Фрагмент для ознакомления
1
1.Аналитический отчет по результатам прохождения практики, включающий:
Цели и задачи практики, согласованные с индивидуальным заданием
Программа и аналитический отчет о результатах констатирующего и формирующего эксперимента в соответствие с содержанием выпускной квалификационной работы (обоснование актуальности, постановка целей и задач, ожидаемых результатов, целевой группы, описание входной диагностики (критериев, показателей, инструментария) для оценки начального состояния дел в исследуемой области, результатов входной диагностики, описание содержания педагогической деятельности ее результатов, описание итоговой диагностики, выводы, методические рекомендации)
2.Отзыв методиста практики от образовательной организации
3.Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
Аналитический отчет
Цель производственной практики (или научно-исследовательской работы) заключается в формировании компетенций, необходимых для проведения научных и экспериментальных исследований, а также в приобретении навыков практического применения теоретических знаний, полученных в процессе обучения.
Задачи производственной практики (научно-исследовательской работы) включают:
- Углубление и расширение теоретических знаний.
- Развитие навыков систематизации и анализа материалов, полученных в ходе научного исследования.
- Приобретение навыков оформления результатов исследования.
- Развитие умений самостоятельно искать и отбирать научный материал, а также осмысливать его.
- Обучение использованию научной, учебной, справочной и периодической литературы с целью осознания полученной информации.
- Освоение методов исследовательской деятельности.
- Овладение навыками разработки инструментария для конкретного исследования по заданной теме.
- Формирование умений эффективно использовать информацию для решения научных задач.
- Овладение научными методами сбора и обработки данных.
- Эти задачи способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов, способных проводить оригинальные исследования и вносить вклад в развитие науки.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированости социальной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе …………….., в котором приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего этапа исследования:
Определить, как дети старшего дошкольного возраста воспринимают детский сад как площадку для их социальной активности.
Изучить, как дети видят возможности проявления социальной активности в образовательной среде детского сада.
Исследовать специфические проявления социальной активности у старших дошкольников в условиях детского сада и выделить уровни этой активности.
Первый аспект исследования сосредоточивался на понимании старшими дошкольниками социальной активности в образовательной среде и реальных проявлениях этой характеристики в их поведении. Второй аспект касался анализа педагогических условий, способствующих развитию социальной активности у старших детей в детском саду.
Изучение отношения старших дошкольников к детскому саду и их представлений о применении социальной активности в его рамках проводилось с помощью индивидуальных бесед «Я в детском саду» и методики «Помощь» (разработанная Т.И. Бабаевой). Беседуя, мы получали возможность комплексно оценить активные проявления ребенка, его самоощущение в детском саду, представление о его роли и степень вовлеченности в жизнь учреждения.
Анализ реальных проявлений социальной активности у старших дошкольников в детском саду осуществлялся через практические экспериментальные ситуации «Поможем малышам» и «Задание на дом», методику «Лодочка», а также специальную педагогическую ситуацию «Наведи порядок». Эти активности давали возможность проанализировать различные компоненты социальной активности, включая мотивацию, ценностное восприятие, волю и операциональные навыки, с учетом ряда ключевых показателей:
- желание участвовать в значимых для сообщества делах детского сада;
- отношение к выполнению заданий, имеющих значение для других;
- настойчивость и ответственность, проявляемые при выполнении задач;
- оценка полученного результата.
Ситуация «Поможем малышам» (Т.И. Бабаева) направлена на выявление самостоятельности и инициативности детей, что позволяет выявить их социальную активность в контексте созданной педагогической обстановки. Сложно не отметить, что социальная активность наилучшим образом определяется через инициативные и добровольные действия, что и демонстрировала ситуация «Наведи порядок»: она наглядно отображала отношение ребенка к происходящему, включая необходимость заботы о предметах, которые не принадлежат конкретно ему, но важны для других.
В результате первого этапа констатирующего эксперимента были выявлены уровневые характеристики социальной активности старших дошкольников, к которым относятся:
Восприятие детьми детского сада;
Представления о возможной социальной активности в различных жизненных ситуациях;
Оценка социальной активности в реальном контексте детского сада;
Желание участвовать в общественно значимых делах с радостью и удовлетворением;
Ответственность и настойчивость при достижении результатов в значимых заданиях;
Самостоятельность и инициатива в социальной активности, неравнодушие к окружающим и умение взаимодействовать с другими.
Анализ данных проводился с учетом основных компонентов социальной активности: мотивационно-ценностных, когнитивных и волевых. В ходе исследования была собрана полная картина проявлений и уровневых характеристик социальной активности в старшем дошкольном возрасте.
Анализ показал, что в большинстве случаев дети демонстрируют позитивное отношение к детскому саду и с удовольствием взаимодействуют со сверстниками. Также было установлено, насколько хорошо они осведомлены о происходящем в детском саду за пределами своей группы.
Результаты данного этапа исследования показали адекватность восприятия детьми возможностей для проявления социальной активности: понимание того, кому и каким образом они могут помочь, и степень их активности в предложении помощи. Дети осознают свою роль старших и понимают, что младшим требуется поддержка и защита, а также то, что многие действия для младших еще непосильны.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония. — М.: МЦР, 2010. — 672 с.
2.Артемова, Л. Формирование социальной активности // Дошкольное образование. — 2019. — № 4. — С. 39-41.
3.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.
4.Бодалев, А.А. Мотивация личности: феноменология, закономерности и механизмы формирования / под ред. А.А. Бодалева; сб. научных трудов. — М.: АПН СССР, 2015. — С. 49-58.
5.Бодалев, А.А., Васина, Н.В. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты. — СПб.: Речь, 2009. — 322 с.
6.Брушлинский, А.В. Психология субъекта. — СПб.: Изд-во Алетейя, 2009. — 268 с.
7.Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, воображение, обучение / А.В. Брушлинский; избранные психол. труды. Серия «Психологи Отечества». — М., Воронеж, 2010. — 407 с.
8.Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — 268 с.
9.Весна, Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. — М., Петропавловск-Камчатский, 2009. — 200 с.
10.Ветчинкина, Р.Р. Педагогические стратегии развития личности дошкольников. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. — 208 с.
11.Ветчинкина, Р.Р. Теоретические основы развития личности дошкольников: автореф. дис. ... док. пед. наук: 13.00.01 / Р.Р. Ветчинкина; Челябинский государственный педагогический университет. — Челябинск, 2009. — 35 с.
12.Волков, В.Б. Обучение социальной активности. — СПб.: Речь, 2010. — 182 с.
13.Волочков, А.А. Активность субъекта бытия. Интегративный подход. — Пермь: Изд-во «Пермский государственный педагогический университет», 2009. — 275 с.
14.Воспитание социальной активности подрастающего поколения: проблемы, поиски, решения / сб. научных статей по материалам научно-практической конференции. — Владивосток, 2009. — С. 7-13.
15.Воробьев, Ю.Л. Активность как философская проблема: автореф. дис. ...канд. философских наук: 09.00.13 / Ю.Л. Воробьев; Воронежский государственный университет имени Ленинского комсомола. — Воронеж, 2009. — 18 с.
16.Гарифуллина, И.В. Развитие субъектных проявлений современного дошкольника в проектной деятельности / Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. — СПб, 2010. — С. 81-89.
17.Герасимова, Л.А. Развитие социальной активности детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Герасимова; Оренбургский государственный педагогический университет. — Оренбург, 2008. — 22 с.
18.Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. — 2011. — № 1. — С. 6-11.
19.Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов / А.Г. Гогоберидзе [и др.]; под ред. д.п.н., проф. А.Г. Гогоберидзе. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — С. 22–36.