Фрагмент для ознакомления
2
1. Введение
Ознакомительная практика является важным этапом в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в области логопедии. Данный вид практики направлен на закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения, а также на формирование и развитие практических умений и навыков, необходимых для осуществления эффективной коррекционно-педагогической деятельности.
Целью ознакомительной практики является приобретение первичного опыта профессиональной деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций, ознакомление с особенностями работы учителя-логопеда, а также развитие у обучающихся профессионально значимых качеств личности.
Задачи ознакомительной практики:
1. Ознакомить студентов с организацией и содержанием коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации.
2. Сформировать у обучающихся умения наблюдать, анализировать и обобщать опыт работы учителя-логопеда.
3. Способствовать развитию у студентов профессионально-педагогических умений, необходимых для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
4. Содействовать формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность, эмпатия, творческий подход к решению профессиональных задач.
5. Способствовать профессиональному самоопределению и самосовершенствованию студентов.
Особенности прохождения ознакомительной практики заключаются в том, что она предполагает непосредственное знакомство с деятельностью учителя-логопеда в условиях дошкольной образовательной организации. В ходе практики обучающиеся имеют возможность наблюдать за проведением различных форм коррекционно-педагогической работы, таких как фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, консультации для родителей и педагогов, а также принимать участие в их подготовке и проведении под руководством опытного специалиста.
Важной особенностью ознакомительной практики является ее направленность на формирование целостного представления о профессиональной деятельности учителя-логопеда. Обучающиеся знакомятся не только с непосредственной работой по коррекции речевых нарушений, но и с такими аспектами профессиональной деятельности, как взаимодействие с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами дошкольной организации, ведение необходимой документации, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума и т.д.
Прохождение ознакомительной практики способствует формированию целостного представления о специфике профессиональной деятельности учителя-логопеда, что позволяет им в дальнейшем более осознанно подходить к выбору направления своей профессиональной подготовки и успешно реализовывать себя в качестве компетентных специалистов в области логопедии.
2. Общие контрольные задания
Был составлен индивидуальный план работы совместно с руководителем практики от кафедры и принимающей организации, в котором был определен порядок и сроки выполнения заданий практики.
На основе анализа актуальной проблематики современных педагогических исследований была сформулирована тема будущей курсовой работы. Были определены ее цели, задачи, объект и предмет.
Осуществлен поиск и изучение литературы по проблеме исследования. Составлена библиография, включающая не менее 20 разных источников, таких как диссертации, авторефераты, монографии и статьи. Оформлен библиографический список и сделаны аннотации к 5 статьям и 5 логопедическим пособиям или учебникам.
Проведена беседа с представителями администрации образовательного учреждения, в ходе которой были выявлены общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, а также проблемах учреждения.
Осуществлено ознакомление с должностными обязанностями учителя-логопеда, его планом работы, особенностями группы детей, с которой предстояло работать. Проведено знакомство с логопедической группой и/или отдельными детьми с речевой патологией.
Изучена документация учителя-логопеда, проведен ее первичный анализ.
Посещено не менее 10 коррекционных логопедических занятий и воспитательных мероприятий в группе детей с речевой патологией. Составлены два конспекта индивидуальных и два фронтальных (подгрупповых) занятий. Освоены навыки анализа индивидуальных и фронтальных занятий, проведен полный анализ трех фронтальных и трех индивидуальных занятий.
Проанализировано содержание и структура логопедического обследования, проведенного учителем-логопедом. Ознакомлены с речевыми картами, логопедическим заключением, индивидуальным коррекционно-развивающим планом работы или специальной индивидуальной программой развития ребенка.
Изучены различные методики обследования речевого статуса детей. Самостоятельно проведено логопедическое обследование группы детей с речевой патологией (не менее 5 человек), проанализированы результаты диагностики, составлено логопедическое заключение. Определена стратегия коррекционно-педагогического процесса, выбран способ организации коррекционно-педагогической работы и планирования индивидуальной работы с детьми.
Подготовлено выступление для публичного представления замысла курсовой работы.
3. Анализ выявленных проблем и предложения по их разрешению
В ходе прохождения ознакомительной практики были выявлены некоторые сложности и проблемы.
Одной из основных трудностей стало недостаточное количество времени, отведенного на непосредственное наблюдение и анализ работы учителя-логопеда. Ограниченность временных рамок практики не позволила в полной мере ознакомиться со всеми аспектами профессиональной деятельности специалиста, в том числе с работой по взаимодействию с родителями воспитанников и педагогами дошкольной организации.
Кроме того, испытывались определенные сложности при самостоятельном проведении логопедического обследования детей. Несмотря на изучение различных методик, отсутствие опыта работы с детьми, имеющими речевые нарушения, затрудняло объективную оценку их речевого развития и составление логопедического заключения.
Для решения данных проблем предлагается:
1. Увеличить продолжительность ознакомительной практики, что позволит студентам более детально ознакомиться со всеми направлениями деятельности учителя-логопеда, в том числе с работой по взаимодействию с родителями и педагогами.
2. Организовать предварительную подготовку студентов к самостоятельному проведению логопедического обследования детей. Это может включать в себя:
- проведение дополнительных консультаций по изучению методик диагностики речевого развития;
- отработку практических навыков обследования на базе учебной лаборатории;
- совместный анализ результатов диагностики, проведенной студентами, с целью выявления типичных ошибок и определения путей их устранения.
3. Организовать более тесное взаимодействие между руководителями практики от кафедры и принимающей организации. Это позволит обеспечить более эффективное сопровождение студентов в процессе прохождения практики, своевременно выявлять и решать возникающие проблемы.
Реализация данных предложений будет способствовать повышению качества ознакомительной практики, расширению профессионального кругозора студентов, а также формированию у них необходимых практических умений и навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
5. Список использованных литературных источников
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студентов дефект. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
4. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учеб.-метод. пособие для вузов / В. П. Глухов. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. – 312 с.
5. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
6. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
7. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
8. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
9. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 80 с.