Фрагмент для ознакомления
2
Общая характеристика базы практики в МАОУ СОШ №50
МАОУ СОШ №50 находится в г. Челябинск по адресу ул. Российская, д.,49-А. Телефон: +7 (351) 264-11-53, +7 (351) 235-01-55, 35-01-55, 64-11-53, +7 (351) 264-11-72. E-mail: schel50@mail.ru
Администрация: Воскобойникова Елена Геннадьевна,
директор МАОУ СОШ № 50
Басина Ольга Валентиновна,
заместитель директора по УВР
Комелькова Ольга Григорьевна,
заместитель директора по УВР
Терещенко Лидия Владимировна,
заместитель директора по ВР
Характеристика образовательного процесса в МАОУ СОШ №50
Образовательный процесс в начальной школе строится по программе «Перспективная начальная школа». Этот учебно-методический комплект рассчитан на 4 года начальной школы (руководитель — профессор Р.Г. Чуракова).
УМК «Перспективная начальная школа» включает комплекты по следующим учебным предметам:
Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Байкова Т. А.
Литературное чтение. Автор Чуракова Н. А.
Математика. Автор Чекин А. Л.
Окружающий мир. Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А.
Музыка (1-2 класс). Авторы: Челышева Т. В., Кузнецова В. В.
Технология. Авторы: Рагозина Т. М., Гринева А. А., Мылова И. Б.
Информатика (2-4 класс). Авторы: Бененсон Е. П., Паутова А. Г.
В основу создания данного УМК положены: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).
Педагогическая ценность и особенности УМК «Перспективная начальная школа»:
Комплектность - формирование не только специальных предметных знаний и умений, но и общеучебных, таких как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), навык поиска недостающей информации в других учебниках и интернете, навык сотрудничества (работа в парах, в малых группах и в классе), рассуждения и умения приводить не менее двух собственных примеров при изучении нового или повторении материала, навык пользования словарями и справочниками для объяснения новых терминов.
Инструментальность – это практический потенциал применения получаемых знаний. Во всех учебниках УМК приводятся словари справочники, которые понадобятся при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации и задания по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
Интерактивность – создание условий использования для использования компьютера для поиска информации по ссылкам в уроке, создание ситуации виртуального общения с героями учебника.
Интеграция – это стремление к созданию объединённых курсов, содержащих комплексную картину отдельной учебной области и в совокупности дающих школьникам представление о целостной картине мира. Примером такого курса может быть интегрированный курс «Окружающий мир», в котором сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.
Характеристика психолого-педагогической службы МАОУ СОШ №50
Психологическая служба в МАОУ СОШ №50 функционирует на базе МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска» и имеет в штате следующих специалистов: 2 методистов, 6 педагогов-психологов, 4 учителя-дефектолога и 2 учителя-логопеда. Специалистами проводятся консультации.
Социальный педагог:
Роль семейных отношений в профилактике девиантного поведения у детей;.
Правовой статус подростка. Права и обязанности, правонарушения и ответственность.
Формирование у ребенка навыков ЗОЖ как профилактика негативных зависимостей.
Девиантное поведение подростка: причины и способы преодоления.
Жестокое обращение с детьми.
Права ребенка – инвалида и его родителей.
Учитель-логопед:
Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду.
Почему ребенок говорит неправильно.
Обогащаем словарь детей.
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.
Развитие связной речи детей в семье.
Играем пальчиками и развиваем речь
Речевая подготовка детей к школе в семье.
Профилактика речевых нарушений.
Учитель-дефектолог:
ЗПР – не приговор
Как научить ребенка усидчивости и внимательности
Особенности формирования игровой деятельности в процессе развития детей с ОВЗ
Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Общие представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей дошкольного возраста
Приемы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении
Развивающий предметный мир
Особенности продуктивной деятельности детей с ЗПР дошкольного возраста
Специалисты школы участвуют в ПМПК. Основные направления деятельности ПМПК:
проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;
консультирование родителей (законных представителей) детей, работников образовательных организаций, организаций сферы социального обслуживания, медицинских организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Психологическое тестирование учащихся и его интерпретация
Психологическое тестирование проводилось на первой неделе практики и включало в себя три методики, полное описание которых мы приводим в Приложении 1. В тестировании участвовали 27 учащихся 3»Г» класса. Результаты входного тестирования отражены в Таблице 1.
Таблица 1. Входное тестирование
За неделю до окончания практики по итогам проведённых занятий мы провели заключительную серию тестов, результаты которой отражены в таблице 2.
Фрагмент для ознакомления
3
Бондаренко, И.Ю. «Психологическая диагностика в школе» сборник тестов. Часть 1»: методическое пособие. - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №3 г. Ставрополь. - г. Ставрополь, 2013 г.;
Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников 1-4 классов: дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа./ Н.П.Локалова. – Санкт-Петербург, 2020 г.;
Мингатинова, Л.Н. Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса « Мы все разные». - Государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла – 2018 г.;
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн., Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;
Овчинникова И.В / Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Методическое пособие / Овчинникова И.В., Кирмач Г.А. - Луганск: СПД Резников B.C., 2009;
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение средняя образовательная школа №50 г. Челябинска URL: https://chel-mou50.narod.ru/about_school/administration.htm (дата обращения 28.01.2025);
Корзухина, С.А. / Алгоритм деятельности педагога-психолога в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК): учебно-методическое пособие для педагогов-психологов
психолого-медико-педагогических комиссий / С.А.Корзухина. - автономное учреждение дополнительного профессионального
образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2017. – 54 с.;
Филатова, М.Н. / Рабочая программа психологического сопровождения образовательного процесса учащихся 3-4 классов с нарушениями зрения на 2023-2024 учебный год. / М.Н.Филатова – Волгоград, 2023;
Должностная инструкция педагога-психолога. URL: http://krbor.shkola.hc.ru/%D0%B5%D1%89%D1%91/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5/psixolog/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8/ (дата обращения 30.01.2025);
Панина, Е.В. Психолого-педагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-meropriyatiya-po-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya-mladshih-shkolnikov (дата обращения 28.01.2025).