Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Практика является обязательной и проводится для формирования умений принимать самостоятельные решения на конкретных участках работы в реальных условиях, формирования целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности.
Цель практики – Ознакомление студентов с конкретными условиями профессиональной деятельности практического психолога; закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в практической деятельности; овладение необходимыми методами, навыками и умениями по избранной направлению подготовки в области диагностики, составлении заключений, навыков организации и проведения научных исследований, а также навыков работы с научной литературой.
Задачи учебной практики:
1.Сформировать представления о содержании, формах, методах и направлениях профессиональной деятельности научной и практической деятельности практического психолога;
Содействовать формированию профессиональной позиции психолога, профессионального мышления, стиля поведения, профессиональных коммуникативных навыков, освоению профессиональной этики.
Уметь анализировать диагностический материал для анализа психических функций, индивидуально-психологических особенностях личности.
Уметь планировать и проводить эмпирические исследования для проверки исследовательских гипотез, анализировать полученный эмпирический материал, представлять результаты исследования в соответствии с существующими стандартами.
Планируемые результаты прохождения практики:
- Ознакомление с организацией психологических служб учреждений и предприятий, обязанностями и функциями психологов, их планами работы.
- Изучение рабочего места психолога, используемых технических устройств и методического оснащения.
- Получение представления о роли, содержании и результатах работы профессионального психолога в деятельности организации, где проходит практика.
- Изучение и анализ содержания работы психологов по разработке методических приёмов и плановых мероприятий по психологическому просвещению, развитию, профилактике и психотерапии.
- Пассивное участие в обследовании и оказании помощи в развитии личности, групповых процессов.
- Формирование умений наблюдать и протоколировать ход коррекционной работы, анализировать полученные результаты, планировать дальнейшую психологическую работу.
- Освоение профессиональной этики, получение первичных навыков и способностей к профессиональному общению и решению профессиональных задач.
- Формирование способностей к самоорганизации и самообразованию.
- Подготовка к осознанному и углублённому изучению профессиональных дисциплин.
- Составление отчёта о прохождении практики с формулировкой предложений по возможным направлениям более полного использования потенциала организации и повышения психолого-педагогической компетентности персонала.
Также в результате практики должно произойти формирование компетенций: УК-1, УК-3, УК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3.
1. Теоретическая часть
Поиск научной литературы (статей) по заданной тематике: «Формирование представлений сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста».
Выдающиеся деятели, такие как Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина и другие, признавали, что направленность сенсорного воспитания на полноценное развитие ребенка является ключевым аспектом дошкольного образования. Эти ученые разработали множество дидактических игр и упражнений, которые помогают детям понять предметные свойства и характеристики.
В статье «Развитие сенсорных эталонов у дошкольников» рассматриваются разработки таких российских авторов, как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и других. Также приводится информация о работах зарубежных специалистов в области дошкольного образования, таких как М. Монтессори, Ф. Фребель и О. Декроли.
Статья «Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры», опубликованная в журнале «Молодой учёный», обсуждает вклад таких известных педагогов, как Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и Е. И. Тихеевой. Также упоминается система сенсорного воспитания, разработанная советскими учеными, включая А. В. Запорожца, А. П. Усова, Н. П. Сакулину, Л. А. Венгер и Н. Н. Поддъякова.
Выпускная квалификационная работа обобщает исследования В.Н. Аванесовой, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова, Н. П. Сакулиной и А. П. Усовой, которые уделяли внимание вопросам сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые концепции исследования на тему «Формирование представлений сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» включают:
Сенсорное развитие. Это процесс, в котором ребёнок совершенствует свою способность воспринимать окружающий мир и формирует представления о различных характеристиках предметов, включая их форму, цвет, размер, пространственное расположение, а также запах и вкус.
Сенсорные эталоны. Они представляют собой обобщенные знания и опыт, накопленные человечеством за всю его историю. В качестве сенсорных эталонов цветовой палитры используются семь цветов спектра с различными оттенками и уровнями насыщенности, форма представлена геометрическими фигурами, а величина определяется метрической системой.
Дидактическая игра. Это особая категория игр с установленными правилами, разработанная с целью обучения и формирования образовательной среды для детей.
2. Практическая часть
Подбор методик для диагностики формирования представлений сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста, определение выборки исследования.
Для оценки степени сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста использовались методики Е.А. Стребелевой и Л.А. Венгер. На констатирующем этапе работы по формированию сенсорных эталонов акцентировалось внимание именно на этих методиках.
Группировка игрушек (методика Л.А. Венгер). Это задание направлено на выявление уровня восприятия формы и умения использовать геометрические эталоны (образцы) для определения формы конкретных предметов, что включает группировку по заданной форме.
Другие задания по методике Е.А. Стребелевой включают:
- Разборку и сборку четырехчастной матрешки.
- Составление разрезанной картинки из трех частей.
- Сборку и разборку пирамидок.
- Поиск парных изображений.
- Игры с цветными кубиками.
Эти задания способствуют расширению и углублению понимания детьми сенсорных эталонов и развитию их восприятия.
Самостоятельное проведение психодиагностического исследования.
Составление протокола с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик респондента. Заполнение протокола исследования.
Обработка и интерпретация полученных результатов обследования респондентов. Определение нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Оформление не менее семи психодиагностических заключений. Разбор заключений со специалистом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст]: Автореферат. – М., 2020.
2. Беладина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников [Текст]: / И. Г. Беладина, Н. Г. Найденская - М.: Изд. «Лайда», 2019. - 96с
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - М.: Просвещение, 2018. - 258 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры [Текст] // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
5. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. [Текст] - М., 2019, 178с.
6. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] - М. Просвещение,2018, С.144.
7. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л.А.
Венгер; под ред. Л.А. Венгера.- М.: Изд-во Педагогика, 2016.-14с.
8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст] Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 2021. – 256 с.
9. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. [Текст] - М., 2018. - 154с.
10. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели [Текст] / Е.Б. Волосова.-М.: Изд-во Линка-Пресс, 2019.- 150с.