Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 2
1. Характеристика базы практики 4
2. Экспериментальное исследование 6
2.1. Констатирующий этап 6
2.2. Формирующий этап 10
2.3. Контрольный этап 11
3. Анализ результатов исследования 15
Заключение 17
Список использованных источников 19
Приложения 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная образовательная среда характеризуется высокой степенью динамичности и интенсивности взаимодействия всех ее участников. Условия способствуют возникновению различных конфликтных ситуаций, требующих от педагогов и психологов глубокого понимания психолого-педагогических основ профилактики и разрешения конфликтов. Именно поэтому прохождение практики, направленной на формирование компетенций в данной области, является важным этапом подготовки к профессиональной деятельности.
Целью прохождения данной практики является формирование комплекса теоретических знаний и практических умений, необходимых для эффективной профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Сформировать знание инструментария диагностики конфликтности в образовательной среде. Задача предполагает освоение методов психодиагностики, позволяющих выявлять уровень конфликтности, определять ее причины и динамику развития конфликтных ситуаций.
2. Обеспечить развитие способности к планированию и проведению прикладных научных исследований в области факторов конфликтности в образовательной среде. Решение этой задачи направлено на формирование умений разрабатывать программы эмпирических исследований, подбирать адекватные методы сбора и анализа данных, интерпретировать полученные результаты.
3. Приобретение опыта исследования конкретных проявлений и выявления причин конфликтности в образовательной среде. Задача предполагает проведение самостоятельного экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса.
4. Сбор необходимых материалов для подготовки и написания диссертационного исследования. Решение этой задачи обеспечивает формирование умений работать с научной литературой, анализировать и обобщать эмпирические данные, что в дальнейшем будет способствовать успешному выполнению ими выпускной квалификационной работы.
Практика была организована на базе общеобразовательной школы «Дмитровский», которая была выбрана в качестве площадки для прохождения практики в связи с наличием в нем актуальных проблем, связанных с конфликтностью в образовательной среде, а также возможностью проведения самостоятельного экспериментального исследования.
Практика проходила в течение 4 недель в период с 15 сентября по 12 октября 2024 года. Данный временной интервал был определен с учетом необходимости реализации всех этапов экспериментальной работы, включающих в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Таким образом, прохождение практики на базе школы «Дмитровский» позволило не только углубить теоретические знания в области психолого-педагогических основ профилактики и разрешения конфликтов, но и приобрести ценный практический опыт, необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности.
1. Характеристика базы практики
ГБОУ Школа «Дмитровский» является крупным образовательным учреждением, в состав которого входит 10 учебных корпусов: 5 школьных и 5 дошкольных. Школа имеет богатую историю и традиции, а также высокий уровень образования, обеспечиваемый творческим педагогическим коллективом.
Основная цель деятельности школы «Дмитровский» заключается в обеспечении качественного образования, формировании гражданских и нравственных качеств обучающихся, а также всестороннем развитии личности каждого ребенка в условиях динамично меняющегося мира. Для достижения данной цели в школе внедряются новые формы и методы работы, сочетающие обучение и воспитание, создается модель современной школы с личностно-ориентированным, многопрофильным обучением.
По результатам вклада в качественное образование московских школьников в 2023-2024 учебном году ГБОУ Школа «Дмитровский» вошла в топ-170 лучших образовательных организаций города Москвы, что свидетельствует о высоком уровне ее деятельности.
Образовательная среда школы «Дмитровский» характеризуется высокой степенью динамичности и интенсивности взаимодействия всех ее участников. Ежедневно в стенах школы происходит множество коммуникативных актов между учителями, учениками и их родителями, что создает предпосылки для возникновения различных конфликтных ситуаций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 543 с.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 576 с.
3. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 400 с.
4. Козырев, Г.И. Конфликтология: учебник и практикум для вузов / Г.И. Козырев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 335 с.
5. Кузьмина, Е.В. Конфликты в образовательной среде: причины, профилактика, разрешение / Е.В. Кузьмина // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2018. – № 1. – С. 78-87.
6. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук; пер. с англ. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
7. Пономарев, Н.Л. Конфликты в образовательной среде: причины, профилактика, разрешение / Н.Л. Пономарев, Н.В. Самсонова // Народное образование. – 2017. – № 7-8. – С. 117-124.
8. Самсонова, Н.В. Конфликтология в социальной работе: учебник и практикум для вузов / Н.В. Самсонова. – Москва: Юрайт, 2020. – 282 с.
9. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель; пер. с нем. – Москва: Генезис, 2019. – 400 с.
10. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2020. – 912 с.