Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», утвержденного Приказом Министерства науки и высшей школы РФ от 25 ноября 2020 г. № 1451, студенты за время обучения в обязательном порядке должны пройти учебную практику: ознакомительную практику.
Вид практики: учебная практика.
Тип практики: ознакомительная практика.
Учебная практика (далее - практика) закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, способствует выработке практических навыков и комплексному формированию профессиональных и универсальных компетенций обучающихся.
Цель учебной практики: усвоение базовых компетенций и развитие умений, необходимых для решения профессиональных задач научно-исследовательского, педагогического и организационно-управленческого типов деятельности специалиста во время прохождения практики.
Задачи учебной практики в соответствии с видами профессиональной деятельности:
-формирование навыков сбора и анализа научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
-формирование навыков самостоятельного определения цели, задач, предмета, методов, объекта магистерского исследования;
-формирование навыков критического анализа нормативных и научных источников проводимого исследования;
-развитие навыков преподавания и проведения консультирования по правовому информированию и просвещению населения;
-анализ эффективности организационно-управленческой деятельности в юридических службах и органах;
-подготовка отчетных документов по практике.
Местом проведения учебной (ознакомительной): «Томский район водных путей и судоходства» - филиал федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» (Томский РВПиС).
Основные данные об Томский РВПиС:
Адрес: 634009, Томская область, г. Томск, ул. Карла Маркса, д. 20.
Телефон приёмной: 8 (3822) 515-222.
Электронный адрес: trvpis@mail.tomsknet.ru.
Начальник: Михайленко Станислав Петрович.
Основной вид деятельности: строительство кораблей, судов и плавучих конструкций.
Сроки практики: с 08.07.2024 г. по 21.07.2024 г.
Общая трудоемкость практики - 108 ч, объем - 3 зачетные единицы (ЗЕ), продолжительность - 2 недели.
Основные собранные в ходе практики материалы и вопросы и направления, которыми занимался студент во время прохождения практики: выполнение индивидуального задания.
Практические занятия должны быть неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Данный вид практики регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, является самостоятельным видом учебной деятельности, включенным в соответствующий раздел учебного плана, и занимает важное место в структуре основной образовательной программы высшего образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Изучение и анализ нормативно-правовых актов, определяющих статус и функционирование Томский РВПиС
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть») является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта организацией в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004г. № 1748-р, осуществляющее функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.
Администрация создана в результате преобразования Государственного учреждения «Водные пути Обь-Иртышского бассейна» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 г. № 12.
Учредителем Администрации является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Администрации осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Функции и полномочия собственника имущества Администрации осуществляют Федеральное агентство морского и речного транспорта и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Администрация осуществляет свои полномочия в Обь-Иртышском бассейне внутренних водных путей. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также Уставом.
Мною были изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, определяющие статус и функционирование Томский РВПиС. Перечень нормативно-правовых документов, представлен в Приложении 1.
2.Систематизация нормативных основ взаимодействия Томский РВПиС с органами государственной власти при реализации возложенных на нее функций и задач
Нормативные основы взаимодействия администрации Томский РВПиС с органами власти включают:
1.Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года №24-ФЗ. Документ определяет функции администраций бассейнов внутренних водных путей, в том числе по эксплуатации и развитию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, государственному регулированию деятельности речного транспорта, обеспечению безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности.
2.Устав администрации бассейна внутренних водных путей. Он утверждает, что в своей деятельности администрация руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, законами субъектов РФ, актами Президента и Правительства РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции.
3.Анализ пробелов и противоречий в законодательстве РФ по регулированию деятельности Томский РВПиС и предложения по его совершенствованию
Выделим пробелы в деятельности администраций Томский РВПиС:
1.Невозможность составить протокол об административном правонарушении. Капитаны бассейнов ограничиваются выдачей предписаний, так как не определены администраторы поступления доходов и реквизиты для перечисления наложенных штрафов.
2.Формальное проведение проверок теоретических знаний и практических навыков судовождения. Зачастую бассейновые органы допускают факты превышения предоставленных им полномочий.
3.Неопределённые органы власти для согласования разрешений на строительство временных сооружений. Администрации бассейнов имеют право разрешать организациям внутреннего водного транспорта строительство на береговой полосе временных сооружений, но конкретные органы власти, уполномоченные согласовывать выдаваемые разрешения, не определены.
4.Для устранения этих пробелов в 2021 году был разработан законопроект, который должен уточнить полномочия администраций бассейнов и привести нормы земельного законодательства в соответствие с нормами Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в части порядка выдачи разрешения организациям на использование земель береговой полосы, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Администрации бассейнов внутренних водных путей созданы в форме федеральных бюджетных учреждений. Они действуют в соответствии с уставами, утверждёнными распоряжениями Росморречфлота, и осуществляют функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.
Выделим задачи администраций бассейнов внутренних водных путей:
-эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
-государственное регулирование деятельности речного транспорта по вопросам, отнесённым к компетенции государственных органов;
-обеспечение безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности;
-диспетчерское регулирование движения судов и проводка судов государственными лоцманами.
Также использование поверхностных водных объектов, их береговой полосы, а также земель и земельных участков в целях судоходства осуществляется в соответствии с водным и земельным законодательствами Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Для совершенствования работы администрации Томский РВПиС можно предпринять следующие шаги:
Координированная работа по содержанию водных путей и развитию перевозок. Важно не только содержать водные пути, но и работать над формированием грузовой базы и развитием перевозок.
Модернизация путевого хозяйства. Например, обновление плавзнаков: на смену устаревшим буям приходят современные, выполненные из полимерных материалов.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Необходимо уделять внимание технической эксплуатации и регулярному обследованию гидротехнических сооружений.
Оптимизация структуры управления. Можно ликвидировать малодеятельные технические участки водных путей и передать их функции укрупнённым подразделениям.
Разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Часть государственного имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, можно выделить и создать для его эксплуатации самостоятельные предприятия по видам деятельности: промышленные, строительно-монтажные, предприятия по обслуживанию флота и другие.
4.Изучение и анализ локальной нормативной базы Томский РВПиС, выявление пробелов и противоречий. Оценка полноты локального нормативного регулирования, выработка рекомендаций по его совершенствованию
Локальная нормативная база администрации Томский РВПиС включает в себя устав учреждения, отдельные положения которого представлены в Приложении 2. На основе устава администрация осуществляет функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта. Лицензии и другие документы представлены в Приложении 3-4.
Выделим элементы локальной нормативной базы:
1.Законодательные и нормативные правовые документы в области внутреннего водного транспорта. К ним относятся акты Минтранса, Росморречфлота и других ведомственных государственных органов в области внутренних водных путей.
2.Приказы и распоряжения Министерства транспорта РФ и Росморречфлота. Они регулируют вопросы, связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2.Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2
3.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3448.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст.3301
Специальная литература:
5.Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 419 с.
6.Волков, Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория : учебное пособие для вузов / Ю. В. Волков. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 109 с.
7.Емельянов, А.С. Информационная безопасность Российской Федерации и перспективы правовой регламентации информационно-коммуникационной сети Интернет // Журнал российского права. 2022. № 5. С.70.
8.Информационное право : учебник для вузов / Н.Н. Ковалева [и др.] ; под редакцией Н.Н. Ковалевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 353 с.
9.Информационное право : учебник для вузов / М.А. Федотов [и др.] ; под редакцией М.А. Федотова. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 497 с.
10.Магадиев, М. Ф. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в структуре электронного правительства Российской Федерации / М. Ф. Магадиев // Вопросы политологии. – 2022. – Т. 12, № 11(87). – С. 3699-3712.
11.Маскайкин, Н. А. Использование автоматизированных информационных ситем в органах местного самоуправления / Н. А. Маскайкин // Инновационная наука. – 2023. – № 6-1. – С. 159-161.
12.Назаретян, А. Р. Цифровая безопасность, защищенность и анонимность в интернет пространстве как новые ценности современного общества / А. Р. Назаретян // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2020. – Т. 2, № 9. – С. 209-214.
13.Овчинников, А. И. Права человека в условиях цифровой трансформации общества и государства / А. И. Овчинников // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – 2021. – Т. 8, № 4. – С. 93-98.
14.Парфенов, Д. А. Развитие механизма обеспечения экономической безопасности в РФ в условиях цифровизации / Д. А. Парфенов // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2020. – № 4. – С. 106-122.
15.Тенденции формирования потенциала общества в условиях цифровой экономики / Е. А. Юрина, Е. С. Алексашина, О. Н. Горбунова, Я. А. Куликова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 2(50). – С. 123-131.
16.Христинич, И.В. Информационная безопасность в сети Интернет // Законность. 2022. № 4. С. 20.
17.Элькин, В. Д. Информационные технологии в юридической дея-тельности [Электронный ресурс] : учебник и практикум для вузов / В. Д. Элькин и др. - М. : Юрайт, 2021. - 472 с.