Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Прохождение производственной практики является неотъемлемой частью образовательного процесса по специальности «Земельно-имущественные отношения». Данный вид практики направлен на закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, а также на приобретение практических навыков и компетенций в сфере управления земельно-имущественным комплексом и осуществления кадастровых отношений.
Цель прохождения производственной практики – ознакомление с практической деятельностью Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, а также приобретение необходимых профессиональных компетенций для будущей работы в данной сфере.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучение структуры и организации работы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области;
2) ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей земельно-имущественные отношения и кадастровую деятельность;
3) приобретение практических навыков в сфере управления земельно-имущественным комплексом и осуществления кадастровых отношений;
4) изучение порядка выявления и фиксации земельных правонарушений, а также взаимодействия органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
5) ознакомление с особенностями организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Полное наименование организации, в которой проходила практика, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области. Юридический адрес: 183025, Мурманская область, город Мурманск, ул Полярные Зори, д. 22.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по ведению государственного кадастра недвижимости, а также по государственному земельному надзору.
История Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области берет свое начало с 1998 года, когда было создано Управление Федеральной службы земельного кадастра России по Мурманской области. В 2000 году оно было преобразовано в Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, а в 2008 году – в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области является федеральным государственным учреждением, созданным в организационно-правовой форме федерального казенного учреждения. Основными направлениями деятельности Управления являются:
1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) ведение Единого государственного реестра недвижимости;
3) осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества;
4) осуществление государственного земельного надзора;
5) предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области занимает важное место в производственно-хозяйственной инфраструктуре Мурманской области, обеспечивая реализацию государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений и кадастровой деятельности на территории региона. Его деятельность способствует развитию рынка недвижимости, повышению инвестиционной привлекательности региона, а также эффективному управлению земельными ресурсами.
Организационно-штатная структура Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области включает в себя руководство (руководитель Управления, заместители руководителя) и структурные подразделения, осуществляющие различные функции в сфере государственной регистрации прав, ведения государственного кадастра недвижимости и государственного земельного надзора. В состав Управления входят отделы государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета, государственного земельного надзора, а также отделы обеспечения и вспомогательные подразделения.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области является важным звеном в системе государственного управления земельно-имущественными отношениями в Мурманской области, выполняя ключевые функции по регистрации прав, ведению кадастра и осуществлению государственного земельного надзора.
ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
Прохождение производственной практики в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области позволило детально изучить специфику и особенности управления земельно-имущественным комплексом в данной организации [10].
Управление земельно-имущественным комплексом в Управлении Росреестра по Мурманской области осуществляется в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации [1] и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими земельно-имущественные отношения.
Основными направлениями данной деятельности являются:
1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним [2];
2) ведение Единого государственного реестра недвижимости;
3) осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости [3];
4) предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН;
5) осуществление государственного земельного надзора [4, 5].
В ходе практики была изучена сложившаяся в Управлении Росреестра управленческая и производственная практика в сфере управления земельно-имущественным комплексом.
Было установлено, что управление земельно-имущественным комплексом осуществляется посредством реализации следующих основных функций:
1) формирование и ведение государственного кадастра недвижимости, содержащего сведения об объектах недвижимости, их характеристиках и правообладателях;
2) осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесение соответствующих записей в ЕГРН;
3) предоставление сведений из ЕГРН заинтересованным лицам;
4) осуществление государственного земельного надзора за соблюдением требований земельного законодательства [5, 10].
В рамках прохождения практики были выполнены следующие расчеты, примеры и разработки в соответствии с ПМ.01 «Управление земельно-имущественным комплексом»:
1) Проведен анализ структуры и состава земельно-имущественного комплекса Мурманской области на основе данных, предоставленных Управлением Росреестра. Установлено, что земельно-имущественный комплекс региона включает в себя земли различных категорий, объекты недвижимости жилого, промышленного, сельскохозяйственного и иного назначения [7].
2) Разработаны предложения по совершенствованию системы управления земельно-имущественным комплексом Мурманской области, в том числе в части повышения эффективности использования земельных ресурсов, оптимизации структуры земельных угодий, развития рынка недвижимости [9].
3) Проведены расчеты кадастровой стоимости ряда земельных участков, находящихся на территории Мурманской области, с использованием методик, применяемых Управлением Росреестра. Полученные результаты были сопоставлены с данными государственного кадастра недвижимости [3, 8].
4) Разработаны рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Управления Росреестра с органами местного самоуправления и другими заинтересованными сторонами в сфере управления земельно-имущественным комплексом региона [6].
Прохождение производственной практики в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области позволило детально изучить специфику и особенности осуществления кадастровых отношений в данной организации [10].
Осуществление кадастровых отношений в Управлении Росреестра по Мурманской области регламентируется положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [3] и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими кадастровую деятельность. Основными направлениями данной деятельности являются:
1) ведение Единого государственного реестра недвижимости, содержащего сведения об объектах недвижимости, их характеристиках и правообладателях;
2) осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
3) предоставление сведений из ЕГРН заинтересованным лицам;
4) осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельных участков [4, 5].
В ходе практики была изучена сложившаяся в Управлении Росреестра практика в сфере осуществления кадастровых отношений. Установлено, что данная деятельность осуществляется посредством реализации следующих основных функций:
1) формирование и ведение государственного кадастра недвижимости, содержащего сведения об объектах недвижимости, их характеристиках, местоположении, правообладателях;
2) проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе постановка на кадастровый учет, внесение изменений в сведения ЕГРН, снятие с учета;
3) предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по запросам заинтересованных лиц;
4) осуществление государственного земельного надзора за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков [3, 10].
В рамках прохождения практики были выполнены следующие расчеты, примеры и разработки в соответствии с ПМ.02 «Осуществление кадастровых отношений»:
1) Проведен анализ структуры и состава объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН на территории Мурманской области. Установлено, что в кадастре недвижимости региона содержатся сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, помещениях, машино-местах и иных объектах недвижимости [3, 8].
2) Разработаны предложения по совершенствованию системы ведения государственного кадастра недвижимости в Мурманской области, в том числе в части повышения полноты и достоверности содержащихся в нем сведений, оптимизации процессов кадастрового учета объектов недвижимости [9].
3) Проведены расчеты кадастровой стоимости ряда объектов недвижимости, находящихся на территории Мурманской области, с использованием методик, применяемых Управлением Росреестра. Полученные результаты были сопоставлены с данными государственного кадастра недвижимости [3, 8].
4) Разработаны рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Управления Росреестра с органами местного самоуправления и другими заинтересованными сторонами в сфере осуществления кадастровых отношений, в том числе в части предоставления сведений из ЕГРН [6].
Ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а также предоставление сведений из ЕГРН являются ключевыми направлениями деятельности Управления Росреестра по Мурманской области в рамках реализации ПМ.02 «Осуществление кадастровых отношений» [3, 10]. Работа осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и направлена на обеспечение полноты, достоверности и актуальности сведений об объектах недвижимости, находящихся на территории региона.
Управление Росреестра по Мурманской области осуществляет государственный земельный надзор, в том числе в части соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельных участков [4, 5]. Данная функция также относится к сфере кадастровых отношений, поскольку позволяет обеспечивать актуальность и достоверность сведений об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН.
В ходе практики были проведены расчеты кадастровой стоимости ряда объектов недвижимости, находящихся на территории Мурманской области, с использованием методик, применяемых Управлением Росреестра [3, 8]. Полученные результаты были сопоставлены с данными государственного кадастра недвижимости, что позволило оценить достоверность и обоснованность кадастровой оценки объектов.
Также в рамках прохождения практики были разработаны предложения по совершенствованию системы ведения государственного кадастра недвижимости в Мурманской области, в том числе в части повышения полноты и достоверности содержащихся в нем сведений, оптимизации процессов кадастрового учета объектов недвижимости [9]. Данные предложения были основаны на анализе текущего состояния и проблем ведения ЕГРН в регионе, а также лучших практик в данной сфере.
Были разработаны рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Управления Росреестра с органами местного самоуправления и другими заинтересованными сторонами в сфере осуществления кадастровых отношений, в том числе в части предоставления сведений из ЕГРН [6]. Рекомендации были направлены на совершенствование информационного обмена, повышение доступности и качества предоставляемых сведений.
В ходе прохождения производственной практики в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области получена возможность ознакомиться с общей структурой и организацией работы данной организации [10].
Управление Росреестра по Мурманской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по ведению государственного кадастра недвижимости, а также по государственному земельному надзору [10].
Организационно-штатная структура Управления Росреестра по Мурманской области включает в себя руководство (руководитель Управления, заместители руководителя) и структурные подразделения, осуществляющие различные функции в сфере государственной регистрации прав, ведения государственного кадастра недвижимости и государственного земельного надзора. В состав Управления входят отделы государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета, государственного земельного надзора, а также отделы обеспечения и вспомогательные подразделения [10].
В ходе прохождения практики ознакомился с функциональными обязанностями должностных лиц, работающих в различных структурных подразделениях Управления Росреестра.
Были изучены должностные обязанности специалистов отдела государственной регистрации прав, в том числе:
1) прием и проверка документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
2) внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости;
3) подготовка и выдача выписок из ЕГРН;
4) консультирование заявителей по вопросам государственной регистрации прав [2].
Также ознакомился с функциями специалистов отдела государственного кадастрового учета, в частности:
1) осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
2) внесение изменений в сведения ЕГРН;
3) предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости;
4) проведение кадастровой оценки объектов недвижимости [3].