Фрагмент для ознакомления
2
1. Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства».
Методика представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом надо, однако, учитывать, что в реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
2. Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н. Лутошкин).
Цель исследования заключается в диагностике и развитии социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Психологический климат - это психологический настрой в коллективе, формирующийся под воздействием специфической для данного коллектива совокупности социально-экономических и психологических факторов. Важнейшие признаки благоприятного психологического климата таковы:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность членов коллектива принадлежностью к нему;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Таким образом, характер психологического климата в целом зависит от уровня группового развития.
3. Анкета «Определение индекса групповой сплоченности» (К.М. Сишор).
Цель: установить групповую сплоченность как очень важный параметр, который показывает уровень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.
Групповая сплоченность выступает критерием прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива. Она базируется на межличностных взаимоотношениях между людьми, у которых отмечается взаимная всесторонняя симпатия и удовлетворенность членством в данной группе. Развитие и формирование групповой сплоченности коллектива основывается на сходстве представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.
4. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
Цель: определить главные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно установить уровень конфликтоустойчивости личности.
Конфликтоустойчивость, является профессионально значимым качеством, которое позволяет специалисту принимать решения и успешно осуществлять профессиональную деятельность в разнообразных, эмоционально сложных социальных условиях и может рассматриваться как актуальный целевой ориентир процесса профессиональной подготовки.
5. Оценка удовлетворенности работой (Л.А. Верещагина). Цель: определить уровень удовлетворенности работой.
Удовлетворенность работой тесно связана с лояльностью персонала, преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели. В связи с данным обстоятельством удовлетворенность работой отдельных работников является важным компонентом благоприятного психологического климата трудового коллектива в целом.
6. Опросник САН (самочувствие-активность-настроение) (И.М. Сеченов, В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шараем и М.П. Мирошников).
Шкалы: самочувствие, активность, настроение.
Назначение теста: оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Перейдем к анализу результатов исследования влияния стиля управления на межличностные отношения в коллективе.
На первом этапе исследования была проведено исследование склонности к определенному стилю руководства руководителя организации.
На основании полученных данных руководителю организации присущ демократический (коллегиальный) стиль руководства. Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Далее была проведена диагностика социально-психологического климата трудового коллектива. Тестовые показатели психологического климата представлены в табл. 1.
Таблица 1. Тестовые показатели психологического климата коллектива
№ Баллы Степень благоприятности
1 22 Выс. Благ
2 18 Ср. благ
3 8 Низ. Благ
4 15 Ср. благ
5 19 Ср. благ
6 13 Ср. благ
7 7 Низ. Благ
8 20 Ср. благ
9 8 Низ. Благ
10 -6 Нач. неб
11 23 Выс. Благ
12 20 Ср. благ
13 -7 Нач. неб
14 14 Ср. благ
15 5 Низ. Благ
16 18 Ср. благ
17 15 Ср. благ
18 4 Низ. Благ
19 7 Низ. Благ
20 -4 Нач. неб
21 16 Ср. благ
22 20 Ср. благ
23 7 Низ. Благ
24 - 3 Нач. неб
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги одного, двух, трех и более авторов
1. Адлер Ю.П. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации: управление конфликтами – задача менеджмента: учебное пособие. - Москва: Издательский Дом МИСиС, 2020. - С.56.
2. Азарнова Т.В., Ковешникова О.А., Шурова Е.Н. Модели, методы и алгоритмы формирования оценок эффективности команд менеджеров. Вестник факультета прикладной математики, информатики и механики. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016 – С. 15-22.
3. Ильченко С.В., Кивит Е.А., Оришев А.Б. Деловые и научные коммуникации. М.: ООО «Самполиграфист», 2020. С.53.
4. Ицхак Калдерон Адизес. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М.: Альпина Паблишер, 2020. С.103.
5. Канджеми Дж. П. Психология современного лидерства. Американские исследования. Москва: Когито-Центр. 2021. 288 с.
6. Карпов А. А. Структура метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 784 с.
7. Карпов А. А. Теория и практика психологического анализа деятельности. Ярославль: Филигрань, 2021. 316 с.
8. Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. Москва: Изд. Дом РАО, 2019. 494 с.
9. Карпов А. А. Современная организационная психология. М.: МПСУ, 2018. 256 с.
10. Карпов А. А. Феноменология и диагностика метакогнитивной сферы личности. Ярославль: ЯрГУ, 2019. 208 с.
11. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: Институт психологии РАН, 2020. 283 с.
12. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2017. 320 с.
13. Карпов А. А., Карпов А. В. Введение в метакогнитивную психологию: учебное пособие. М.: МПСУ, 2019. 512 с.
14. Козлов В. В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. / В. В. Козлов, В. А. Мазилов, Н. П. Фетискин. Москва: МАПН: Изд-во Института психотерапии, 2018. 716 c.
15. Клейнман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты / пер. с англ. О. Медведь; [науч. ред. В. Шульпин]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 272 с.
16. Петухова, Н.А., Пути и методы улучшения социально-психологического климата в учреждениях и органах УИС: учебное пособие – Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2020. – 57 с.
17. Яськов Е.Ф. Теория организации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» / Яськов Е.Ф. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – С.93.
Статья из газеты и журнала
18. Албеков Х.Н., Джабраилова Л.Х., Магомедова З.О. Классификация и виды стилей руководства в современной сфере управления // Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 1283-1286.
19. Базаров Т. Ю. Организационный лидер посткризисного периода // Организационная психология. 2019. Т. 4. № 3. С. 69-86.
20. Воронцова Е.А., Бажин А.С. Сравнительный анализ одномерных стилей руководства и оценка их эффективности // Студент. Аспирант. Исследователь. 2020. № 2(2). С. 3.
21. Зарецкая В.А. Актуальность, цель и перспективы создания инструментария по оценке стиля руководства // Hypothesis. 2021. № 2 (15). С. 5-10.
22. Зарецкая В.А. Психологический анализ основных стилей управления / Зарецкая В. А., Харитонова Т.С. // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» / под ред. д-ра экон. наук, проф. Е.А. Горбашко, д-ра экон. наук, проф. И.В. Федосеева. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019 – С. 639-642.
23. Козлов С. А. Конфликт в организациях // Научный вестник МГТУ ГА. 2020. №113. С. 129.
24. Кох М.Н. Принятие ответственности как личностный ресурс в самоактуализации педагога в профессии // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2018. № S1. С. 94.
25. Калачева А.И. Модели управления персоналом // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3. С. 53-71.
26. Карпов А. В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса (статья первая) // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3 (51). С. 48-63.
27. Карпов А. В. Психологическая специфика профессиональной деятельности субъектно-информационного класса // Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 422-433.
28. Карпов А. А. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М., Чемякина А. В. Структурные закономерности рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 209–228.
29. Кормишина Г.М., Рыжова О.В. Стиль руководства как фактор формирования организационной культуры библиотек // Документ в социокультурном пространстве региона: теория, история и современность. Материалы II Межрегиональной заочной научно-практической конференции . Составитель Г.В. Матвеева. Научные редакторы А.Р.Абдулхакова, Г.М. Кормишина. 2019. С. 72-81.
30. Карпов А.А. Рефлексивность как детерминанта стилей руководства // СМАЛЬТА. 2020. № 1. С. 46-52.
31. Магомедов Г. М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. 2020. №8. С. 233.
32. Магулаева А. А. Анализ факторов, вызывающих конфликты в организациях // Мир науки, культуры, образования. 2020. №3(52). С. 252.
33. Максимова А.С. Взаимосвязь между стилем руководства и уровнем мотивации сотрудников // Синергия Наук. 2019. № 36. С. 321-327.
34. Преображенский Ю.П. Проблемы управления в производственных организациях // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления Материалы ХIII международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Вертаковой. 2018. С. 208.
35. Романчук А.А. Конфликты и социально-психологический климат в трудовом коллективе // Современные исследования социальных проблем. – 2016. Т. 6. – № 2. – С. 108-110.
36. Русалинова А.А. Совершенствование социально-психологического климата и изучение нарушений системы взаимоотношений в трудовых коллективах / В Кн.: Проблемы промышленной социальной психологии: избранные труды. – СПб.: Питер, 2018. – С. 136-147.
37. Савин И. Г. Динамические аспекты структуры общих способностей // Материалы Международной конференции «Социальная психология XXI столетия». Ярославль: ЯрГУ, 2017. С. 232–236.
38. Ульяницкая О.В., Закутаева Д.А. Стиль руководства как элемент администрирования в государственном органе управления // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 2. С. 128-137.
39. Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 106–126.