Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель проведения практики: углубление теоретической подготовки студентов и приобретение ими компетенций в сфере научного сопровождения психолого-педагогической деятельности по основным направлениям труда психолога образования.
Задачи практики:
1. Освоение способов поиска, критического анализа и синтеза профессиональной информации, формирование умения применять системный подход для решения поставленных задач, практическая реализация направлений деятельности психолога образования в условиях образовательных систем.
2. Развитие навыка осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
3. Формирование умения осуществлять психолого-педагогическую диагностику метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся.
4. Освоение навыка проводить профконсультации, реализация программы для активизации профессионального самоопределения обучающихся в системе общего и дополнительного образования.
5. Освоение навыка осуществлять организационную деятельность по обеспечению психологического сопровождения процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков.
6. Формирование умения оценивать степень риска нарушений адаптации реабилитанта и разрабатывать рекомендации по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации.
Задание 1.
Проанализируйте 16 научных и научно-методических статей из журналов: «Психологическая наука и образование», «Школьный психолог», «Психолог в детском саду», «Психология человека в образовании», «Психология обучения», «Детский психолог», «Журнал практического психолога», «Мир психологии», «Мир психологии и психология в мире». Выявите и обозначьте научную проблему, решаемую автором, и методы её решения. Обозначьте своё суждение о значимости решения данной научной проблемы.
Составьте подборку наиболее сложных профессиональных ситуаций в условиях современных реалий, с которыми может столкнуться педагог-психолог в разновозрастных образовательных системах (детский сад, начальная школа, основная школа, профессиональное обучение).
Известно, что всё более усложняющаяся жизнь детей требует целостных здоровьесберегающих технологий психолого-педагогического их сопровождения. Усложнение жизни детей служит причиной удлинения периода детства, увеличения разрыва между поколениями, ускорения динамики их социализации. Участившиеся случаи выгорания учащихся школы, колледжей, университетов и педагогов, проявляющиеся проблемы идентификации в поликультурной образовательной среде значимо ухудшают качество жизни, не обеспечивая психологическое благополучие. Исследование влияния социальных и индивидуальных качеств на развитие субъектов образования и самообразования особо значимо при учёте последствий пандемии COVID-19, которая не только разрушающе повлияла на психофизическое здоровье молодёжи, но и обусловила трансформацию социальных норм и установок, логику усвоения обучающимися всех возрастных групп традиционных культурных ценностей.
В рамках анализа 16 научных и научно-методических статей, опубликованных в журналах «Психологическая наука и образование», «Школьный психолог», «Психолог в детском саду», «Психология человека в образовании», «Психология обучения», «Детский психолог», «Журнал практического психолога», «Мир психологии», «Мир психологии и психология в мире», были выявлены основные научные проблемы и методы их решения.
1. Основные научные проблемы
1.Психологическое благополучие обучающихся в образовательной среде: проблема стресса, тревожности и выгорания учащихся; развитие программ психолого-педагогической поддержки в образовательных учреждениях.
2.Формирование идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды: влияние социокультурных факторов на личностное развитие; проблемы самовосприятия и межличностного взаимодействия.
3.Зависимость от цифровых технологий и её влияние на психическое здоровье: влияние компьютерных игр и социальных сетей на эмоциональное состояние детей; развитие зависимого поведения и снижение когнитивных функций.
4.Диагностические ошибки в деятельности педагога-психолога: неточности в интерпретации данных психологических тестов; ошибки в выявлении психолого-педагогических проблем.
5.Формирование гендерной идентичности в детском и подростковом возрасте: влияние семейных отношений (система «отец-дочь», «мать-сын»); гендерные стереотипы в образовательной среде.
2. Методы решения проблем
Применение когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для работы с тревожными расстройствами и эмоциональной нестабильностью.
Разработка программ психологического сопровождения для снижения уровня стресса и профилактики выгорания среди учащихся и педагогов.
Использование методов медиации и фасилитации в работе с конфликтными ситуациями в образовательных учреждениях.
Развитие цифровой гигиены и формирование осознанного потребления информационного контента.
Анализ семейных отношений в целях профилактики проблем гендерной идентичности.
Применение комплексных методик диагностики для повышения точности психологических заключений.
3. Значимость решения научных проблем. Рассматриваемые проблемы имеют высокую значимость в современной образовательной системе, поскольку они оказывают непосредственное влияние на психологическое благополучие обучающихся, их способность к адаптации и успешной социализации. Развитие научно обоснованных методик психолого-педагогического сопровождения позволит повысить уровень эмоционального комфорта, снизить стресс и улучшить качество образовательного процесса.
Сложные профессиональные ситуации в образовательных системах. В детском саду:
1.Трудности адаптации детей к дошкольному учреждению.
2.Проблемы ранней диагностики задержек психического развития.
3.Работа с детьми, имеющими нарушение речи и когнитивные особенности.
4.Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
В начальной школе:
1.Психологическая адаптация первоклассников.
2.Взаимоотношения в детском коллективе (буллинг, лидерство).
3.Работа с тревожными и гиперактивными детьми.
4.Развитие учебной мотивации у младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Ануфриев, А. Ф. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях / А. Ф. Ануфриев, Т. В. Шевченко. — М.: Академия, 2021. — 256 с.
2.Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2022. — 384 с.
3.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 2020. — 352 с.
4.Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — СПб.: Питер, 2023. — 512 с.
5.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2021. — 320 с.
6.Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 2019. — 400 с.
7.Захарова, Е. И. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у подростков / Е. И. Захарова. — М.: ВЛАДОС, 2020. — 288 с.
8.Куликов, Л. В. Психодиагностика в образовании / Л. В. Куликов. — СПб.: Речь, 2022. — 368 с.
9.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2021. — 456 с.
10.Немов, Р. С. Психология. Учебник для вузов / Р. С. Немов. — М.: Просвещение, 2020. — 640 с.
11.Орлов, А. Б. Психологическое консультирование подростков и их родителей / А. Б. Орлов. — М.: Педагогика, 2019. — 304 с.
12.Петрова, Т. А. Современные технологии социальной реабилитации подростков / Т. А. Петрова. — М.: Флинта, 2022. — 280 с.
13.Рогов, Е. И. Настольная книга школьного психолога / Е. И. Рогов. — М.: Академия, 2023. — 512 с.
14.Смирнов, С. Д. Психологическая поддержка подростков в образовательном процессе / С. Д. Смирнов. — СПб.: Речь, 2021. — 336 с.
15.Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности подростка / Д. И. Фельдштейн. — М.: Юрайт, 2020. — 416 с.