Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, позволяя применить теоретические знания в реальной образовательной среде и приобрести необходимые практические навыки. Прохождение практики в общеобразовательной организации дает возможность непосредственно ознакомиться с особенностями работы педагога-психолога, спецификой психолого-педагогического сопровождения, а также апробировать различные методы и формы психологической диагностики, консультирования, коррекционно-развивающей деятельности.
Особую значимость приобретает практика, ориентированная на работу с подростками, поскольку данный возрастной период характеризуется интенсивными физиологическими, психологическими и социальными изменениями, которые могут провоцировать возникновение разнообразных проблем в процессе адаптации к среднему звену школы, в межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в сфере самосознания и самоопределения. Именно поэтому педагог-психолог должен быть готов оказать своевременную и квалифицированную помощь подросткам, а также их родителям и педагогам в преодолении возникающих трудностей.
Прохождение педагогической практики в МКОУ «ООШ №4» г. Балея Забайкальского края позволило мне реализовать ряд важных задач, связанных с психолого-педагогическим сопровождением подростков.
В ходе практики были разработана и внедрена программа диагностического исследования, направленную на изучение особенностей адаптации обучающихся к среднему звену школы, провела консультативную работу с родителями по данной проблеме, составила и реализовала программу коррекционных занятий, ориентированных на решение актуальных вопросов современного подросткового возраста.
Мною была осуществлена индивидуальная психологическая диагностика и консультирование старших подростков по проблеме готовности к сдаче экзаменов, разработана программа повышения психологической компетентности педагогов, а также спланирована и спрогнозирована социальная реабилитация детей старшего подросткового возраста.
Прохождение педагогической практики в МКОУ «ООШ №4» г. Балея Забайкальского края имело большое значение для моего профессионального становления. Оно позволило мне не только применить на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения, но и приобрести ценный опыт психолого-педагогической деятельности, расширить представления о специфике работы педагога-психолога в общеобразовательной организации, а также сформировать необходимые профессиональные компетенции.
Особую значимость для меня имело непосредственное взаимодействие с подростками, их родителями и педагогами, поскольку это способствовало более глубокому пониманию психологических особенностей данной возрастной категории, специфики их социальной ситуации развития и актуальных проблем. Реализация различных видов психологической работы (диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей) позволила мне совершенствовать профессиональные умения и навыки, необходимые для эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Прохождение педагогической практики в МКОУ «ООШ №4» г. Балея Забайкальского края стало важным этапом моего профессионального становления, позволив мне не только закрепить теоретические знания, но и приобрести ценный практический опыт, необходимый для дальнейшей успешной работы в качестве педагога-психолога.
Выполнение разнообразных видов деятельности, связанных с психолого-педагогическим сопровождением подростков, способствовало развитию моих профессиональных компетенций – умение проводить психологическую диагностику, осуществлять консультативную и коррекционно-развивающую работу, взаимодействовать с родителями и педагогами.
Прохождение практики позволило мне более глубоко осознать значимость и специфику работы педагога-психолога в общеобразовательной организации, а также сформировать устойчивую мотивацию к дальнейшему профессиональному совершенствованию.
1 Общая характеристика места прохождения практики
1.1 Общие сведения об образовательной организации (МКОУ «ООШ №4» г. Балей)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №4» города Балея Забайкальского края является одним из старейших учебных заведений региона, ведущим свою историю с 1937 года. За годы своего существования школа зарекомендовала себя как образовательная организация, обеспечивающая качественное общее образование и всестороннее развитие личности обучающихся.
Школа расположена в центральной части города Балея, что обеспечивает ее доступность для детей, проживающих в различных районах муниципалитета. Здание школы, построенное в 1970-х годах, соответствует современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса и оснащено необходимым оборудованием для реализации образовательных программ.
Контингент обучающихся МКОУ "ООШ №4" г. Балея составляет около 400 человек, обучающихся с 1 по 9 классы. Школа осуществляет реализацию основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования, а также дополнительных общеразвивающих программ различной направленности.
Педагогический коллектив образовательной организации насчитывает 30 человек, большинство из которых имеют высшее профессиональное образование и значительный опыт работы в сфере общего образования. Педагоги регулярно повышают свою квалификацию, участвуют в методических объединениях, конференциях и других профессиональных мероприятиях, что позволяет им эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.
Важной особенностью МКОУ «ООШ №4» г. Балея является наличие в штате педагога-психолога, который осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются психологическая диагностика, консультирование обучающихся, их родителей и педагогов, а также реализация коррекционно-развивающих программ.
Образовательная среда школы характеризуется благоприятным психологическим климатом, способствующим гармоничному развитию личности обучающихся. Педагогический коллектив уделяет большое внимание формированию у детей ценностных ориентаций, навыков здорового образа жизни, социально-коммуникативных компетенций, а также развитию их творческого потенциала.
Важным направлением деятельности МКОУ "ООШ №4" г. Балея является организация внеурочной деятельности обучающихся, которая реализуется через работу различных кружков, секций, клубов и студий, что позволяет раскрывать и развивать индивидуальные способности детей, формировать их интересы и увлечения, а также способствует созданию благоприятных условий для их социализации и самореализации.
Таким образом, МКОУ «ООШ №4» г. Балея представляет собой современную общеобразовательную организацию, обеспечивающую качественное образование и всестороннее развитие личности обучающихся.
1.2 Характеристика контингента обучающихся
Контингент обучающихся МКОУ «ООШ №4» г. Балея Забайкальского края отличается разнообразием и неоднородностью, что обусловлено спецификой социально-экономической ситуации в регионе, а также особенностями семейного и культурного окружения детей.
Численность обучающихся в школе на момент прохождения практики составляла около 400 человек, обучающихся с 1 по 9 классы. Среди них преобладают дети из семей со средним уровнем достатка, однако есть и обучающиеся из семей с низким социально-экономическим статусом, а также дети из семей с высоким материальным положением.
Особую категорию в контингенте школы составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам. Это, в основном, обучающиеся с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими особенностями развития. Для них созданы специальные условия, обеспечивающие реализацию их образовательных потребностей.
В школе обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые находятся под опекой или в приемных семьях. Эта категория обучающихся нуждается в особом внимании и психолого-педагогической поддержке со стороны педагогического коллектива.
Следует отметить, что в МКОУ «ООШ №4» г. Балея обучаются дети, представляющие различные этнические и культурные группы. Наряду с русскими обучающимися, в школе есть дети из семей бурятской, эвенкийской, казахской и других национальностей, требуя от педагогов учета этнокультурных особенностей детей, создания условий для сохранения и развития их национальной идентичности.
Возрастной состав обучающихся также отличается разнообразием. Большую часть контингента составляют подростки, обучающиеся в 5-9 классах. Именно этот возрастной период характеризуется интенсивными физиологическими, психологическими и социальными изменениями, что обуславливает возникновение у подростков различных проблем и трудностей, требующих особого внимания и психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, контингент обучающихся МКОУ «ООШ №4» г. Балея отличается значительным разнообразием в социально-экономическом, этнокультурном и возрастном аспектах, определяя необходимость применения дифференцированного и индивидуального подходов в организации учебно-воспитательного процесса, а также реализации комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, направленной на создание условий для успешной адаптации, социализации и всестороннего развития каждого ребенка.
Особое внимание в работе педагогического коллектива МКОУ «ООШ №4» г. Балея уделяется подросткам, поскольку данный возрастной период
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.12.2024).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 22.01.2024).
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 528 с.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1999. – 512 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
7. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2024. – 460 с.
10. Психология развития: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 528 с.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
12. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
13. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.