Фрагмент для ознакомления
2
1.Общие сведения об образовательной организации. Визитная карточка учреждения практики
База практики - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана "Средняя общеобразовательная школа № 11".
Заместители директора: заместитель директора по УВР — Суменгина Галина Владиславовна, заместитель директора по УВР — Банщикова Ирина Петровна, заместитель директора по административно-хозяйственной работе — Поздняков Дмитрий Александрович.
Почтовый адрес: 640002, Российская Федерация, Курганская область, г. Курган, ул. Карельцева, 103.
Электронная почта: shkolka11@yandex.ru.
Телефон для справок: +7 (3522) 46-95-11. Дополнительный телефон: +7 (3522) 46-90-84.
Режим работы: 8:00–20:00.
Структурных подразделений школы нет.
В МБОУ СОШ №11 города Кургана реализуются следующие образовательные программы:
Начального общего образования (для 1–4 классов). Форма обучения — очная, нормативный срок обучения — 4 года.
Основного общего образования (для 5–9 классов). Форма обучения — очная, нормативный срок обучения — 5 лет.
Среднего общего образования (для 10–11 классов).
Также в школе есть программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, например: «Хореография», «Светофор», театральная студия «Вдохновение», «Дружина юных пожарных», «Мой родной край», «Волейбол», «Умка», «Природа родного края», «Познавайка», «Школа выживания» и другие.
2. Тема исследовательской деятельности. Информационная справка
Тема научно-исследовательской работы: «Психолого-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста на первых этапах обучения в школе».
Актуальность исследования. Важность данной темы определяется тем, что обучение и развитие молодого поколения – одна из приоритетных задач современного общества. Однако в системе школьного образования сегодня существует ряд трудностей, преодоление которых связывают с внедрением обновленного ФГОС начального образования. Современная образовательная парадигма акцентирует внимание на том, что эффективное использование современных образовательных технологий – это действенный способ решения многих проблем, включая адаптацию первоклассника при поступлении в школу и переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Трудности, возникающие в связи с социально-психологической адаптацией, представляют собой сложные задачи, требующие совместных усилий образовательной организации и семьи ребенка. Успешность адаптации в первые годы обучения оказывает значительное влияние на дальнейший образовательный процесс. Дезадаптированные первоклассники зачастую проявляют болезненную реакцию на окружающих и критику, что приводит к внутреннему конфликту, негативно сказывающемуся на мотивации к учебе и активности.
Влияние школьного стресса на первоклассников активно изучается в различных исследованиях. Особое внимание в контексте психологической подготовки детей к школьной жизни уделяется трудам М.Р. Битяновой, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.И. Коротаевой, В.А. Кручинина, М.И. Матюшичевой и других ученых. Проблемы адаптации к учебному процессу рассматривались в работах Э.М. Александровской, Н.Ф. Виноградовой, Г.Н. Жулиной, Е.Г. Изотовой, О.Ю. Камакиной, А.А. Лысенко, Н.В. Савик, Р.М. Эхаевой.
Технологии социально-психологической адаптации первоклассников к школьной среде детально анализировались Д.Ю. Булаевым, Е.М. Костериной, Т.В. Красниковой, Е.В. Леоновой, Д.С. Лыгденовой, Т.С. Семеновой, Н.А. Степановой, О.В. Хухлаевой, Г.Р. Чукмаевой.
Основываясь на вышеизложенном, очевидно, что вопрос социально-психологической адаптации к обучению в начальной школе посредством психолого-педагогического сопровождения представляет собой значимую проблему в современной педагогической науке. Это подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель исследования. Данное исследование направлено на определение и обоснование наиболее действенных социально-психологических факторов, способствующих успешной адаптации ученика начальной школы к учебному процессу в ходе психолого-педагогической поддержки.
Объектом изучения является процесс психолого-педагогической поддержки младших школьников.
Предметом исследования выступают социально-психологические факторы, влияющие на адаптацию ученика начальной школы к новым условиям обучения в ходе психолого-педагогической поддержки.
Основная гипотеза исследования строится на предположении о том, что социально-психологическая адаптация и поддержка младшего школьника будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих условий: создании благоприятной социально-психологической среды (учебная атмосфера и окружение), способствующей формированию адекватной и здоровой самооценки у ребенка; установлении эффективного взаимодействия с семьей ученика посредством комплексного и регулярного общения с родителями; организации своевременного консультирования педагогического состава с целью оказания всесторонней помощи первоклассникам и их семьям в вопросах социально-психологической адаптации к начальной школе и учебному процессу в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г. Парадоксы психологии. М.: Эксмо-Пресс, 2009. 352 с.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель-пресс, 2011. 745 с.
3. Аржакаева Т. Создание зоны ближайшего развития. Сотрудничество учителя и педагога-психолога в исполнении ФГОС НОО // Школьный психолог. 2013. № 2. С. 14-15.
4. Асмолов И. В. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / И. В. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская // Вопросы психологии, 2007. № 4. С. 16-18.
5. Ахвердова О. А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2014. 168 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-ое издание. М.: Институт практической психологии, 2011. 352 с.
7. Битянова М. Р. Развитие ребенка как стратегическая цель образования / // Школьный психолог. 2013. № 2. С. 7-8.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005. 334 с.
9. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие. Барнаул: Алтгпа, 2014. 243 с.
10. Дубровина И. В. Психологическая культура школьников в контексте современного образования // Известия Российской академии образования. 2010. № 3 (15). С. 62-76.
11. Забродин Ю. М. Найти человека // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2. С. 4-7. 52
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006. 320 с.
13. Зинченко В. П. Принципы и заповеди психологической педагогики // Magister. 2013. №3. С. 22-23.
14. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 2017. 178 с.
15. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников. М.: Владос-пресс, 2016. 189 с.
16. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЭР СЭ, 2012. 192 с.
17. Котлярова Л. Н. Педагогика и психология / Л. Н. Котлярова, В. П. Ростовский. Уфа.: Изд-во БГПУ, 2010. 290 с.
18. Лебедева М. В. Исследование готовности учителя к реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 11-19. 19. Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск: ИПК ПРО, 2016. 64 с.
20. Матвеева О. Программа психолого-педагогического сопровождения. «Каждому пятикласснику – творческий шанс» // Народное образование. 2015. № 8. С. 143–148.
21. Машков В. Н. Дифференциальная психология человека: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. 255 с.
22. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратеги. Ереван: Наука, 2008. 69 с.
23. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 т., Т. 2. Психология образования. М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2017. 608 с. 53
24. Николаева Е. С. Формирование мотивации самопознания у детей младшего школьного возраста в образовательной среде: Автореф. канд. дисс. Н. Новгород, 2010. 45 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 2008. 352 с.
26. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / под ред. Б. А. Вяткина, Л. Я. Дорфмана, М.Р. Щукина. М.: Смысл, 2011. 122 с.
27. Психология развития: хрестоматия / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2015. 524 с.
28. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2007. 496 с.