Фрагмент для ознакомления
2
Целями преддипломной практики являются окончание научно-исследовательской работы над выпускной квалификационной работой на основе сформированных профессиональных знаний в области юриспруденции, связи между научно-теоретической подготовкой студентов и профессиональной юридической деятельностью, овладение необходимыми научно-исследовательскими компетенциями, решение конкретных научных задач в рамках научно-следовательской работы, подготовка документов для защиты ВКР
Задачи преддипломной практики:
закрепление способностей и навыков правильного применения теоретических знаний в профессиональной юридической деятельности;
выработка способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, определять нормативную базу, регулирующую рассматриваемые общественные отношения;
выработка способности выделения теоретических и практических проблем правового регулирования в выбранной студентом сфере общественных отношений;
сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в выпускной квалификационной работе;
приобретение навыков ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
изучение и критическая оценка фундаментальной, периодической, в том числе иностранной литературы, нормативных материалов и правоприменительной практики в рамках выбранной тематики;
совершенствование навыков научно-исследовательской работы таких как: умение определять проблему, формулировать цель и задачи исследования; разрабатывать план исследования;
выбирать необходимые и оптимальные методы исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;
логично формулировать свои мысли, обосновывать предложения и рекомендации;
представлять итоги научного исследования в виде отчетов и документов для защиты ВКР.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, тем, что управление социально-экономическим потенциалом государства на различных пространственных уровнях связано с обработкой и передачей больших объемов информации об экономических показателях, макроэкономических процессах, определяется социальными условиями населения, отдельными результатами деятельности отрасли и т.д.
Централизованное ведение статистического учета на федеральном уровне необходимо для обмена и эффективного использования столь обширной и разнообразной информации.
В современном обществе статистика играет важную роль в механизме управления экономикой. Он собирает, научно обрабатывает, обобщает и анализирует информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения.
В результате темы можем выявлять взаимосвязи экономики, изучать динамику ее развития, проводить международные сопоставления и в конечном итоге принимать эффективные управленческие решения на государственном и региональном уровне[ Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А. Теория статистики: учебное пособие. - М., 2019, - С.14.].
Перед наукой стоят сейчас принципиально новые задачи перехода к рыночным отношениям. Это означает реформирование общих методологических и организационных основ статистики и приведение их в соответствие с международными правилами. Для успешного выполнения этой задачи необходимо дальнейшее повышение качества подготовки квалифицированных специалистов. Это позволит построить в Российской Федерации эффективную национальную статистическую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики.
Рыночная экономика способствует децентрализации экономических процессов, что усложняет задачи, стоящие перед органами статистики Российской Федерации. Развитие новых видов экономической деятельности, рост частного сектора экономики и развитие политики коммерческой тайны затрудняют оценку и доверие к информации, получаемой статистическими органами. В тоже время объем информации регулярно увеличивается, а вместе с ней и потребность в полной и актуальной статистике.
Создание частной статистической организации для решения проблемы нецелесообразно, так как невозможно оценить показатели на макроуровне. Поэтому организация статистического учета на государственном уровне является актуальной задачей современного управления.
Государственные органы статистики включены в систему национального регулирования. Эффективное социально-экономическое благополучие Российской Федерации зависит от полной, достоверной и проверенной статистической информации.
Информация о социальном, экономическом, демографическом, экологическом и других положениях государства позволит нам сформулировать подходящие и адекватные стратегии развития государственных факторов, отвечающие вызовам времени. Именно поэтому развитие службы статистики тесно связано со стратегическими целями Российской Федерации[ Долгова В., Медведева Т. Статистика: учебник. - М., 2023. - С.36.].
Помимо прочего, существуют международные стандарты, перед которыми Российская Федерация имеет информационные обязательства. Эта информация должна соответствовать требованиям и быть готовой к формированию открытой экономики и интеграции на уровне международного сообщества. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность рассматриваемого темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Правовые основы официального статистического учета закреплены Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон № 282-ФЗ).
Цель Закона № 282-ФЗ заключается в реализации единой государственной политики в сфере общественных отношений, возникающих при осуществлении официального статистического учета.
Указанная политика направлена на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона № 282-ФЗ правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается не только на положениях федеральных законов, но и на положениях нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Отдельные аспекты правовых основ системы государственной статистики стали предметом исследования таким отечественных ученых как: И.Н. Андрюшечкина, Н.С. Бондарь, К.С. Вельский, А.И. Гинзбург, Н.Д. Гущенская, А.Ю. Демидов, М.Р. Ефимова, К.И. Ефремов, Е.С. Заварина, В.Н. Клячкин, В.В. Лунеев, И.А. Палий, В.С. Лялин, С.Я. Лебедева, В.Н. Демидов, Л.П. Ярославцева и др.
Сегодня существует проблема процесса сбора первичных статистических данных. Основная проблема, которая до сих пор не решена, — это отсутствие правовой базы. С одной стороны, федеральная целевая программа устанавливает конкретные целевые показатели по проценту предоставления отчетности в электронной форме и возлагает на органы статистики полномочия, а с другой стороны, норм, обязывающих респондентов сдавать отчетность «в электронной форме», нет.
В таких случаях, когда требуется большая степень ответственности и санкций, текущая система неэффективна. Эти недостатки включают в себя:
- не соответствия в деятельности отделов;
- руководители проявляют огромное внимание только к успехам своего подразделения.
- замедлить ход принятия решений и их последующую реализацию;
- отсутствие организационного подразделения, ответственного за разработку общей стратегии деятельности.
- у них проблемы с адаптацией к изменяющимся условиям внешней среды, и их структура не гибка.
В результате, в организации сосредотачивается внимание только на текущей задаче, которая направлена на поддержание работы, но не гарантирует эффективности и роста, что отрицательно сказывается на функционировании организации в целом. Кроме того, выбранный тип организационной структуры нарушает принцип унификации команд.
Существующие методы сбора данных не обеспечивают достаточной точности и надежности. В результате, полученные статистические данные могут быть неточными и не достоверными.
На сегодняшний день, существует некоторая проблематика в процессе сбора первоначальных статистических данных. Главная сложность, которая до сих пор остается актуальной, заключается в недостаточной точности и надежности существующих методов сбора данных. Это в свою очередь приводит к получению неточной и недостоверной статистики, отсутствие правовой базы является характерной особенностью.
Диссертационное исследование направлено на выявление причин перечисленных проблем и поиск их решения.
В результате исследования будут сформированы некоторые предложения, направленные на совершенствование процессов принятия и исполнения правовых актов Росстата.
Объектом исследования является Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области (Тюменьстат).
Предметом исследования является деятельность в области статистического учета Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить сущность, особенности системы государственной статистики в Российской Федерации и направления развития.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие и роль статистики в деятельности государства.
2. Проанализировать становление и эволюцию организационно-правового регулирования государственной статистики в России.
3. Раскрыть правовой статус субъектов официального статистического учета.
4. Выявить основные направления деятельности и проблемы в сфере организации государственной статистики.
5. Раскрыть правовую характеристику деятельности Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН 29 января 2014 года № 68/261 Основополагающие принципы официальной статистики // СПС КонсультантПлюс.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5.Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 28.02.2023) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6043.
6.Федеральный закон от 25.01.2002 N 8-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О Всероссийской переписи населения" // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 252.
7.Федеральный закон от 21.07.2005 N 108-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 04.08.2023) "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3119.
8.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
9.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
10.Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (ред. от 24.10.2022) "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" // "Собрание законодательства РФ", 25.08.2018, N 34, ст. 3929.
11.Белкиндас М.В. Качество, охват и открытость: задачи официальной статистики// Вопросы статистики: сетевой журнал. 2019. С.55-59.
12.Баврина А.П. Основные понятия статистики // Медицинский альманах. 2020. № 3 (64). С. 101-111.
13.Белокуренко Н.С., Вастьянова М.В. Статистика: понятие и виды // Электронный научный журнал. 2020. № 6 (35). С. 65-67.
14.Деружинский Г.В. О восприятии современным обществом института государственной статистики// Вопросы статистики: сетевой журнал. 2019.
15.Дмитриева Н.Е. Проблемы развития статистики регионов // Вопросы статистики: сетевой журнал. 2019. С. 93-106.
16.Долгова, В. Н. Статистика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. - 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 278 с.
17.Дудин, М. Н. Статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 374 с.
18.Задруцкая К.Р., Ражабов Т.Т. Общее понятие об описательной статистике в социологических исследованиях // Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 173-178.
19. Статистика: учебник для вузов / И. И. Елисеева [и др.]; ответственный редактор И. И. Елисеева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 572 с.
20.Шинкаренко Т.В., Коноков Д.Г. Организационная структура предприятий: учебно-методическое пособие. - М., 2019. - 127 с.