Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период с....по...я проходил (а) учебную практику (ознакомительную практику на базе МАОУ СШ №16 имени Героя Советского Союза Цукановой М.Н. (Красноярский край, г. Красноярск).
Цель практики: овладение трудовыми действиями в рамках трудовых функций педагога-психолога: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ, овладение навыками решения типовых профессиональных задач, приобретение ими первичных профессиональных умений и компетенций в сфере профессиональной и научно - исследовательской деятельности; создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к осваиваемой профессии, посредством профессионального самоопределения, развитие и формирование у обучающихся профессионального самосознания (готовность работать по профессии, понимание необходимости быть конкурентоспособными на рынке труда посредством освоения передового профессионального опыта).
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
- развитие общественной активности обучающихся, воспитание в них сознательного отношение к труду;
- формирование у обучающихся понимания профессиональной чести, долга, сознательного отношения и интереса к избранной профессии;
- формирование у обучающихся потребности трудиться добросовестно, «ответственно и творчески относиться к разным видам трудовой деятельности»;
- формирование профессиональных и социально значимых личностных качеств обучающихся посредством включения их в профессионально-исследовательскую деятельность;
- формирование осознания профессиональной идентичности (осознание своей принадлежности к определённой профессии и профессиональному сообществу);
- формирование чувства социально-профессиональной ответственности, усвоение профессионально-этических норм;
- осознанный выбор будущего профессионального развития и возможностей и реализации собственных жизненных планов.
ЗАДАНИЕ 1. ПРОВЕДЕНИЕ САМОДИАГНОСТИКИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА НАЧАЛО ПРАКТИКИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ № 1
Обучающийся
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы Практическая психология в образовании
Инструкция: заполните оценочную карту компетенций (№1) и определите уровень их овладения до практики. Содержание уровней см. стр. 16 данной РПП. В соответствующей графе поставьте знак +
Компетенции бакалавра
(формируемые компетенции) Уровень овладения (после практики)
пороговый базовый продвинутый
УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач +
ОПК-8 - Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний +
ПК-8 Способен к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся +
Самоанализ сформированности профессиональных компетенций
Так, в начале практики УК-1 сформирована на базовом уровне, так как имеются знания в отношении психодиагностических методик, изучение которых осуществлялось посредством анализа и синтеза информации для того, чтобы данные методики были реализованы в отношении испытуемого обучающегося.
Компетенция ОПК – 8 определена на базовом уровне, так как разработка программы развития и сопровождения данного обучающегося возможна лишь на теоретическом уровне. Для повышения уровня компетенции необходима практическая апробация знаний. Сюда же можно отнести и сформированность компетенции ОПК – 8 на базовом уровне.
ЗАДАНИЕ 2. ПОДОБРАТЬ И ОПИСАТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В процессе проведения диагностики, проводилась работа с подростком, требующим особого педагогического внимания. Цель диагностической работы заключалась в изучении личности обучающегося. Было принято решение оценить тревожность и уровень самооценки. В дополнении провести методику «Памятные даты моей жизни» для того, чтобы сформировалась полная картина понимания истинной личности подростка.
1) Наименование методики: «Памятные даты моей жизни» [6].
Цель методики: определение жизнестойкости и позитивной памяти подростка.
Инструкция: подростку было предложено описать памятные даты своей жизни с того момента, с которого он помнит. Написать памятные даты необходимо по следующей стандартизированной форме:
Рисунок 1. Образец бланка для методики «Памятные даты моей жизни»
2) Наименование методики: «Дом – дерево - человек» Дж. Бука [12].
Цель методики: определение уровня тревожности подростка.
Инструкция: испытуемому предлагается нарисовать три изображения: дом, дерево, человек. Психолог не просто наблюдает за тем, как ребёнок рисует, он фиксирует все его эмоции, сопровождающие процесс творчества для более полного описания и занесения данных в протокол испытания. Предлагаемый протокол предложен на рисунке 2:
Рисунок 2. Протокол методики «Дом. Дерево. Человек»
3) Наименование методики: Методика самооценки Дембо – Рубинштейн [3].
Цель методики: определение уровня самооценки подростка.
Инструкция: испытуемому предлагается бланк со шкалами, которые он заполняет конкретно отмечая каждую из предложенных шкал. Данная методика позволяет наиболее точно определить уровень самооценки в индивидуальном порядке. При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов).
Предлагаемый протокол методики предложен на рисунке 3:
Рисунок 3. Протокол методики изучения самооценки
Считаем, что предложенные методики наиболее эффективны в отношении обучающихся подросткового возраста, так как они содержательны, быстро проводятся, а также легко интерпретируются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абылкасымова, А. О. Проблемы психологической незащищенности учащихся школ в условиях современного общества / А. О. Абылкасымова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2022. – № 2. – С. 164-168.
2. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО: учебное пособие: [12+] / В. В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 116 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598995/
3. Божович, Е. Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков / Е. Д. Божович // Психологическая наука и образование. – 2007. – Т. 12, № 2. – С. 5-15.
4. Василевская, Е. А. Конфликтность подростков в контексте самореализации / Е. А. Василевская, В. Г. Фролова // Самореализация личности в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 25 февраля 2016 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2016. – С. 120-127.
5. Ведлер, О. В. Система работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ в современной школе / О. В. Ведлер, Л. В. Белозерова, Е. А. Овчинникова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 ноября 2023 года. – Пенза: ИП Гуляев Г.Ю., 2023. – С. 91-93.
6. Ведлер, О. В. Специфика применения восстановительного подхода в работе классного руководителя и педагога-психолога школы / О. В. Ведлер, Е. А. Иглина // Актуальные тренды в науке и образовании : сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 08 января 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 201-203.
7. Вишнякова, Ю. Д. Психологическая готовность обучающихся в процессе профессиональной подготовки в области психологии образования / Ю. Д. Вишнякова // Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : Материалы конференции, Краснодар, 01 февраля – 30 2019 года. Том Часть 1. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 157 – 170.
8. Волкова, Т. В. Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов: учебно-методическое пособие: [12+] / Т. В. Волкова, Т. Т. Котович. – Москва: Творческий центр Сфера, 2022. – 112 с.: табл. – (Управление детским садом). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=694512/
9. Иванова, Н. Н. Психология образования в современных условиях модернизации образования / Н. Н. Иванова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе : Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и практических психологов с международным участием, посвященной памяти профессора И.П. Чабыева, Якутск, 23 апреля 2021 года. Том Выпуск 10. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 95-97.
10. И. М. Современная деятельность педагога-психолога в школе (из опыта работы) / И. М. Игнатьева // Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 06 октября 2022 года. – Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. – С. 30-35.
11. Колосова, Н. В. Конфликтность подростков и ее роль в возникновении педагогического конфликта / Н. В. Колосова, М. Ю. Овсяникова // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ вопросы ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 10 декабря 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том 1. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 263-265.
12. Крулехт, В. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Крулехт; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010. – 137 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272170/
13. Михайлик, Е. В. Особенности конфликтности подростков при различных типах темперамента / Е. В. Михайлик, А. С. Куликова // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Прага, 27 февраля 2015 года / Ответственный редактор Уварина Н.В.. Том Часть 1. – Прага: World Press, 2015. – С. 311-315.
14. Пищалина, А. А. Исследование особенностей конфликтности у современных подростков / А. А. Пищалина // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой, Москва, 13–14 декабря 2018 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. – С. 425-429.
15. Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 14–15 апреля 2017 года / Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»; Московский государственный психолого-педагогический университет. – Москва: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2016. – 210 с. – ISBN 978-5-9900872-9-3.
16. Саменкова, А. И. Конфликтность подростков как фактор риска в межличностных отношениях со сверстниками / А. И. Саменкова // Студенческий. – 2020. – № 38-2(124). – С. 90-94.
17. Семенова, Ф. О. Социально-психологическая поддержка учащихся и психологическое сопровождение в школе - роль социально-психологической службы / Ф. О. Семенова, Р. А. Ахмедханова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции, Дербент, 27 февраля 2021 года. – Москва: ООО "Парнас", 2021. – С. 243-248.
18. Сидорчук, Т. А. Способы формирования мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ–ТРИЗ: учебное пособие для работников дошкольных учреждений: [16+] / Т. А. Сидорчук; отв. ред. И. Н. Крохина. – Москва : Галактика, 2020. – 295 с.: схем., табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=688774/
19. Философия и психология образования // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. – 2014. – Vol. 1, No. 2(2). – P. 98-105.
20. Чердынцева, Е. В. Современные технологии воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми: учебное пособие: [16+] / Е. В. Чердынцева, О. В. Якубенко, Е. Г. Ожогова ; Омский государственный педагогический университет. – Москва: Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2022. – 140 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=688024/
21. Шалагинова, К. С. Формирование профессиональных компетенций будущих психологов образования на модуле "практическая психология в образовании" / К. С. Шалагинова, С. А. Черкасова // Совершенствование организационной и методической работы университета для повышения качества подготовки по программам высшего образования : материалы XLIV учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 11–12 апреля 2017 года. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2017. – С. 368-371.
22. Юшкова, М. А. Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения / М. А. Юшкова // Молодой ученый. – 2022. – № 51(446). – С. 305-307.