Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ 4
2.ЗАДАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ 5
1.1. Программа диагностического исследования подростков по проблеме адаптации к среднему звену школы 5
1.2. Консультативная работа с родителями по проблеме адаптации к среднему звену школы на основе полученных результатов диагностики 7
1.3. Программа коррекционного занятия на одну из проблем современного подростка 10
1.4. Индивидуальная психологическая диагностика и консультация по готовности старшего подростка к экзамену 12
1.5. Программа консультирования педагогов по повышению психологической компетентности развития и обучения подростка 15
1.6. План и прогнозирование результатов социальной реабилитации (социокультурной, психологической, медицинской реабилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов детей старшего подросткового возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Место практики: МБОУ СОШ № 10 г. Хилок.
Дата и продолжительность практики:
Индивидуальное задание на практику
1. Разработать и реализовать программу диагностического исследования подростков по проблеме адаптации к среднему звену школы, где необходимо проанализировать и дать интерпретацию результатов исследования.
2. Провести поэтапную консультативную работу с родителями по проблеме адаптации к среднему звену школы на основе полученных результатов диагностики, в том числе с родителями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями.
3. Составить и реализовать в классе программу коррекционных занятий на одну из проблем современного подростка: низкая самооценка; вспыльчивость; необщительность (социофобия); конформность; употребление наркотических веществ, электронных сигарет и алкоголя; ложь; воровство; хулиганство; непослушание; зависимость от мобильного телефона.
4. Провести индивидуальную психологическую диагностику и консультацию по готовности старшего подростка к экзамену (ОГЭ).
5. Разработать и реализовать программу консультирования педагогов по повышению психологической компетентности развития и обучения подростка, а также по проблемам профилактики негативных проявлений социальной среды.
6. Составить план и прогнозировать результаты социальной реабилитации (социокультурной, психологической, медицинской реабилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов детей старшего подросткового возраста.
1. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Хилок.
Сокращенное название: МБОУ СОШ № 10 г. Хилок.
Дата создания образовательной организации 1936 год.
Учредитель образовательной организации Муниципальный район «Хилокский район».
Место осуществления образовательной деятельности: 673200 Забайкальский край г. Хилок ул. Калинина д.18.
Школа работает 6 дней в неделю с 8:00 до 18:00, в субботу с 8:00 до 15:00.
Уровни Образования: основное общее образование, среднее общее образование Формы обучения: очная, очно-заочная.
Нормативные сроки обучения:
Основное общее — 5 лет (5-9 класс), Среднее общее — 2 года (10-11 класс).
Языки, на которых осуществляется образование (обучение) — русский язык, родной русский язык.
Реализуемые образовательные программы: ООП ООО в соответствие с ФОП смотреть ООП СОО.
2.ЗАДАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ
1.1. Программа диагностического исследования подростков по проблеме адаптации к среднему звену школы
Для диагностического исследования подростков по проблеме адаптации к средней школе использовались следующие методики:
1. Опросник «Чувства в школе» - для диагностики адаптации к школе.
2. Метод Филлипса - для определения школьной тревожности.
3. «Опросник для определения школьной мотивации учащихся».
Диагностику адаптации, тревожности и школьной мотивации учащихся пятых классов мы проводили в начале учебного года.
Двенадцать учащихся (48%) имеют средний уровень школьной мотивации. Школа больше привлекает их своими внеурочными аспектами. Они достаточно хорошо себя чувствуют в школе, но чаще их привлекает дополнительная возможность общения с друзьями.
У четырех пятиклассников низкий уровень школьной мотивации (16%). Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности.
У трех школьников (12%) очень низкий уровень школьной мотивации, они проявляют негативное отношение к школе, испытывают серьезные трудности: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа может восприниматься ими как враждебная среда, т.е. можно говорить о школьной дезадаптации.
Так, в мотивационной сфере 76% школьников испытывают определенные проблемы адаптации к школьной жизни. Так, по результатам первичной диагностики в начале учебного года у пятиклассников повышена школьная тревожность, отмечается преобладание негативных переживаний. Для большинства учащихся характерны тревожность и снижение учебной мотивации, что свидетельствует о низком уровне школьной адаптации.
Протоколы диагностического исследования школьника подросткового возраста представлены в Приложении 1.
1.2. Консультативная работа с родителями по проблеме адаптации к среднему звену школы на основе полученных результатов диагностики
В ходе выполнения данного задания нами было проведено Родительское собрание на тему «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене».
Пояснительная записка
Переход в 5 класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, увеличивается сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. — СПб., 2009. — 98с.
2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. — 96 с.
3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000. — 304 с.
4. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 2006. – 112 с.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
7. Асеев В.Г. Проблема мотивации личности/ЛГеоретические проблемы психологии личности. M.: Наука, 1974. - 194 с.
8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Изд - во Феникс,2000. - 412 с.
9. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
10. Акопян Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности: Методическое пособие (издание 2-е исправленное и дополненное) – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. – 184 с.
11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
12. Булгаков А.А. Наши неуправляемы подростки. – М., 2008. – 432 с.
13. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
14. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
15. Жиленко Е. Социальные страхи подростков // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. — Вып. 2. — 35 с.
16. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 с.
17. Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.
18. Кляйненберг Э. Жизнь соло: Новая социальная реальность / пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – 279 с.
19. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 281 с.
20. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.
21. Лозоцева В. И. Об исследовании особенностей развития самосознания на рубеже младшего школьного и подросткового периодов формирования личности. — В сб.: Проблемы психологии современного подростка. М., 1982, с. 28—33.
22. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
23. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. — 460 с.
24. Райгородский Д.Я. Ребёнок. От рождения до подросткового возраста. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ – М, 2011. – 736 с.
25. Реан А.А. Социальная педагогическая психология – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574 с.
26. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 191 с.
27. Росс В. Грин. Взрывной ребёнок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. – М.: Теревинф, 2010. – 264 с
28. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
29. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивность / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. — Ростов н/Д: Фолиант, 2004. —299 с.
30. Бархатова, Е.В. Психологические особенности личности агрессивных подростков / Е.В. Бархатова. - Тула, 2003. - 24с.