вопросу предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка территориального органа ПФР.
Граждане, обратившиеся в органы Пенсионного фонда РФ в обязательном порядке должны получить ответ.
Подготовка проектов ответов на письменные обращения граждан осуществляется должностными лицами, которые являются исполнителями в соответствии с данным поручением (наложенной резолюцией).
Исполнитель обеспечивает рассмотрение обращения по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, установленные административным, в случае необходимости вправе:
1) запрашивать для подготовки ответа документы и материалы;
2) пригласить на личную беседу гражданина или запросить по телефону у него дополнительную информацию. В случае отказа гражданина представить информацию, ему дается ответ по результатам рассмотрения имеющихся в наличии материалов;
3) вносить предложения о создании комиссии для проверки изложенных в обращении фактов.
В случае проведения дополнительной проверки изложенных в обращении доводов, в т. ч. с истребованием документов и материалов, а также направлений запросов о предоставлении информации, необходимой для подготовки проекта ответа на обращение, в иной государственный орган или должностному лицу исполнитель вправе, не позднее чем за 10 дней до окончания срока его исполнения, представить должностному лицу, давшему поручение, обоснованную служебную записку с просьбой о продлении сроков рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней. В случае положительного решения о продлении сроков рассмотрения обращения, исполнитель уведомляет гражданина (готовит промежуточный ответ) с соответствующим содержанием.
Исполнитель по запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающего обращение, обязан в течение 15 дней с момента регистрации запроса представить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок представления.
В случае, если обращение не относится к полномочиям органов местного самоуправления, исполнитель в течение 7 дней со дня регистрации готовит обращение с сопроводительным письмом для рассмотрения в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Гражданину, в свою очередь, готовится уведомление о переадресации его обращения.
В случае, если в обращении поставлен ряд вопросов, решение которых находится в компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, исполнитель в течение 7 дней со дня его регистрации готовит копии обращения с сопроводительным письмом для направления в соответствующие органы или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение части поставленных в