Фрагмент для ознакомления
2
1. Определение темы исследования
Тема: Использование приема анализа для формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи.
Во все периоды развития начального математического обучения важной задачей остается обучение младших школьников решению текстовых задач. Многие исследователи, такие как А.К. Артемова, Т.В. Смолеусова, Л.П. Стойловова, С.Е. Царева и Р.Н. Шикова, посвятили этой проблеме множество научных трудов.
В настоящее время количество факторов, усиливающих актуальность этой проблемы, увеличивается:
1) По ФГОС, умение решать задачи является одной из ключевых составляющих начального математического образования [44];
2) Текстовые задачи считаются сложными для усвоения учащимися начальных классов;
3) В заданиях Всероссийских проверочных работ особые трудности вызывает решение текстовых задач.
Актуальность изучения этого вопроса объясняется тем, что навыки решения текстовых задач помогают младшим школьникам делать предположения, строить гипотезы и проверять их, сравнивать результаты, формировать выводы, что способствует развитию правильного мышления.
Для всестороннего развития младших школьников метод анализа выступает как фундаментальный и неотъемлемый элемент, который поддерживает развитие способности учеников начальных классов постепенно освоить учебный материал, а также анализировать, сравнивать и выстраивать логические выводы. Эти навыки играют важную роль в их обучении и дальнейшем психологическом взрослении.
Таким образом, можно заключить, что метод анализа в обучении решения текстовых задач на уровне начального образования становится основным индикатором математического развития младших школьников. Он дает возможность глубоко понять суть задачи и построить логические высказывания для поиска альтернативных решений. Зависимость уровня интеллектуального развития учеников от того, насколько хорошо они владеют навыками анализа текстовых задач, очевидна.
Математические текстовые задачи неизменно способствуют формированию у школьников правильных понятий, позволяют глубже понять взаимосвязи в окружающем мире, а также применять теоретические знания на практике. Решение задач помогает детям усваивать обширные знания, предусмотренные программой, и связывать теорию с практикой.
Для успешного решения текстовых задач важно, чтобы младшие школьники понимали структуру задачи для выявления условий и основного вопроса.
2. Методологический аппарат исследования
Объектом данного исследования является процесс обучения младших школьников решению текстовых задач.
Предметом исследования выступают условия, при которых прием анализа способствует формированию навыков решения текстовых задач у младших школьников.
Цель исследования заключается в установлении условий, при которых использование приема анализа эффективно формирует навыки решения текстовых задач у младших школьников.
Исследовательская гипотеза предполагает, что прием анализа способствует успеху в обучении решению текстовых задач, если:
- младшие школьники активно вовлекаются в практическую работу, направленную на выявление свойств величин, фигурирующих в задаче;
- устанавливается сходство в методах решения задач, для чего разработан алгоритм для конкретного типа задач.
Задачи исследования:
1.Дать определение термина анализа и классифицировать его виды.
2.Изучить применение анализа в решении текстовых задач начального курса математики.
3.Определить этапы работы над задачей и способы их выполнения.
4.Оценить начальный уровень навыков решения текстовых задач у младших школьников.
5.Составить перечень текстовых задач для проверки эффективности применения анализа в обучении решению задач.
6.Исследовать изменения уровня навыков решения текстовых задач у младших школьников.
Для реализации задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ, обобщение, классификация, работа с понятиями и другие) и эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов).
Эксперимент проводился в МБОУ, участие в котором приняли ученики 4 класса.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование выявляет методические особенности использования анализа в обучении младших школьников решению текстовых задач.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В введении описывается актуальность исследования и методологический аппарат; в первой главе раскрываются теоретические основы применения анализа в обучении, а во второй – экспериментальное исследование его эффективности. В заключении подводятся основные итоги работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бажан З. И. Разные методические подходы в обучении младших школьников решению задач на встречное движение и движение в противоположном направлении // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raznye-metodicheskie-podhody-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-resheniyu-zadach-na-vstrechnoe-dvizhenie-i-dvizhenie-v-protivopolozhnom (дата обращения: 25.03.2023).
2.Бажан З. И., Шарманова Н. И. Методические подходы к формированию умения решать текстовые математические задачи младшими школьниками // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-formirovaniyu-umeniya-reshat-tekstovye-matematicheskie-zadachi-mladshimi-shkolnikami (дата обращения: 25.03.2023).
3.Баженова, Н.Г. Теория и методика решения текстовых задач: курс по выбору для студентов специальности 0500201 - Математика / Н.Г. Баженова, И.Г. Одоевцева. – 4-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 89 с. : табл., граф., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103321. – ISBN 978-5-9765-1411-9. – Текст : электронный.
4.Баматова Д.К. Теория и методика формирования приемов анализа и синтеза у младших школьников в процессе обучения математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 5. – С. 135-140; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=694 (дата обращения: 17.04.2022).
5.Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций /A.В. Белошистая. - М.: Владос, 2016. - 456 с.
6.Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. Москва, 2016.
7.Боженкова Л. И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математики / Людмила Боженкова // Наука и школа. – 2016. – № 1. – С. 54-60
8.Бородулько, М. А. Обучение решению задач и моделирование / М. А. Бородулько, Л. П. Стойлова // Начальная школа. — 1996. — № 8.
9.Воистинова Г. Х., Рахматуллина Д. Х. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ // StudNet. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-obucheniya-resheniyu-tekstovyh-zadach (дата обращения: 25.03.2023).
10.Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. – М.: ВИТАПРЕСС, 2011. – 72 с.
11.Вохмякина Л. А., Игнатьева Т. В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4): в 2-х ч. М., 2008
12.Гашаров Н.Г., Омарова А.А. О развитии умения доказывать в начальном курсе математики // МНКО. 2018. №5 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-umeniya-dokazyvat-v-nachalnom-kurse-matematiki (дата обращения: 25.03.2023).
13.Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике : психолого-педагогические основы / В.А. Гусев. – 3-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 456 c. – ISBN 978-5-00101- 490-4.
14.Далингер, В.А. Методика обучения математике. Традиционные сюжетно-текстовые задачи : учебное пособие для вузов / В.А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 174 с.
15.Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
16.Демидов Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. - М.: «Academia». 2012
17.Деменева, Н.Н. Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики / Н.Н. Деменева // Начальная школа. – 2013. – № 9. – С. 52 – 55. 8. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
18.Ждан А. Н. Теория развивающего обучения В. В. Давыдова в контексте культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-razvivayuschego-obucheniya-v-v-davydova-v-kontekste-kulturno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 25.03.2023).
19.Жеребцова Г. А. Включение младших школьников в процесс рассуждения на уроках математики при формировании умений анализа и синтеза // Вестник БГУ. 2012. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-mladshih-shkolnikov-v-protsess-rassuzhdeniya-na-urokah-matematiki-pri-formirovanii-umeniy-analiza-i-sinteza (дата обращения: 25.03.2023).
20.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.,1999
21.Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Формирование умения рассуждать в процессе решения логических задач. Начальная школа. 2014; 7.
22.Истомина, Н. Б. Проблемы современного урока математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 11. – С. 77-81. – ISSN 0027-7371.
23.Истомина, Н.Б. Методика обучения в начальной школе [Текст]: развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 288 с.
24.Калиниченко, А. В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / А. В. Калиниченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович; под ред. А. В. Калиниченко. − 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
25.Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое обучение студентов педагогике: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. – Ижевск, 2010 – 47 с.
26.Махмутова, Л.Г. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: учебное пособие / Л.Г. Махмутова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. – 194 с.
27.Мендыгалиева, А.К. Методические приѐмы при обучении решению задач в начальной школе / А.К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 10. – С. 43 – 47.
28.Методика работы с текстовыми задачами на уроках математики в условиях реализации ФГОС: учеб. пособие / сост. Т.В. Захарова, А.И. Пеленков, Е.Н. Яковлева, Т.В. Качурина, Т.В. Котова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. – 102 с.
29.Нурмагомедов Д.М., Арсланалиева Д.И. Умозаключения в начальном курсе математики // МНКО. 2017. №6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umozaklyucheniya-v-nachalnom-kurse-matematiki (дата обращения: 25.03.2023).
30.Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе. – М.: Мегатрон, 2011. – 67 с.
31.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf
32.Ручкина В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / В. П. Ручкина; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2016. – 313 с.
33.Савенков, А. И. Композиционная структура современного урока математики в начальной школе / А. И. Савенков, М. А. Романова, А. В. Калинченко. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2020. – № 8. – С. 44-4
34.Салмина Н.Г., Сохина В. П. Обучение математике в начальной школе https://inlnk.ru/9PR6lV
35.Эффективные приемы обучению решения текстовых задач по математике в начальной школе. Методические рекомендации / Авт.-сост. Л.Р. Сапачёва. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2021. – 37 с.
36.Седакова В.И., Синебрюхова В.Л. Формирование у школьников умения обосновывать математические суждения // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-shkolnikov-umeniya-obosnovyvat-matematicheskie-suzhdeniya (дата обращения: 25.03.2023).
37.Седакова В. И., Синебрюхова В. Л. Умение обосновывать математические суждения как основа развития у школьников словесно-логического мышления // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umenie-obosnovyvat-matematicheskie-suzhdeniya-kak-osnova-razvitiya-u-shkolnikov-slovesno-logicheskogo-myshleniya (дата обращения: 25.03.2023).
38.Селькина Л.В. Методические подходы к формированию представлений о задаче, решаемой в несколько действий // Начальная школа – 2013. - №16 – С. 63-71.
39.Смирнова, В.В. Некоторые приѐмы обучения задач в начальной школе / В.В. Смирнова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 4. – С. 57 – 58.
40.Стойлова, Л. П. Исследовательские задания по математике и умение доказывать [Текст] / Л. П. Стойлова // Начальная школа : ежемесячный научно - популярный журнал. - 2015. - № 9. - С. 58-60.
41.Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций / Н.Б. Истомина, З.Б. Редько, Е.С. Немкина, Н.Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. – 264с.
42.Трактовки приема мыслительной деятельности «анализ» и аналитической деятельности в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] // Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://studref.com/500204/pedagogika/traktovki_priema, свободный. – Загл. с экрана.
43.Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С.760-762. Режим доступа к журналу URL: http://moluch.ru/archive/65/10503/ (Дата обращения 25.03.2023)
44.Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
45.Фридман, Л. М. Психологическая наука - учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. - Москва : Просвещение, 1985. - 224 с.
46.Шавернева, Л.А. Решение текстовых математических задач разными способами в системе развивающего обучения Л. В. Занкова [Текст] /Л.А. Шавернева.– Самара: Федоров, 2007.– С. 268-294