Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель преддипломной практики: подготовить будущих психологов к работе в сфере психологического консультирования; развить личностные и профессиональные качества практического психолога; освоить формы профессиональной деятельности; сформировать целостное представление о процессе оказания психологической помощи, профилактики, консультирования, диагностики и коррекции; провести самостоятельную научно-исследовательскую работу по избранной теме выпускной квалификационной работы.
Задачи преддипломной практики:
- систематизация и углубление теоретических и практических знаний по профилю подготовки, их применение при решении конкретных практических задач в соответствии с темой выпускной квалификационной работы;
- совершенствование полученных навыков в сфере психологического консультирования, практическое участие в проведении научно-исследовательской деятельности;
- углубление и закрепление знаний, полученных в период обучения и предыдущей практики, необходимых для написания выпускной квалификационной работы;
- овладение методикой и навыками научно-исследовательской деятельности по проблеме выпускной квалификационной работы; - подбор диагностических материалов для научно-исследовательской деятельности, методов поиска, сбора и обработки информации;
- применение методов исследования, обработки информации в целях формирования исследовательских навыков, развития умения строить и проводить психологическое исследование, формализовать его результаты, оценивать социальную значимость профессии психолога;
- создание условий для выработки каждым студентом собственного стиля профессиональной деятельности, осознания своих профессиональных возможностей, определения путей профессионального роста;
- формирование профессионального мировоззрения в рамках психологического консультирования и развития психологической компетентности в области практической психологии.
1. Знакомство с объектом практики – организацией, ее краткая характеристика
Данную информацию заполнять не надо
2. Организационно-методическое обеспечение исследования
Исследование было проведено по теме выпускной квалификационной работы «Специфические черты внутрисемейных конфликтов в молодой семье».
Актуальность исследования связана с тем, что в каждой семье в процессе жизни возникают проблемные ситуации, разрешение которых реализуется в контексте противоречивых индивидуальных интересов, мотивов и потребностей индивидов. Конфликт в этих условиях представляет собой столкновение противоположных мнений, целей, позиций, интересов индивидов.
В условиях современного общества семьи сталкиваются с психологическими, экономическими и социальными трудностями, которые привели к различного рода конфликтам в семейных отношениях. Под конфликтами мы понимаем насильственные межличностные конфликты, которые могут сопровождаться насилием, приводят к нарушению прав и достоинства других людей. В силу несовместимости взглядов, потребностей и интересов людей конфликты чаще всего характеризуются их негативным психическим состоянием и враждебностью, которые приводят к разрушению их сердец.
В настоящее время изучение семьи приобретает все большую актуальность, так как в процессе становления и развития личности здесь она выполняет социальные роли и функции, необходимые для дальнейшей жизни общества. Ее многомерное изучение и исследование имеют большое значение для современной науки и практики. При нарушении благоприятного психологического климата в семье возникают трудности и хронические конфликты в одной или нескольких сферах семейных отношений, а члены семьи испытывают постоянную тревогу, эмоциональный дискомфорт и отчуждение во взаимоотношениях. Хотя в настоящее время существует множество работ, посвященных этой проблеме, в психологии недостаточно изучены темы особенностей семейных конфликтов в период социальной трансформации, такие как причины, решения, истоки, проявления и их влияние.
Цель работы: выявление особенностей и причин супружеских конфликтов в молодых семьях.
Объект исследования: семейные конфликты.
Предмет исследования: методы разрешения и предупреждения семейных конфликтов в современном обществе.
Гипотеза исследования:
Важной причиной конфликтов в молодых семьях может стать дисгармония в межличностных отношениях, которая проявляется в напряженности, отчуждении, агрессивности и конфликтности между супругами.
Для достижения цели исследования нами были поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы;
2. Провести эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов;
3. Обобщить результаты исследования.
4. Разработать практические рекомендации для супругов, направленные на предотвращение конфликтов и эффективному поведению в конфликтных ситуациях.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- формирующий эксперимент;
- методы математической статистики: корреляционный анализ Спирмена.
Методики исследования:
1. Тест СОМО, методика С.В. Духновского;
2. Тест-опросник удовлетворенности браком.
3. Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
Теоретическую основу исследования составили труды Н.В. Гришиной, Н.Г. Юркевича, А.Г. Шмелева, А.Я. Анцупова, М.Я. Соловьева, В.А. Сысенко, А.И. Шипилова они посвятили себя изучению семейных конфликтов. Работы вышеупомянутых авторов отражают проблемы конфликта в семье, включая причины конфликта, развод и формы конфликтного взаимодействия.
Практическая значимость исследования: представленные результаты исследования могут быть использованы в работе психологов-консультантов по вопросам конфликтов в семейных отношениях. Выводы и рекомендации исследования помогут специалистам предлагать конструктивные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
В процессе психосоциальной профилактики супружеских конфликтов в молодой семье. Это позволит сократить число конфликтов и исключить возможность возникновения деструктивных ситуаций.
При подготовке студентов по направлению «Социальная работа» в рамках изучения учебных курсов «Технология семейного консультирования» и «Основы коррекционной работы с семьёй».
Кроме того, умение супругов разрешать возникающие проблемы на начальном этапе семейной жизни способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, которые помогают переживать последующие семейные кризисы.
Выборка исследования: исследование проводилось на базе …………………………….. Эмпирическое исследование проводилось на базе выборки из тридцати человек. Участвовали пятнадцать супружеских пар в возрасте от 22 до 30 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебник / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Инфра-М, 2020. - 495 с.
2. Амбалова С. А. Социально-психологические и педагогические причины конфликтов и их влияние на нравственность ребенка / АНИ: педагогика и психология, 2021. № 4 (17).
3. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт. 2019. 340 с.
4. Богданова Е. Н., Зазыкина В. Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2021. 224 с.
5. Баркан А. И. Обыкновенные семейные войны, или Как мы создаем проблемы своим детям / Алла Баркан. - М.: АСТ, 2019.- 379 с.
6. Бартул Е. С. Изучение супружеских конфликтов на разных этапах жизненного цикла семьи // Международный студенческий научный вестник: электронное издание. - 2019. - № 4. - 24 с.
7. Булаева Е. В. Изучение взаимосвязи уровня конфликтности и удовлетворенности браком супругов // Современные психолого-педагогические исследования. - Магнитогорск, 2020. - С. 13-17.
8. Брездина Е. С. Пути разрешения и профилактики семейных конфликтов // Вестник науки. 2021. Т. 4. № 1 (34). С. 19-22.
9. Багреева А.Е. Семейные конфликты // Инновации и научно-техническое творчество молодежи. Труды Всероссийской научно-технической конференции. Новосибирск, 2022. С. 703-709.
10. Вагапова А.Р. Социально-психологические особенности конфликтного взаимодействия в супружеских парах / Вестник Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 1, вып. 1. С. 77
11. Вдовина, М.В. Особенности регуляции конфликтов в семье. / М.В. Вдовина // - Знание. Понимание. Умение.-2019.-67 с.
12. Зазыкин В. Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М.: Просвещение, 2020. 463 с.
19. Киреева Р. С. Проблема межличностного общения в современной семье // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2019. - Т. 5, № 2. - С. 390-394.
20. Левкович В. П., Зускова О. Е. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2021. Т. 6. № 3. - 126-137 с.
21. Логунова М. Ю. Внутрисемейные конфликты и их разрешение // Академическая журналистика. 2022. № 1-1. С. 139-146.