Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………..3
1. Основная часть
1.1. Характеристика организации и логопедического кабинета организации…………………………………………………………..........7
1.2. Перечень изученных нормативных документов с краткой характеристикой…………………………………………………..………12
1.3. Перечень изученных документов коррекционно-педагогической работы……………………………………………………………………..14
2. Основные направления деятельности практиканта
1.2. Содержание деятельности на практике по этапам………………...18
2.2. Практическая (производственная) деятельность на месте практики…………………………………………………………….……..20
2.3. Проведение практических логопедических занятий………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество все более осознает важность специального и инклюзивного образования, направленного на поддержку детей с особыми потребностями, включая детей с нарушениями речи.
Эти нарушения могут негативно сказываться на коммуникативных навыках, социальной адаптации и общих успехах в обучении, что подчеркивает необходимость создания эффективной образовательной среды и программ, адаптированных к индивидуальным потребностям таких детей. Учебная (технологическая) практика является важным этапом подготовки будущих специалистов в области логопедии.
Практика логопеда является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов в области коррекционной педагогики.
Понимание специфики работы учителя-логопеда, освоение методов обследования и анализа речевого развития детей с нарушениями речи, а также взаимодействие с родителями играют ключевую роль в формировании компетентного специалиста.
Цель практики - подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, обеспечивающей овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планирование и проведение коррекционной логопедической работы в условиях общеобразовательной организации.
Задачи практики:
Основные задачи производственной практики по приобретению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности включают:
Углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
Закрепление практических знаний и умений, приобретённых студентами в рамках теоретических и прикладных дисциплин;
Развитие и укрепление навыков профессиональной деятельности квалифицированного педагога-дефектолога, логопеда, способных эффективно решать исследовательские и практические задачи в образовательных учреждениях разного типа;
Формирование профессиональных качеств, соответствующих требованиям к личности и умениям педагога-дефектолога;
Развитие навыков поиска, отбора, анализа и обобщения информации, значимой для практической деятельности;
Установление контактов и поддержание позитивного взаимодействия в коллективе организации, где студент проходит практику;
Овладение умениями планирования и осуществления профессионального взаимодействия с участниками образовательного процесса, нуждающимися в профессиональной помощи и поддержке;
Освоение навыков оформления и ведения специальной документации педагога-дефектолога, логопеда;
Ознакомление с методами и приобретение опыта практической деятельности в соответствии с основными направлениями работы педагога-дефектолога;
Изучение современных педагогических технологий и диагностических методик, необходимых в профессиональной деятельности педагога-дефектолога;
Проведение диагностического исследования;
Развитие навыков анализа и интерпретации данных, полученных в результате диагностики;
Формирование способности к самоанализу и рефлексии своей практической деятельности.
Место прохождения практики в образовательном учреждении:
Сроки проведения практики: 03.02.25-15.02.25
Должность в ходе прохождения практики: логопед.
Тема моей курсовой
По завершении изучения дисциплины студент должен:
Знать:
• историю появления и текущие тенденции отечественной и международной практики работы с детьми с речевыми нарушениями;
• особенности психофизического развития детей с данными нарушениями; роли специалистов в учреждениях специального образования;
• содержание и подходы к коррекционно-развивающей деятельности в дошкольных учреждениях для детей с проблемами в речевой деятельности;
• психолого-педагогические методы исследования детей, опираясь на виды их деятельности;
• педагогические принципы и методики обучения и воспитания детей различных возрастных категорий;
• разнообразные наглядно-дидактические и технические средства, учитывающие сенсомоторные и возрастные особенности детей;
• формы и средства консультирования родителей детей с речевой патологией.
Уметь:
• использовать дифференцированные методы психолого-педагогического изучения детей с речевыми нарушениями;
• разрабатывать психолого-педагогическую характеристику ребенка с такими нарушениями;
• обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы для коррекции речевой деятельности детей;
• учитывать индивидуальные особенности дошкольников с речевыми отклонениями;
• подбирать соответствующие методы для коррекционно-развивающей работы с детьми в зависимости от их главного дефекта;
• отбирать специальный наглядно-дидактический материал для занятий;
• использовать полученные знания в взаимодействии с родителями детей с речевыми проблемами;
• анализировать документацию специалиста;
• исследовать современную литературу и применять её для повышения собственных навыков и умений.
Владеть:
• навыками письменной и устной профессиональной коммуникации;
• готовностью к публичным выступлениям и дискуссиям;
• осознанием социальной значимости своей профессии и мотивацией для профессиональной деятельности;
• способностями к эмпатии и адекватному восприятию людей с ограниченными возможностями здоровья;
• организацией коррекционно-развивающей среды и методическим обеспечением коррекционной работы в образовании, здравоохранении и социальной защите для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями;
• формированием общей культуры среди людей с ограниченными возможностями и взаимодействием с культурными учреждениями для реализации просветительской работы с этими лицами и их семьями.
1. Основная часть
1.1 Характеристика организации и логопедического кабинета организации
Моя практика проходила в дошкольном образовательном учреждении №… г. …. Весь период практики длился 2 рабочие недели, с 03.02.2025 по 15.02.2025. Производственная практика предполагает под собой ежедневное присутствие практиканта на предприятии и включение в профессиональную деятельность логопеда. Основной контингент, с которым работает специалист – школьники начальных классов. Весь период практики я находилась с детьми в подготовительной группе (14 детей).
Состояние материально-технической базы дошкольного учреждения
Материально-техническая база ДОУ № полностью соответствует государственным стандартам, включая современные педагогические нормы, требования техники и пожарной безопасности, санитарно-гигиенические правила, а также принципы эргономики и комфорта для детей.
Здание и инфраструктура образовательного учреждения
Учреждение располагается в отдельном двухэтажном здании типовой каркасной конструкции. Пространства отличаются ярким естественным освещением благодаря большим окнам и высоким потолкам. Групповые комнаты оснащены детской мебелью (мягкой и корпусной), оформлены с учетом возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений и тематики праздников. На полу размещены ковры, а стены украшены декоративными элементами, создающими уютную атмосферу.
Территория