Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Диагностика конфликтности участников образовательных отношений 6
1.1. Критерии оценки конфликтности участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) 6
1.2. Характеристика выборки участников исследования 8
1.3. Используемые методики диагностики конфликтности 10
1.3.1. Описание методик 10
1.3.2. Процедура проведения исследования 12
1.4. Результаты диагностики конфликтности 13
1.4.1. Уровень конфликтности обучающихся 13
1.4.2. Уровень конфликтности педагогов 15
1.4.3. Уровень конфликтности родителей 17
2. Рекомендации по снижению конфликтности участников образовательных отношений 19
2.1. Общие рекомендации по профилактике конфликтов в образовательной среде 19
2.2. Рекомендации по работе с обучающимися 21
2.3. Рекомендации по работе с педагогами 22
2.4. Рекомендации по работе с родителями 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная образовательная среда характеризуется высокой динамичностью и интенсивностью взаимодействия различных субъектов – обучающихся, педагогов, родителей, администрации. Данные факторы, наряду с возрастающими требованиями к качеству образования, обусловливают повышение вероятности возникновения конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Проблема профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде приобретает особую актуальность, поскольку от ее эффективного решения во многом зависит психологический климат в коллективе, успешность образовательного процесса и личностное развитие всех его участников.
Целью прохождения практики по модулю 6 «Психолого-педагогические основы профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде» является формирование у магистрантов конфликтологической компетентности посредством освоения инструментария по мониторингу и профилактике конфликтности в образовательной среде.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи практики:
1. Сформировать у магистрантов знание инструментария диагностики конфликтности в образовательной среде. Данная задача предполагает ознакомление с различными методиками оценки конфликтности участников образовательных отношений, а также отработку навыков их применения на практике.
2. Обеспечить развитие способности к планированию и проведению прикладных научных исследований в области факторов конфликтности в образовательной среде. Решение этой задачи направлено на формирование у магистрантов умений разрабатывать программу эмпирического исследования, подбирать адекватные методы сбора и анализа данных, интерпретировать полученные результаты.
3. Приобретение опыта исследования конкретных проявлений и выявления причин конфликтности в образовательной среде. Задача предполагает проведение диагностики конфликтности участников образовательных отношений на базе конкретной образовательной организации, а также анализ выявленных особенностей.
4. Сбор необходимых материалов для подготовки и написания диссертационного исследования. Решение этой задачи направлено на формирование у магистрантов навыков работы с эмпирическими данными, их систематизации и интерпретации в контексте теоретических положений, что в дальнейшем может быть использовано при выполнении выпускной квалификационной работы.
Таким образом, прохождение практики по данному модулю призвано обеспечить комплексное развитие конфликтологической компетентности, необходимой для эффективного решения профессиональных задач в сфере образования.
Практика по модулю «Психолого-педагогические основы профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде» проводилась на базе общеобразовательной школы «Дмитровский» города Москвы. Данная образовательная организация была выбрана в качестве места прохождения практики в связи с ее репутацией как одного из ведущих учебных заведений столичного региона, реализующего инновационные подходы к обучению и воспитанию.
Школа «Дмитровский» была основана в 1980 году и на протяжении многих лет занимает высокие позиции в рейтингах образовательных учреждений Москвы. Контингент обучающихся насчитывает около 1200 человек в возрасте от 6 до 18 лет. Педагогический коллектив школы включает 85 высококвалифицированных специалистов, большинство из которых имеют ученые степени и звания.
Образовательная деятельность в школе «Дмитровский» осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и характеризуется вариативностью учебных программ, широким спектром дополнительных образовательных услуг, а также использованием современных образовательных технологий. Особое внимание в школе уделяется развитию личностного потенциала обучающихся, формированию их ценностных ориентаций, коммуникативных навыков и навыков эффективного взаимодействия.
Важным аспектом деятельности школы «Дмитровский» является создание благоприятного психологического климата и профилактика конфликтных ситуаций в образовательной среде. Для этого в учреждении функционирует психологическая служба, осуществляющая мониторинг эмоционального состояния участников образовательных отношений, разработку и реализацию программ по развитию коммуникативной компетентности, управлению стрессом и конструктивному разрешению конфликтов.
Таким образом, школа «Дмитровский» представляет собой современное образовательное учреждение, ориентированное на обеспечение высокого качества образования и всестороннее развитие личности обучающихся.
1. Диагностика конфликтности участников образовательных отношений
1.1. Критерии оценки конфликтности участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей)
Оценка конфликтности участников образовательных отношений в школе «Дмитровский» осуществлялась на основе комплексного подхода, предполагающего анализ различных аспектов их поведения и взаимодействия.
В качестве основных критериев конфликтности были выделены следующие:
1. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Данный критерий отражает преобладающие способы реагирования личности на возникающие противоречия и разногласия. Для его оценки использовались методики, направленные на выявление предпочитаемых стратегий поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).
2. Уровень рефлексивности. Этот критерий характеризует способность личности к осознанию и анализу собственных психических процессов и состояний, а также особенностей взаимодействия с окружающими. Высокий уровень рефлексивности рассматривается как фактор, снижающий вероятность возникновения и эскалации конфликтов.
3. Наличие профессиональных деструкций. Данный критерий применялся при оценке конфликтности педагогов и предполагал выявление признаков профессиональной деформации личности, таких как эмоциональное выгорание, ригидность, авторитарность, которые могут выступать источниками конфликтных взаимодействий.
4. Особенности личностных характеристик. Для обучающихся и родителей оценивались такие личностные черты, как акцентуации характера,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 551 с.
2. Бережная, Г. С. Концепция подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами / Г. С. Бережная // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2006. – № 11. – С. 65-70.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2018. – 576 с.
4. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум: / [автор-составитель О. Н. Истратова]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 316 с.
5. Зеер Э.Ф. Практикум по психологии профессий: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2002. – 174 с.
6. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424 с.
7. Мкртычян, Г. А. Организационное поведение: учебник и практикум для вузов / Г. А. Мкртычян, С. Ю. Савинова, О. М. Исаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 299 с.
8. Профилактика и разрешение конфликтов в образовательной среде: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Богданова. – М.: МГППУ, 2016. – 120 с.
9. Седова, Т. В. Психолого-педагогические основы профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде / Т. В. Седова // Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 200-205.
10. Шефер Э.С., Белл Р.К. Родительское отношение к детям: опросник // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – С. 369-375.