Фрагмент для ознакомления
2
2. Обследование экспрессивной речи:
Звукопроизношение: Замечаются замены и смешения звуков ([р], [л], [ш], [ж]), искаженное произношение некоторых согласных.
Фонематический слух: Затруднено различение близких по звучанию звуков (например, [с]-[ш]).
Грамматический строй речи: Часто встречаются аграмматизмы, неправильное употребление падежей, родов, чисел. Сложные предложения строит редко и с ошибками.
Словообразование и словоизменение: Трудности в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов и окончаний. Ошибки в склонении и спряжении.
Темпо-ритмические характеристики речи: Речь медленная, прерывистая, с частыми паузами для подбора нужных слов.
3. Обследование письменной речи:
Чтение: Читает медленно, по слогам, с ошибками. Часто пропускает или добавляет лишние буквы.
Письмо: Письмо характеризуется множеством ошибок, связанных с неправильным написанием слов, пропусками букв, смешением звуков.
4. Психолого-педагогическая характеристика:
Внимание: Невысокий уровень концентрации внимания, быстро отвлекается.
Память: Недостаточная оперативная память, трудности с запоминанием новой информации.
Мышление: Мышление конкретное, затруднено обобщение и абстрагирование.
Мелкая моторика: Развитие мелкой моторики отстает от возрастной нормы, наблюдаются трудности в выполнении точных движений пальцами.
III. Заключение:
Наташа демонстрирует общее недоразвитие речи (ОНР), которое проявляется в нарушении всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, словообразования и словоизменения. Также отмечены трудности в понимании и использовании сложной лексики, замедленный темп речи, проблемы с чтением и письмом. Требуется систематическая логопедическая помощь для коррекции нарушений речи и подготовки к обучению в школе.
IV. Рекомендации:
Продолжить регулярные занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения, развития фонематического слуха и грамматического строя речи.
Развивать мелкую моторику через специальные упражнения и игры.
Проводить занятия по развитию внимания, памяти и мышления.
Включить в занятия элементы логоритмики для улучшения темпа и ритма речи.
Родителям рекомендуется активно участвовать в процессе коррекции, выполнять домашние задания и поддерживать интерес ребенка к занятиям.
Подпись логопеда: ________________ /
Дата: 19.12.2024_____
Речевые карты, заверенные логопедом, краткие психолого-педагогические характеристики
№1
ФИО: Варя К.
Возраст: 6 лет
Дата рождения: 01.02.2017
ДОУ: Детский сад № 69
Группа: Подготовительная группа
Общие сведения: Девочка посещает подготовительную группу ДОУ № 69. Обращение к логопеду связано с трудностями в произношении шипящих звуков, заменой [р] на [л], а также проблемами в различении парных согласных на слух.
2. Жалобы родителей
Родители отмечают следующие трудности у дочери: Затрудненное произношение шипящих звуков ([ш], [ж]).Замена звука [р] на [л]. Трудности в различении звуков на слух, особенно парных согласных (например, [с] – [ш], [т] – [д]). Произношение: рак – лак, шапка – сяпка. Трудности при подборе слов на заданный звук.
3. Анамнез
Беременность протекала без осложнений. Роды прошли естественным путем, без патологий. Первые слова появились в возрасте около 1 года, фразовая речь – к 2 годам. До 3 лет наблюдалось смягчение звуков ("лямпа" вместо "лампа").
4. Обследование фонематических процессов
Различение оппозиционных звуков затруднено: часто путает [с] и [ш], [т] и [д]. Например: [с] – [ш] ("сока" – "шока"), [т] – [д] ("том" – "дом").
Затрудняется выделить первый звук в словах со свистящими/шипящими (например, в слове "жук" называет первый звук [з]).
Подбор слов на заданный звук дается с трудом, особенно на сложные звуки ([р], [ш]). Сложные слова сокращает ("телевон" вместо "телефон").
Составление слогов и слов из букв требует помощи взрослого.
5. Обследование речи:
Лексический запас достаточный для возраста, но наблюдаются ошибки в употреблении некоторых слов. Словообразование: умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы, но испытывает трудности с образованием форм прошедшего времени глаголов. Согласование существительных с прилагательными и числительными правильное, но иногда допускает ошибки. Образование множественного числа существительных в целом правильное, но встречаются единичные ошибки.
Объём соответствует возрасту, но есть ошибки в употреблении слов (например, "ложил" вместо "клал"). Трудности в образовании форм глаголов прошедшего времени ("я папал" вместо "я упал"). Единичные ошибки в согласовании существительных с числительными ("два яблоков"). Уменьшительно-ласкательные формы — без ошибок ("столик", "мячик").
Сложности в образовании притяжательных прилагательных ("лисий хвост" — "лисовый хвост").
6. Обследование связной речи
Пересказ текста после прослушивания получается кратким и неполным, с пропусками важных деталей. Пропускает смысловые звенья (например, в сказке "Колобок" не упоминает встречу с зайцем). Рассказ по серии картинок удается составить, но он недостаточно развернутый и последовательный. Составляет предложения из 3-4 слов, нарушает последовательность событий. Ответы на вопросы по содержанию рассказа даются с задержками и требуют уточняющих вопросов. Отвечает односложно, требует наводящих вопросов.
7. Логопедическое заключение
На основании проведенного обследования установлено, что у Вари фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Основные проблемы связаны с неправильным произношением отдельных звуков и трудностями в их различении на слух. Также отмечаются некоторые недостатки в связной речи и грамматическом строе предложений. Произношение шипящих ([ш], [ж]), замена [р] на [л]. Фонематическое восприятие (дифференциация парных согласных). Связная речь (недостаточная развернутость, пропуск деталей). Грамматический строй (ошибки в словоизменении).
9. Рекомендации логопеда
Индивидуальные занятия 2 раза в неделю с акцентом на:
Постановку и автоматизацию звуков [ш], [ж], [р].
Развитие фонематического слуха (игры "Поймай звук", "Цепочка слов").
Обогащение связной речи (пересказы с опорой на схемы, составление рассказов по сериям картинок).
Домашние задания:
Артикуляционная гимнастика («Чашечка», «Маляр»).
Игры на звукоподражание («Шуршат листья — ш-ш-ш», «Жужжит жук — ж-ж-ж»).
Взаимодействие с семьей: Консультации для родителей по закреплению навыков в бытовых ситуациях.
Логопед:
ФИО, подпись, печать
Дата:
Речевая карта №2
Фамилия, имя ребёнка ___________Ч. Витя __________________
Возраст ______6 лет_____
Жалобы родителей (законных представителей): Медленная речь, неправильное произношение
Состояние слуха ________без патологии__________
Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития: Первые слова 1год 2 мес. До 6 лет периодически не занимался с логопедом.
Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность): в строении артикуляционного аппарата наблюдается отклонения- язык напряженный
Общая характеристика речи:
Полиморфное нарушение звукопроизношения, фонематические процессы сформированы недостаточно, трудности актуализации словаря. Речь медленная из-за трудностей с артикуляцией и планированием речевого высказывания. Иногда наблюдаются продолжительные паузы между словами. Речь ребенка характеризуется трудностями в артикуляции звуков. Звукопроизношение искаженно. Звук "л" и "р" произноситься с сильными искажениями:
Полиморфное нарушение: искажение "р" (горловое), "л" заменяется на "й" ("йодка" вместо "лодка").
Пропуск "р" в словах ("ко_ова" вместо "корова").
Не различает на слух "ш-с" ("сумка" — "шумка").
Словарный запас ограничен, ребенок предпочитает использовать знакомые слова и выражения. Он использует простые слова и короткие фразы, часто избегая сложных предложений:
Использует простые фразы: "Хочу играть", "Дай мяч".
Ошибки в словообразовании ("слонёнок" — "слоник маленький").
Речь замедленная, паузы между словами (пример: "Я... хочу... воды").
Произношение и различение звуков: Затрудненное произношение звуков ("л", "р"). Иногда пропуски «р». Единичные неправильные ударения.
Особенности темпо-ритмической стороны речи: ________ Речь медленнее, чем у сверстников, что связано с трудностями в артикуляции. Часто происходят колебания в ритме, где могут быть продолжительные паузы между словами или звуками. затруднения в произношении некоторых звуков, приводящие к заиканию или "клиникам" на определенных звуках. Отсутствие выразительности в речи.
Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи) _________Не правильно держит карандаш, ножницы. Не любит чистить зубы. Подвижный, в группе общается мало (2-3 ребенка), устойчивость внимания плохая, не концентрируется, быстро переключается с одного дела на другое, не усидчивый. _____
Заключение учителя-логопеда ___ ФФН, дизартрия, нарушена двигательная память, последовательность и самоконтроль при выполнении двигательных проб, нарушена статическая и динамическая координация движений, пространственная организация двигательных актов по словесной инструкции. Нарушено ритмическое чувство, темп.. Просодическая сторона речи сформирована с нарушением голоса, темпа, дыхания, интонации.
Результаты исправления речи:
Поскольку Витя начал свои систематичные занятия с логопедом только с 11.11.2024, говорить о стойких стабильных результатах еще рано. Но как отмечают специалисты уже можно наблюдать положительную динамику в речевом развитии ребенка. Уже есть некоторые улучшения артикуляционных навыков, расширение словарного запаса, а более осознанное использование грамматики свидетельствуют о прогрессе в коррекции речи. Хотя общий уровень речи еще остается ниже, чем у сверстников, начальные успехи показывают эффективный подход и направленное вмешательство со стороны логопеда. Для продолжения прогресса важно поддерживать регулярные занятия, а также включать домашние задания и взаимодействие с родителями.
План работы на период практики
Цель: Коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, формирование связной речи.
Тип занятия : Индивидуальное (3 раза в неделю) + подгрупповое (1 раз в неделю для коммуникации).
1. Постановка звука "р". 2. Автоматизация "л" в словах. 3. Работа над слоговой структурой.
Речевое нарушение ОНР III уровня, дизартрический компонент.
«___23____»______12__________2024___ г. Подпись логопеда ________________
Речевая карта №3
Фамилия, имя ребёнка ___________Н. Дима __________________
Возраст ______6 лет_____
Жалобы родителей (законных представителей): неправильное произношение, быстрая речь, трудности в артикуляции.
Состояние слуха ________без патологии__________
Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития: Первые слова 11 мес. До 6 лет не занимался с логопедом.
Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность): в строении артикуляционного аппарата наблюдается отклонения- язык напряженный