Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В ходе прохождения аналитической практики мною была исследована тема «Государственное управление импортозамещением в сельскохозяйственном секторе на примере импорта икры в условиях санкционных ограничений».
Глава 1 ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
1.1 Экономическая суть
Необходимо отметить, что, несмотря на частое употребление этого слова, единое мнение о сути, эффективности и желаемом результате санкций не сформировалось не только в нашей стране, но и за рубежом. Более того, тон и размах таких дискуссий довольно разнообразны и часто противоречивы: от подчеркивания мифологизированной силы санкций до подчеркивания их практической бесполезности в усилиях по достижению поставленной цели.
Было бы неправильно говорить, что практика применения санкций является «новой наукой», потому что она насчитывает 2 400 лет, начиная с Пелопоннесской войны. Однако такой механический отсчет лет для того, чтобы сделать обоснованные выводы, не уместен: эволюция конфликтов и войн имеет свои этапы. Каждый такой этап отличается своей аутентичностью – будь то степень кодификации или исполнения международных отношений или, скажем, имеющиеся в то время технологии ведения войны. Кроме того, говоря о международных отношениях в глобальном масштабе, важно также учитывать, насколько заманчиво в данном историческом контексте для страны-ревизиониста и агрессора посягать на другую страну и какие средства она имеет для этого, с одной стороны, и с другой стороны, существует ли политическая воля и материальные ресурсы для противодействия и прекращения такого нарушения.
С точки зрения истории, использование санкций в качестве универсального рецепта решения судьбы войны и мира вызывает ряд противоречивых фактов, параллелей и наблюдений. Обобщать их сегодня стало актуальным на фоне крупнейшего военного противостояния со времен Второй мировой войны, происходящего в центре Европы – войны между Россией и Украиной. Любой аспект, связанный с этой войной, является абсолютно решающим, потому что существует план корректировки европейских правил безопасности к жестокой силе с одной стороны войны, а с другой стороны, необходимость сорвать этот план и вместе с ним перестроить европейский порядок таким образом, чтобы адекватно сдерживать современные вызовы.
В таком серьезном процессе феномен санкции, ее роль и цель, наряду с другими мерами сдерживания, требуют постоянного наблюдения, осмысления и пересмотра выводов. Цель этой статьи - поделиться некоторыми наблюдениями или взглядами с читателями. С этой целью мы сначала обратимся к так называемой «теории санкций» и вспомним несколько аспектов. Мы считаем, что без них разговоры об эффективности западных санкций в предотвращении российской агрессии в Украине были бы односторонними и неполными.
Экономические санкции занимают промежуточное положение между дипломатическими усилиями и вооруженным вмешательством. Они являются инструментом, используемым для оказания давления на страну или правительство с целью изменения его поведения. Санкции могут принимать различные формы, в том числе торговые ограничения, финансовые санкции и запреты на поездки. История применения санкций неоднозначна. Иногда они были успешными в достижении своих целей, а иногда – нет. Например, санкции против Ирана в конечном итоге привели к ядерной сделке, а санкции против Южной Африки сыграли роль в прекращении апартеида. Однако санкции против Ирака не смогли предотвратить вторжение в Кувейт, а санкции против Северной Кореи не помешали ей разработать ядерное оружие.
Существует ряд факторов, которые могут повлиять на эффективность санкций. К ним относятся:
* Четкость целей: Санкции должны иметь четкие и достижимые цели. Если цели слишком расплывчаты или нереалистичны, санкции вряд ли будут эффективными.
* Международная поддержка: Санкции, поддерживаемые множеством стран, более эффективны, чем санкции, применяемые только одной страной или небольшой группой стран.
* Соблюдение: Санкции только эффективны, если они соблюдаются. Если страны или компании находят способы обойти санкции, они не будут иметь желаемого эффекта.
* Последствия: Санкции должны быть достаточно суровыми, чтобы изменить поведение целевой страны или правительства.
1.2 Причины и цели введения экономических ограничений
Надлежащее управление санкциями связано с несколькими существенными аспектами. Одним из них является создание максимально возможной коалиции участников вокруг соответствующего политического решения. Твердость и единство членов коалиции имеют решающее значение для обеспечения более высокой степени эффективности масштабных санкций. Если коалиция не сплочена, целевой объект санкций может найти лазейки для продолжения своей вредной военно-политической линии действий. Со временем это может свести эффективность санкций практически к нулю. Говоря о коалиционном единстве, необходимо также отметить, что различные участники санкционного пакета, особенно если их много, могут иметь разные взгляды и мотивы. Поэтому эффективность масштабных санкций зависит не только от количества участников, но и от характера участников.
Еще одним вопросом, который необходимо учитывать, является восприятие и отношение целевой страны и ее населения к ожидаемым санкциям. Это также требует нескольких комментариев. Во-первых, санкции, вероятно, будут более эффективными в более открытой целевой стране, чем в авторитарной стране. В более открытых странах население имеет больший доступ к информации и более свободно выражает свое недовольство. Это может оказать давление на правительство целевой страны, чтобы оно изменило свое поведение. Во-вторых, чем жестче контроль общественного мнения и восприятия событий авторизованным режимом, тем выше вероятность сплочения общества вокруг режима. Это может затруднить эффективность санкций, поскольку население страны может быть менее склонно выступать против правительства.
Таким образом, правильный выбор цели имеет особое значение. Санкции следует налагать на страны, в которых они, скорее всего, будут эффективными. Это включает в себя страны, которые являются более открытыми и имеют более свободное население. Следуя этим рекомендациям, инициатор санкций может увеличить вероятность достижения своих целей и повысить эффективность санкций.
Управление санкциями также включает постоянную оценку реализации санкций с целью изменения существующих мер или добавления новых. Ошибочно полагать, что эффективность санкций зависит от увеличения их жесткости и количества. Постоянный мониторинг и оценка позволяют инициатору санкций отслеживать эффективность санкций и режим санкций по мере необходимости. Это гарантирует, что санкции будут по-прежнему эффективными и действенными. Для достижения поставленных целей и задач необходимо адекватно сопоставлять меры эскалации и деэскалации, определенные в санкционной политике. Это позволяет инициатору санкций общаться с целевой страной и ее правительством посредством применения подхода «кнута и пряника».
Гибкость необходима для того, чтобы санкции были направлены на достижение результата. Инициатор санкций должен иметь возможность корректировать санкции по мере необходимости, чтобы максимально увеличить их эффективность. Недавняя практика показывает проблемы правового характера с точки зрения управления. Например, у регулирующих органов и судов не совсем четкая позиция по поводу вторичных санкций или индивидуально санкционированных лиц, действующих под «корпоративным прикрытием». Это может затруднить эффективное применение санкций. Чтобы решить эти проблемы, инициатору санкций следует обеспечить четкие правовые рамки для санкций. Это поможет обеспечить соблюдение санкций и накажет нарушителей. Инициатор санкций также должен сотрудничать с другими странами для обеспечения единообразного применения санкций. Следуя этим рекомендациям, инициатор санкций может улучшить управление санкциями и повысить вероятность достижения своих целей. Все это очень специфический вопрос и выходит за рамки обсуждения в данной статье.
Однако следует отметить тему так называемых «умных» санкций, особенно в отношении управленческого спроса. Главное здесь то, что инициаторы санкций должны избежать неожиданного исхода (например, гуманитарной катастрофы, нанесения ущерба экономике страны-партнера) и выбрать правильный пакет санкционных мер, чтобы определить «санкционную боль», соизмеримую с целями и задачами. Добавим здесь, что параллельно с решением о введении санкций необходимо иметь правильное понимание постепенного выхода из санкций, поскольку скорость или промедление, а также любая спонтанность в выходе нанесут ущерб функциональному аспекту упомянутого экономического оружия.
Глава 2 ПРИОРИТЕТЫ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
2.1 Внешнее воздействия и реакционные сценарии РФ
В ходе раунда опроса «Индекс деловой среды РСПП» участникам были заданы дополнительные вопросы на тему последствий введений санкций для российского бизнеса. В анкетировании по данной теме приняли участие 55 компаний. 70,4% респондентов указали в качестве основного вида экономической деятельности «промышленность». Порядка 11% компаний принадлежат энергетическому сектору. Компании строительного сектора составили долю 9,3%, а компании сектора «транспорт и связь» – 7,4%. Большая часть респондентов (83,3%) относятся к категории «крупный бизнес», представители средних предприятий составили 7,5%, а субъекты малого предпринимательства – 9,2%.
48,1% компаний, принявших участие в опросе, считают, что экономические санкции оказывают влияние на деятельность предприятий. 38,9% отрицают влияние санкций на их компании, а 13% затруднились с ответом на данный вопрос.
Задан также уточняющий вопрос, какие именно санкции влияют на деятельность организаций. Треть респондентов выбрали ответ «как санкции со стороны западных стран, так и ответные санкции со стороны России оказывают влияние на деятельность компаний», и две трети участников опроса уверены, что речь может идти о влиянии только санкций со стороны США, стран Европы и ЕС.
Введение санкций сказалось на экономических условиях ведения бизнеса по различным направлениям.
В ноябре наиболее критичным для российского бизнеса стал рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие, связанный с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Японии и других стран - об этом заявили 64,6% респондентов. 20,8% организаций отметили, что воздействие по данному направлению незначительно. В то же время 14,6% не испытывают на себе роста цен на сырьё, оборудование, комплектующие из-за санкций.
Снижение доступности кредитов оказывает воздействие на деятельность почти половины компаний-участниц опроса (48,9%), а 17% компаний отметили, что по данному направлению введение санкций оказывает воздействие незначительно или не в полной мере.
Об уменьшении инвестиций как последствии введения санкций заявило 35,4% организаций, на деятельность 27,1% компаний уменьшение инвестиций в связи с санкциями оказывает незначительное влияние. Для 29,2% представителей бизнеса, принявших участие в опросе, негативным результатом введения санкций стала невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг. 35,4% респондентов ощущает воздействие санкций по данному направлению как незначительное, и то же число компаний не испытывают подобного воздействия на деятельность компаний.
18,8% респондентов указали, что значимым последствием, связанным с введением санкций, стало появление трудностей в работе со смежными организациями – получателями продукции/услуг, в случае 27,1% компаний такого рода трудности оказывают незначительное влияние на деятельность.
2.2. Положительные и отрицательные итоги
Санкции, введенные против России после февраля 2022г., считаются самыми сильными и далеко идущими, наложенными на крупную державу после Второй мировой войны, более многочисленными и всеобъемлющими, чем все другие меры, действующие в настоящее время против всех других стран, находящихся под санкциями. Часто задают вопрос, на который трудно ответить, — эффективны ли санкции.
Почему санкции считаются неэффективными? Санкции - это ограничения, налагаемые на страну одной или несколькими другими странами с намерением оказать давление на какой-либо желаемый результат или, наоборот, осудить и наказать некоторые нежелательные действия, которые уже были предприняты. Поэтому при оценке санкций, естественно, основное внимание уделяется тому, удастся ли им воспрепятствовать этому конкретному курсу действий или устранить лиц, принимающих решения, ответственных за него. И в этом отношении санкции в подавляющем большинстве случаев считаются неудачными.
Во-первых, санкции, которые реализуются, уже провалились на стадии угрозы. Если угроза четко определенного и заслуживающего доверия возмездия не удержала принимающую сторону от проведения санкционированного курса действий, то это потому, что они посчитали, что могут позволить себе игнорировать его. Таким образом, если это наказание не выйдет за рамки ожидаемого, по масштабу или по времени, его реализация также потерпит неудачу. Это означает, что любая попытка оценить санкции ретроспективно страдает от проблемы отрицательного отбора, когда наблюдаются почти исключительно случаи неудачи, задуманные в этом конкретном смысле.
Во-вторых, санкции являются довольно грубым инструментом, который часто не может быть направлен с той точностью, которую хотелось бы. Несмотря на то, что санкции со временем стали «умнее» в том смысле, что предпринимаются более активные усилия по борьбе с режимом или элитами, которые могут иметь влияние, чтобы реально повлиять на режим, они часто не достигают или не влияют значимым образом на тех людей, которые являются реальной целью, по разным причинам. Вместо этого они могут нанести значительный «сопутствующий ущерб» группам населения, которые часто довольно далеки от каких-либо реальных полномочий по принятию решений, в том числе в странах происхождения, и даже третьим сторонам, которые не имеют отношения к ситуации. Ущерб, причиненный этим сторонам, может быть частью причинно-следственной связи, которая в конечном итоге влияет на предполагаемый результат. Например, граждане, испытывающие трудности в условиях обнищавшей экономики, могут быть доведены до бунта или каким-либо другим образом оказать давление на свое правительство, но это означает, что страна достаточно свободна для беспорядков или для того, чтобы мнение избирателей было принято во внимание.
Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
3.1 Импорт икры до 2022г.
Россия удвоила экспорт икры за последние пять лет в период с 2016 до 2021г. Расширение географии поставок, в первую очередь за счет Северной Америки и Европы, позволило России значительно увеличить объемы экспорта икры. В 2016-2020 годах он увеличился почти вдвое (+96,7%) и составил ок. 1,2 тонны. По прогнозам Центра отраслевых экспертиз РусАга, основной экспортной подкатегорией к концу 2021 года станет белая икра, которая будет опережать красную икру по объему предложения за счет широкого вкусового и ценового диапазона.
3.2. Импортозамещение икры и ответные меры
Недавние санкции, введенные против экспорта российской икры, вряд ли окажут существенное влияние на внутренний рынок России. Страны Евросоюза производят черную икру в небольших количествах, и Китай является основным экспортером этого продукта на внутренний рынок России. США также запретили импорт черной икры из России, но они уже давно не закупают икру, добытую в Каспийском бассейне. В 2005 году США отказались от этого продукта, чтобы способствовать сохранению численности осетровых в Каспийском и Черном морях. Швейцария также запретила импорт российской черной икры, но Россия практически не экспортировала этот продукт в Европу из-за несоответствия стандартам, требуемым странами ЕС. В целом эти санкции вряд ли окажут существенное влияние на внутренний рынок России.
3.3. Поиск альтернативных рынков сбыта
В России очень мало предприятий, которые производят икру белуги. Белуга дает икру лишь спустя 16 лет жизни, поэтому ее производство требует значительных инвестиций и времени. В результате килограмм забойной белужьей черной икры в России стоит от 200 000 до 400 000 рублей. Компания BelugaFarm нашла другой выход из этой ситуации, приобретя осетровую ферму в Греции, где они производят черную икру под брендом Volzhenka. Бренд Volzhenka сразу же сообщает о связи продукта с Россией, что делает его привлекательным для российских потребителей и зарубежных рынков. Российская черная икра пользуется большим спросом во Франции, и компания BelugaFarm развивает свой греческий бренд, чтобы удовлетворить этот спрос. Шеф-повара Иван и Сергей Березуцкие считают черную икру одним из главных продуктовых брендов в России. Они всегда берут с собой российскую черную икру на все гастроли за рубежом и никогда не работали с иностранной черной икрой. В целом, хотя российская икорная промышленность может столкнуться с некоторыми проблемами из-за санкций, она все же имеет сильные позиции на рынке. Российская черная икра по-прежнему пользуется большим спросом как в России, так и за рубежом.
Заключение
Во время прохождения аналитической практики мною были изучены вопросы импорта в условиях санкций, проведен обзор рынка сбыта до их введения и после, сделаны выводы.