Фрагмент для ознакомления
2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Формирование предмет и объект исследования в рамках диссертационного исследования исходя из избранной темы ВКР: «Особенности ответственности в обязательствах по перевозке грузов»
Актуальность изучения особенностей ответственности в обязательствах по перевозке грузов обусловлена постоянно растущими объемами международной торговли и необходимостью обеспечения качества и безопасности грузовых перевозок. Сложность современных логистических цепочек и участие множества сторон делают обязательства по перевозке крайне важной областью права. В условиях глобализации и стремительного развития технологий необходимость четкого понимания ответственности сторон становится критически важной как для бизнеса, так и для потребителей.
3.Формирование цели и задач в рамках темы магистерского исследования «Особенности ответственности в обязательствах по перевозке грузов» и обоснование данного выбора
Цель магистерского исследования – изучить особенности ответственности в обязательствах по перевозке грузов.
Задачи магистерского исследования:
-изучить правовое регулирование перевозок грузов;
-рассмотреть договор перевозки как основание возникновения обязательств по перевозке грузов;
-исследовать ответственность грузоотправителя и ответственность пассажира;
-определить ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов;
-выявить ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.
4.С использованием информационно-правовых баз данных анализ и подборка нормативно-правовых актов, включая постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, имеющих отношение к избранной теме магистерской диссертации «Особенности ответственности в обязательствах по перевозке грузов»
Транспортировка груза, его получение и отправление в различные точки, на сегодняшний день является одним из важных процессов, поскольку товарооборот осуществляется каждый день и на постоянной основе. Большое свое значение он занимает, как и во всем мире, так и внутри нашей страны .
Чтобы данный процесс правильно функционировал, в определенное время было необходимым создание различных законов, актов, кодексов, которые бы их регулировали. Наше государство в этом плане уделило перевозке груза особое внимание.
Если рассматривать международные соглашения в данной области, то в первую очередь должны сказать именно о Европейском, оно регулирует транспортировку опасных грузов, было принято в 1957 году.
Важной задачей Российской Федерации в нынешних экономических условиях хозяйствования является развитие торговли с дружественными странами и соответствующая модернизация логистических связей, увеличение эффективности деятельности транспортной отрасли, ее поступательное развитие. В связи с этим важное значение приобретают вопросы правового регулирование договора грузоперевозки различными видами транспорта.
Выделим ряд основных черт правовой регламентации договора грузовой перевозки вне зависимости от вида транспорта:
-нормы о договоре грузовой перевозки занимают весьма значительный объем в системе регулирования транспортных обязательств;
-правовое регулирование договора грузовой перевозки часто изменяется в целях приведения в соответствие с трансформирующимися экономическими реалиями;
-наличие значительного количества императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием и изменены по соглашению сторон договора перевозки;
-ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям;
-существенное влияние на регулирование перевозок правовых актов в области международного транспорта: положения транспортных международных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта во взаимоотношениях стран, которые являются участниками соответствующей конвенции .
Систему нормативных актов, регулирующих договор перевозки в России, возглавляет на данный момент Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). В частности, ГК РФ в п. 1 ст. 785 ГК РФ закрепляет важнейшую дефиницию – понятие договора перевозки грузов – это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу .
Среди нашего законодательства мы можем выделить несколько следующих элементов, регулирующих транспортировку груза: Гражданский кодекс РФ; Воздушный кодекс РФ; Кодекс внутреннего водного транспорта; Кодекс торгового мореплавания в России. Касаемо вышеуказанных кодексов, что первый из них отвечает за те отношения, которые возникают: при перевозке груза; его сопровождению; при услугах по перевозке груза; контроле качества груза и его состояния; при осуществлении таможенных процедур.
Чтобы определить, что понимается под перевозкой грузов, мы должны обратить к Гражданскому кодексу РФ, а именно статье 785 ГК РФ. В ней отмечено, что это общественные отношения, конструкция которых выражается в заключении соответствующего договора и его выдача транспортной накладной или предусматриваемого каким-либо кодексом, уставом или другим документом. Так как договор по перевозке грузов представляет собой общественное отношения, то необходимо выделить стороны, которые в нем участвуют .
В первую очередь – грузоотправитель. Им может быть физическое или юридическое лицо, может выступать в договоре от своего имени, от имени представителя или владельца транспортируемого груза.
5.Описание практической ситуации, в которой содержится коллизия норм, пробел в праве или конфликт правовых норм применительно к теме выпускной квалификационной работы «Особенности ответственности в обязательствах по перевозке грузов»
Один из примеров коллизии норм об ответственности в обязательствах по перевозке грузов противоречие между ст.796 Гражданского кодекса РФ и статьёй 118 Устава железнодорожного транспорта РФ. Они по-разному закрепляют основания для освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза. Так, статья 118 УЖТ РФ указывает основания, освобождающие перевозчика от ответственности, если грузоотправителем или грузополучателем не будет доказана его вина в утрате, повреждении или недостаче перевозимого груза. В то же время статья 796 ГК РФ, закрепляя основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, не устанавливает презумпции невиновности перевозчика ни для каких случаев.
Ещё один пример коллизии - противоречие норм общей части Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства, регулирующего перевозку грузов. Оно касается норм, которые закреплены в общей части ГК РФ (пункт 1 статьи 400 ГК РФ), и норм, устанавливающих презумпцию ограниченной ответственности перевозчика (пункт 2 статьи 796 ГК РФ, статья 96 УЖТ РФ).
Один из примеров пробела в праве об ответственности в обязательствах по перевозке грузов - отсутствие в действующем законодательстве положений, которые бы распространяли нормы об ограниченной ответственности и на грузоотправителя. Согласно принципу презумпции равенства сторон договорных отношений по перевозке груза, нельзя предоставлять одной стороне гражданских правоотношений больше прав, чем другой. Однако в законодательстве такие положения отсутствуют. Также к пробелам можно отнести случаи неверного толкования закона в судах общей юрисдикции, когда некоторые федеральные суды освобождали перевозчика от гражданской ответственности за утрату или порчу груза, возникшие вследствие неправомерных действий третьих лиц.
6.Анализ правоприменительной практики, наиболее типичные проблемы правоприменения в сфере, избранной для исследования
Выделим типичные проблемы правоприменения в сфере ответственности в обязательствах по перевозке грузов:
-ошибки при составлении акта, фиксирующего неисполнение обязательства. Это приводит к отсутствию или недопустимости доказательств, обосновывающих нарушения со стороны перевозчика.
-отсутствие результатов экспертизы при спорах об утрате, недостаче и повреждении груза. Процедура проведения экспертизы является материально затратной, и не все участники правоотношений могут себе её позволить.
-возложение ответственности за повреждение груза при условии выполнения перевозчиком всех требований, направленных на сохранность груза.
-коллизия норм Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства. Она проявляется в различном образе закрепления оснований для освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза.
-просрочка исполнения обязательства со стороны железнодорожного перевозчика. По общему правилу она влечёт для перевозчика ответственность уплатить пеню, но в некоторых случаях пеня не позволяет полностью гарантировать защиту интересов.
Выделим выводы из правоприменительной практики об ответственности в обязательствах по перевозке грузов:
1.Удовлетворение исковых требований о взыскании пени за несвоевременную доставку грузов. Пример решения суда об ответственности в обязательствах по перевозке грузов - Решение от 2 сентября 2024 года по делу №А40-73426/24 Арбитражного суда города Москвы, которым исковые требования индивидуального предпринимателя Копцевой Ларисы Ивановны к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании пени за несвоевременную доставку грузов были удовлетворены . Суд установил, что в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО «Российские железные дороги» нарушило нормативный срок доставки, и признал представленный истцом расчёт пени верным и обоснованным.
Ещё один пример - Решение от 29 июля 2024 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу №А32-30849/2023, которым удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью «Трансойл» к обществу с ограниченной ответственностью «Славянск Эко» о взыскании убытков . Истец оказал услуги по предоставлению вагонов для транспортировки грузов, а при возврате вагонов после выгрузки клиентом на станциях назначения обнаружил коммерческие и технические неисправности. Суд признал, что расходы ООО «Трансойл» в виде вынужденной оплаты стоимости работ по подготовке вагонов и устранению неисправностей являются убытками, возникшими на стороне кредитора по вине должника.
Рассмотрим Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.10.2023 №Ф07-15102/2023. Фабула дела: стороны заключили договор перевозки мясной продукции железнодорожными вагонами. Грузоотправитель указал в транспортной накладной, что специальный температурный режим для транспортировки мяса не нужен. В результате мясо испортилось. Перевозчик обратился в суд, чтобы взыскать с грузоотправителя штраф за неверные сведения о грузе в накладной. Решение суда: удовлетворить требования истца. Грузоотправитель указал в транспортной накладной недостоверные сведения о грузе, из-за которых он испортился. Ответственность за выбор режима и вагона для перевозки груза несёт грузоотправитель.
Следующий пример - Решение от 27 октября 2022 года по делу №А65-22751/2022 . По материалам дела, 17 января 2022 года между истцом (экспедитором) и ответчиком (клиентом) был заключён договор транспортной экспедиции №1945 на организацию доставки груза в международном сообщении. Во исполнение договора истец взял на себя обязательство организовать для ответчика выполнение перевозки груза по маршруту Китай — Российская Федерация. В процессе выполнения перевозки грузов у экспедитора возникли дополнительные расходы: хранение груза (27 суток) на СВХ ТЛТ-Забайкальск на общую сумму 162 216 рублей, а также погрузочно-разгрузочные работы при досмотре на СВХ ТЛТ-Забайкальск на сумму 68 200 рублей. На оплату возникших дополнительных расходов ответчику были выставлены счета. Неоплата ответчиком в добровольном порядке дополнительных расходов и убытков истца послужила основанием для обращения последнего с иском в суд. Решение суда от 27 октября 2022 года удовлетворило исковые требования: с ответчика взыскали дополнительные расходы и убытки истца.
Выделю наиболее типичные проблемы правопримения в области ответственности грузоотправителя и ответственность пассажира.
Гражданско-правовая ответственность грузоотправителя - это ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Выделим особенности гражданско-правовой ответственности грузоотправителя: несёт ответственность за несвоевременные расчёты с перевозчиком за перевозку груза, которая выражается в уплате процентов; отвечает за неточное указание в товаро-транспортном документе сведений о грузе, что влечёт понижение стоимости перевозки или оказывает влияние на безопасность транспорта; несёт ответственность за отправление запрещённых для перевозок видов грузов; отвечает за нарушение установленных правил перевозок и таможенных норм, в результате чего произошла задержка транспортных средств органами, осуществляющими государственный надзор; возмещает расходы, связанные с ликвидацией аварийных ситуаций, загрязнением, заражением окружающей среды, возникшими по его вине из-за ненадлежащей подготовки груза.
Приведем пример судебной практики - Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.10.2023 №Ф07-15102/2023. В нём суд удовлетворил требования истца о штрафе в размере пятикратной провозной платы, так как грузоотправитель указал в транспортной накладной недостоверные сведения о грузе, из-за которых он испортился. Ответственность за выбор режима и вагона для перевозки груза несёт грузоотправитель .
Мерами ответственности за нарушение обязательств, как правило, являются возмещение убытков и уплата неустойки. Например, за непредъявление груза к перевозке грузоотправитель уплачивает штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза. Стороны договора перевозки груза вправе своим соглашением расширить определённый законом перечень случаев, когда к грузоотправителю применяются меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Еще рассомтрим пример, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.10.2023 №Ф07-15102/2023 . Истец заявил, что мясо испортилось из-за неверных сведений о правилах перевозки груза в транспортной накладной. Грузоотправитель должен заплатить штраф в размере пятикратной провозной платы. Решение суда: удовлетворить требования истца. Грузоотправитель указал в транспортной накладной недостоверные сведения о грузе, из-за которых он испортился. Ответственность за выбор режима и вагона для перевозки груза несёт грузоотправитель. Ещё один пример судебной практики - Решение от 16 августа 2023 года по делу №А19-12489/2023. ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ООО «Сибпромнедра» о взыскании штрафа за невыполнение грузоотправителем принятой заявки на перевозку грузов. Исковые требования были удовлетворены: с ответчика взыскали штраф в размере 65 340 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Гражданско-правовая ответственность пассажира - это ответственность, которая возникает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору перевозки пассажира.
Выделим особенности гражданско-правовой ответственности пассажира:
-имущественный характер. Предполагается, что предоставление финансового возмещения является компенсацией за причинённый ущерб.
-виновный характер. Пассажир отвечает только в случае наличия состава гражданского правонарушения.
-применение законодательства о защите прав потребителей. Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» .
Рассмотрим пример судебной практики - Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 5 июня 2024 года. В нём рассматривается дело о взыскании убытков по приобретению авиабилета при отмене авиарейса. Истец Т. С. В. приобрёл авиабилет ПАО «Аэрофлот» на рейс по маршруту Красноярск - Ош (Киргизия) 28 декабря 2022 года. Рейс отменили, и истец понёс убытки по приобретению авиабилета по направлению Москва - Дубай и оплате услуг такси из аэропорта «Шереметьево» - «Внуково». Суд частично удовлетворил исковые требования, взыскав с ПАО «Аэрофлот» убытки в размере 53 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей и штраф в размере 15 000 рублей. Также в качестве примера можно привести решение Норильского городского суда Красноярского края от 5 февраля 2024 года. Им были частично удовлетворены исковые требования Т. Сергея Викторовича к ПАО «Аэрофлот» о защите прав потребителя. Суд взыскал с авиакомпании убытки в размере 53 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей и штраф в размере 15 000 рублей .
Выделим виды ответственности перевозчика перед пассажиром:
1.задержка отправления. Если водитель не сможет доказать, что задержка отправления произошла не по его вине, ему придётся заплатить штраф. Если клиент отказывается от поездки из-за опоздания, то водитель обязан вернуть ему плату за проезд.
2.потеря или повреждение багажа. В случае потери багажа во время транспортировки компания обязана возместить стоимость потерянных вещей или выплатить сумму, эквивалентную объявленной стоимости багажа. Если багаж повреждён, перевозчик должен выплатить клиенту сумму, равную ущербу от повреждения его вещей.
3.ущерб здоровью или жизни пассажира. Транспортная компания несёт ответственность за жизнь и здоровье клиентов в течение поездки. Если пассажир получил травмы во время поездки, он имеет право на компенсацию ущерба.
Рассмотрим пример судебной практики - дело о возмещении ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия. Аверина М. Б., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шандыбиной О. А., обратилась в суд с иском к Кириенко В. В. и Суворову Е. А. о возмещении ущерба в размере 205 958 руб., компенсации морального вреда - 100 000 руб., расходов на оплату госпошлины - 5 260 руб., услуг эксперта - 7 210 руб., юридических услуг - 40 000 руб., почтовых расходов - 722,60 руб .
11 февраля 2021 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего Кириенко В. В. автомобиля «Лада 211540», под управлением Суворова Е. А., и принадлежащего Авериной М. Б. на праве собственности автомобиля «Renault Sandero». В результате данного события, произошедшего по вине водителя Суворова Е. А., повреждён автомобиль Авериной М. Б. и причинены телесные повреждения ей и находившемуся в данном автомобиле пассажиру Шандыбиной О. А. Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 26 октября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 апреля 2022 г., иск удовлетворён частично. Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 г. апелляционное определение от 12 апреля 2022 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная практика призвана углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1383
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Гражданский Кодекс РФ Ч. 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 29.01.1996.- № 5.- ст. 410.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ //Собрание законодательства РФ.- 12.03.2001.- № 11.- ст. 1001.
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
6. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
7. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
8. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140
9. Бажина М.А. Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов // Транспортное право. 2020. № 4. С. 24 – 28.
10. Ермолаева, В. А. Юридический анализ обязанности грузополучателя принять от перевозчика доставленный груз / В. А. Ермолаева // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 1336-1345.
11. Любавина И.В. Концепция и правовая природа договора перевозки в соответствии с действующим законодательством // Евразийский научный журнал. - 2022. - №5. – С. 59-62.
12. Мазанаев, М. Ш. Пределы ответственности перевозчика по договору перевозки автомобильным транспортом / М. Ш. Мазанаев, А. А. Мельников // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2024. – Т. 50, № 2. – С. 112-118.
13. Маркалова, Н. Г. Ответственность перевозчика за несохранность груза: теория и практика / Н. Г. Маркалова // Пермский юридический альманах. – 2023. – № 6. – С. 249-260.
14. Никифорова Г. И., Сергеева Т. Г. Выбор логистической схемы доставки груза //Бюллетень результатов научных исследований. – 2021. – №. 4. – С. 65-74.
15. Синицын, С. А. Смешанная (комбинированная) перевозка: приоритетные задачи и проблемы правового регулирования / С. А. Синицын // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2024. – № 3. – С. 93-98. – EDN EDPYXR.
16. Скворцова Т. А. Правовое регулирование договора перевозки грузов в современных условиях / Т. А. Скворцова, Т. М. Жадан, М. П. Ахсалба // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2022. – № 5(144). – С. 79-82.