Фрагмент для ознакомления
2
Характеристика учреждения
Практика проходила на базе общеобразовательной школы, начальные классы. Контингент детей:
Учреждение вправе осуществлять прием следующих категорий детей:
- поступающих в первый класс учреждения;
- переведенных из другого образовательного учреждения, реализующего образовательные программы соответствующего уровня;
- ранее не обучавшихся и не достигших возраста восемнадцати лет;
- получавших ранее начальное, общее образование в форме семейного образования либо самообразования.
1-4 классы - 133 учащихся
Из них на домашнем обучении находится 1 учащийся.
Педагогический коллектив школы состоит из 17 учителей, 2 воспитателя, 1 методист, 1 социальный педагог 1 педагог-психолог и 1 учитель-логопед. Все имеют высшее образование.
Направления деятельности образовательного учреждения:
- физкультурно-оздоровительное
-гражданско-патриотическое;
-правовое воспитание;
-профилактика здорового образа жизни;
-профессиональное самоопределение;
-нравственное воспитание;
-одарённые дети;
- речевое развитие, психокоррекционная работа;
-семья и школа.
Перечень реализуемых образовательных программ:
- Комплекс программ «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
- Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с поведенческими и эмоциональными особенностями.
- Уроки общения Программа «Развивающие игры» для 1-4-го класса
- Программа «Тропинка к своему Я»
- Программа коррекционно-развивающих занятий для 1-4 классов
- Программа "Мир детских эмоций»
Организационная структура управления образовательной организацией
Главным управляющим звеном является директор школы. Ему подчиняется завуч начальный классов, завуч средних и старших классов. Затем следует заведующий методической частью (методист), педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники. Произошли следующие кадровые изменения педагогического состава:
- пополнение молодыми специалистами - не производилось;
- увольнение по собственному желанию – 1 чел. (Чехова Ю.Ю.);
- прием на работу – 1 чел. (Котов А.В.);
- в результате внеплановой аттестации двум педагогам (Панихин Е.В., Смирнова О.В.) присвоена высшая квалификационная категория.
За отчетный период прошли повышение квалификации 7 чел.
Кадровый состав распределяется следующим образом:
Численность работников всего всего Стаж работы по специальности Кадровый состав по возрасту
до 3 от 3 до 5 от 5 до 10 от 10 до 15 от 15 до 20 20 и более До 30 30-50 Старше
50
Педагогический состав 17 1 10 2 1 2 1 10 7 -
Основные направления, методы работы с детьми в рамках диагностической работы [3]:
1. - компьютерная презентация «Комплексное логопедическое обследование детей с нарушением речи с использованием компьютера»
2. - проективные методики для оценки уровня психического развития ребенка
3. - наблюдение, опрос, интервьюирование
4. - проективные методики оценки эмоционально – волевой сферы, памяти, восприятия, мышления.
При анализе результатов исследования детей, с использованием проективных методик в основном выявляются следующие показатели: агрессивность, тревожность, заниженная самооценка. Это говорит о неуверенности в себе, своих силах, знаниях, о подавленности, нерешительности, незаинтересованности и своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, боязнь перед активным действием. У детей часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: волнение, повышенное беспокойство, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, родителей [2].
Анализ проблем детей, определённых психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПК) в группы коррекционно-развивающего образования, свидетельствуют, что от 25% до 33% имеют разный уровень задержки психического развития; от 58% до 75% ещё до поступления в организацию, приобрели хронические заболевания; более 83% из них отмечены показателем «возрастной незрелости».
Такое психофизическое состояние воспитанников определяет приоритет целей учреждения[4]:
• охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
• создание условий социально-коммуникативной и трудовой адаптации;
• обеспечение выполнения детьми с трудностями в обучении требований федерального образовательного стандарта;
Состояние логопедической службы в учреждении. Специфика деятельности, документация учителя-логопеда
В кабинете логопеда весит памятка с прописанными должностными обязанностями. Также вывешен график работы. На полках расположена отчетная документация, документы для планирования коррекционной и диагностической работы, сведения о детях и их родителях. Сведения о детях заносятся в сводную таблицу. В ней указываются Ф.И.О. ребенка, дата рождения, адрес места жительства, тел. раб и домашний, а также заключения офтальмолога, логопеда, невролога, ортопеда и т.д. Отдельно представлена документация по диагностике: протоколы, карты, графики и профили развития групп. Документация представлена в виде карты сопровождения ребёнка по психическому развитию. На каждого ребенка имеется:
1) индивидуальная карта обследования (дата рождения, общие сведения о ребенке, социальный анамнез, биологический анамнез, данные медицинского осмотра, рекомендации врачей, дата обследования.
2) заключение (по результатам диагностики выявляют уровень развития познавательной сферы деятельности) на основе которого далее составляется индивидуальная программа сопровождения ребенка.
Представлена документация планирования работы с детьми: перспективный, календарный, индивидуальный планы. Представлен развёрнутый план: формы, методы работы, направление, содержание. Ответственные: воспитатель, муз.руководитель, логопед, дефектолог. Составляется перспективный и тематический план занятий. Ежедневный план разрабатывается с учетом требований коррекции всех сторон психического развития детей. Существует документация по взаимодействию с воспитателями группы. Ведется тетрадь взаимодействия со специалистами и педагогами (рекомендации логопеда, музыкального руководителя), какие моменты необходимо отработать воспитателю. Систематически проводятся консультации.
Представлена документация по взаимодействию с родителями Проводятся консультации (индивидуальные, групповые), собрания, на стендах представлена информация, которая постоянно обновляется.
Рабочее пространство довольно хорошо оборудовано. Создает благоприятную, расслабляющую обстановку. Стоит отметить наличие и подбор мебели - столы и стулья разные по высоте, шкафы в соответствии с нормами САНПина.
Присутствует доска для демонстрационного материала, наглядно-иллюстративный материал, систематизированный по лексическим темам, развивающие игры и упражнения.
Отдельно расположена картотека учебных и наглядных пособий, дидактические игры, настольно-печатные игры, пособия, картотека физкультминуток. Методическая и учебная литература - теоретическая и практическая (по возрастам). Представлен весь необходимый диагностический материал; описание методик и стимулирующий материал.
Сделан подбор методической и коррекционной литературы, дидактические игры по темам, материал по основным образовательным отраслям, лексическим темам, игрушки.
Из документации обращают на себя внимание должностные обязанности учителя-логопеда, список детей с диагнозами; сведения о родителях; календарный план работы; перспективный план подгрупповых занятий; блочно-тематическое планирование; график работы; перспективный план индивидуальной работы; портфолио профессиональных достижений учителя-дефектолога; папка по взаимодействию с воспитателями; журнал по работе с родителями; журнал взаимодействия с воспитателями по индивидуальной работе; диагностические методики мониторинга; протоколы мониторинга и профили развития; индивидуальные карты развития; журнал по консультированию педагогов; журнал по консультированию родителей; отчет работы учителя-логопеда.
Характеристика лиц с нарушениями речи
При характеристике детей с нарушениями речи, можно отметить, что большинство из них – младшие школьники в возрасте 6-8 лет. У большинства детей нарушения речи начались с дошкольного возраста (3-4 года). По заключению ПМПК большинству детей установлен диагноз: ОНР 2 степени (занятия с логопедом). Также встречается простая дислалия, стертая дизартрия. У одного ребенка диагностировано заикание.
Впервые нарушения речи были выявлены родителями, после чего они обратились к логопеду. Из соматических заболеваний у детей часто встречаются простудные заболевания. Анализ раннего развития: психологический аспект показывает у большинства: общий эмоциональный фон – выше среднего; контактность со сверстниками и взрослыми – выше среднего; поведенческие особенности - соответствуют норме; реакция на похвалу и наказание - воспринимает адекватно, самооценка соответствует норме.
Условия воспитания ребенка и сведения о семье.
У большинства детей семьи полные. Только в двух семьях нет отца. Есть одна многодетная семья, в которой воспитывается пятеро детей. У большинства в семье лиц с нарушением развития нет. В семье преобладает комфортный психологический климат. Только в одной семье родители находятся в стадии развода, что стало причиной стресса для ребенка. В большинстве семей родители предпринимают попытки провести как самостоятельные занятия с ребенком, так и занятия логопедические со специалистом. До поступления в учреждение – воспитание дома, логопедической помощи не получало большинство детей.
Условия воспитания ребенка в семье. Большинству детей уделяется достаточно внимания. Родители совместно занимаются с детьми, проводят
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Елецкая О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова . – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
3. Лалаева Р. И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 2003. – 224 с.
4. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: письмо Мин.обр. РФ от 14.12.2000 // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 84-87.
6. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 2001. – 159 с.
7. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Авт.-сост. Семаго Н. Я.,
Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2004. – 32 с.
8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб, 2001. – 240 с.
9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 2004. – 225 с.
10. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.