Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Логопедия является важной областью знаний, направленной на коррекцию речевых и неречевых нарушений, возникающих у детей. В условиях современного общества, где нарушения коммуникации могут оказывать значительное влияние на социальную адаптацию и личностное развитие детей, профессиональная подготовка логопеда становится особенно актуальной. Программа производственной практики направлена на применение теоретических знаний и освоение практических навыков, необходимых для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Прохождение практики в логопедическом кабинете предоставило мне уникальную возможность углубить свои знания в этой области, лучше понять специфику работы с детьми и ознакомиться с методами, используемыми в коррекционной практике. В ходе практики я сосредоточился на теме «Особенности речевых и неречевых нарушений у детей с моторной алалией», что позволило мне исследовать актуальные проблемы и подходы к коррекции речевых нарушений у данной категории детей.
Цель практики: подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, обеспечивающей овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планирование и проведение коррекционной логопедической работы в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи практики:
1) использование здоровьесберегающих логопедических технологий при организации коррекционно-логопедической работы;
2) реализация основных направлений и способов оказания логопедической помощи детям в условиях специального, интегрированного и инклюзивного обучения;
3) 3использование в логопедической практике усвоенных в процессе обучения современных технологии диагностики, консультирования, просвещения, аналитической и прогностической деятельности (обследовать ребенка, подростка; проводить дифференциальную диагностику, делать диагностические и прогностические выводы);
4) осуществление педагогического сопровождения социализации детей, подростков и взрослых с нарушением речи;
5) планирование и осуществление работы с социальными партнерами, а также с родителями (законными представителями);
6) создание условий для организации групповой и индивидуальной работы с детьми в логопедическом кабинете, планирование совместной коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателей, логопеда и родителей.
Отчет состоит из введения, 2 разделов с планированием и выполнением заданий практики, заключения, списка литературы и 5 приложений с результатами, протоколами выполненных заданий.
РАЗДЕЛ 1. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
№ п/п Содержание деятельности
на практике по этапам
(заполняется в соответствии с программой практики, указываются конкретные виды деятельности) Сроки выполнения Индивидуальные задания
с
указанием темы
и/или вида работы Форма представления результата в отчете по практике (оценочное средство) Отметка
руководителя практики о выполнении задания
1. Вводный этап
1.1. Инструктаж по технике безопасности 17.02.25 Запись в дневнике практике выполнено
1.2. Составление и согласование плана прохождения практики с указанием индивидуальных заданий 17.02.25 Разработать и согласовать индивидуальные задания в плане проведения практики План проведения практики выполнено
2. Основной этап
2.1. Знакомство с дошкольной образовательной организацией (количество групп, контингент детей, реализуемая образовательная программа) Даты «Муринский центр образования №4» Дошкольное отделение №1 Характеристика организации в текстовой части отчета (в п.2.3.) выполнено
2.2. Знакомство с кабинетом, составление списка, имеющегося в логопедическом кабинете оборудования, описание зонирования кабинета Даты Составить характеристику кабинета логопеда Характеристика логопедического кабинета организации в текстовой части отчета (в п.2.3.) выполнено
2.3. Ознакомление с нормативной документацией, регламентирующей деятельность учителя-логопеда в ДОО (Положения, приказы, инструкции и т.д.) Даты Оформить сведения об изученной нормативной документации Перечень изученных нормативных документов с краткой характеристикой выполнено
2.4. Знакомство с профессиональной документацией учителя-логопеда (списочный состав, расписание, циклограмма, планы, речевые карты, индивидуальные тетради для д/з, тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями и т.д.) Дата Оформить сведения об изученной профессиональной документации Перечень изученных документов с краткой характеристикой выполнено
2.5. Посещение логопедических занятий. Аналитический комментарий по посещенным логопедическим занятиям (не менее 5). Форма занятий - любая (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная) Даты Посетить логопедические занятия по индивидуальному графику (Занятие 1: "Артикуляционная гимнастика" (дата),
занятие 2: "Работа над звуками [с] и [з]"(дата),
занятие 3: «Овощи и фрукты» (дата), занятие 4: "Чтение и пересказ сказок" (дата),
занятие 5: "Музыкально-двигательные игры" (дата) Анализ занятий (запись в текстовой части отчета) выполнено
2.6. Подбор диагностического инструментария для обследования компонентов речи ребенка дошкольного возраста (звукопроизношение, лексика, артикуляционная моторика, слоговая структура слова) (задания с описанием словесной инструкции), наглядно-дидактический материал Дата Подобрать задания с описанием словесной инструкции наглядно-дидактический материал для диагностики детей (указать имена, возраст, тип группы) Протоколы логопедического обследования 3-х детей выполнено
2.7. Проведение логопедического обследования 3-х детей.
Заполнение протоколов логопедического обследования с постановкой логопедического заключения и описанием направлений деятельности учителя-логопеда по устранению выявленных нарушений Дата Провести логопедическое обследование
Оформить протокол логопедического обследования (указать имена и возраст троих детей, вида группы) выполнено
28. Составление логопедической характеристики ребенка по результатам обследования Дата Составить характеристику (указать имя и возраст своего ребенка, тип группы) Логопедическая характеристика ребенка выполнено
2.9. Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка по результатам проведенной диагностики Дата Разработать индивидуальный образовательный маршрут для обследованного ребенка Индивидуальный образовательный маршрут выполнено
2.10 Провести 1 логопедическое занятие по лексике (обогащение, расширение, уточнение, актуализация словарного запаса) и/или 1 занятие по обучению грамоте (подготовке к обучению грамоте). Форма проведения занятий любая Дата Разработать технологические карты занятий Технологические карты занятий выполнено
2.11 Провести обследование/диагностику детей по теме исследования (курсовая работа) «Особенности речевых и неречевых нарушений у детей с моторной алалией» Дата Составить проект параграфа курсовой работы (констатирующий этап) Параграф курсовой работы
(констатирующий этап) выполнено
3 Заключительный этап
3.1. Оформление отчетной документации в Дневнике Дата Подготовка отчетной документации Дневник практики выполнено
3.2. Подготовка отчета о прохождении практики Дата выполнено
РАЗДЕЛ 2. ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
2.1 План отчета о прохождении практики
№ п/п Результаты выполнения индивидуальных заданий Стр. или номер приложения Оценка руководителя практики от университета
1 Характеристика организации (в п.2.3.) С.8-9
2 Характеристика логопедического кабинета организации (в п.2.3.) С. 9-10
3 Перечень изученных нормативных документов с краткой характеристикой С.10-11
4 Перечень изученных документов с краткой характеристикой С. 11
5 Фиксация дат и тем, цели, задач, методов работы логопеда посещенных занятий. Аналитический комментарий С. 11-14
6 Протоколы логопедического обследования с диагностическим инструментарием Приложение 1
7 Логопедическая характеристика ребенка Приложение 2
8 Индивидуальный образовательный маршрут Приложение 3
9 Технологические карты логопедических занятий Приложение 4
10 Исследование по теме курсовой «Особенности речевых и неречевых нарушений у детей с моторной алалией» Приложение 5
Итоговая оценка за отчет по практике
2.2 Характеристика организации
Дошкольное отделение № 3 в составе образовательного центра МОБУ «СОШ «Муринский ЦO № 4» предоставляет дошкольное образование и рассчитано на 36 групп, в которых могут находиться 724 воспитанника. Директором образовательного центра является Белов К. Е., а старший воспитатель — Ю А. А. Каждая группа представляет собой отдельный блок, включая спальню, игровую комнату, раздевалку и буфет. Помещения светлые и просторные, полностью оснащены современным оборудованием, включая проекторы и другие мультимедийные устройства. Также в учреждении имеется зал для музыкальных занятий и спортивных тренировок, а на прилегающей территории обустроены прогулочные веранды, спортивный комплекс и игровые зоны.
Образовательная программа в данном учреждении реализуется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Обучение продолжается
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахова, Л. И. Логопедия: Теория и практика / Л. И. Астахова. — М.: Окно, 2018. — 256 с.
2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие / Г. А. Волкова. — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
3. Громова, Н. В. Основы логопедической помощи детям / Н. В. Громова. — СПб.: Речь, 2020. — 208 с.
4. Кузнецова, М. А. Логопедическая диагностика и коррекция / М. А. Кузнецова. — М.: Академия, 2019. — 320 с.
5. Лебедева, Т. И. Логопедический кабинет: организация и оборудование / Т. И. Лебедева. — Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2017. — 144 с.
6. Логопедия: учебник / под ред. С. В. Ковалевой. — М.: Наука, 2016. — 512 с.
7. Трауготт, Н. Н. Логопедическая работа с детьми: методические рекомендации / Н. Н. Трауготт. — М.: Просвещение, 2021. — 192 с.
8. Шевченко, Р. В. Индивидуальный маршрут коррекционной работы с детьми / Р. В. Шевченко. — Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2022. — 112 с.
9. - Ягудина, Л. Р. Документация логопеда: нормы и требования / Л. Р. Ягудина. — Казань: Казанский университет, 2019. — 180 с.