Фрагмент для ознакомления
2
При построении коррекционной среды для развития логопедического кабинета используются как креативный, так и авторский подходы.
Кабинет обеспечивает условия для коррекционного обучения детей в соответствии со следующими принципами:
- принцип информативности (среда разработки объекта насыщена, что обеспечивается разнообразием тематики, разнообразием дидактических и информационных материалов);
- принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды многофункциональны, т.е. материалы и устройства для решения коррекционных задач также могут быть использованы при реализации задач в других областях).;
-принцип стабильности - динамики (предметно-развивающая среда постоянна, возникает в долгосрочной перспективе, но в то же время регулярно меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, времени обучения, программных задач, времен года);
- принцип открытости и закрытости (развивающая среда спроектирована таким образом, что в нее легко добавлять различные элементы и убирать ненужные);
- принцип психологического комфорта (развивающая среда обеспечивает индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка, вызывает у него положительные эмоции);
- принцип сочетания знакомых и необычных элементов в эстетической организации среды (все компоненты среды разработки сочетаются друг с другом с точки зрения содержания и художественного решения);
- принцип гендерного различия для детей (предметно-развивающая среда учитывает все сферы развития ребенка, направлена на содействие решению познавательных задач в совместном партнерстве педагога-логопеда и ребенка, в свободной самостоятельной деятельности самих детей в контексте предметно-развивающей среды создаются учителями совместно со сверстниками и индивидуально).
Все это собрано в одном рабочем материале, соответствующем направлениям коррекционно-развивающей работы, что позволяет легко и продуктивно им пользоваться.
Создает копилку картотечных шкафов:
Файл с играми для развития общих языковых навыков. Файл с артикуляционными упражнениями. Файл с упражнениями для развития мелкой моторики. Файл с играми для развития слухового восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Файл с играми для развития фонематических процессов. Файл с играми и заданиями для формирования лексического и грамматического состава языка. Файл с заданиями для развития мыслительных процессов. Файл с заданиями для закрепления правильной слоговой структуры слова. Файл с заданиями для автоматизации произношения звуков в разговорном языке. Файл с играми для развития общей моторики. Файл с изображениями предметов для автоматизации воспроизведения звуков. Файл, содержащий задания для изучения сертификата. Файл с загадками. Файл с домашним заданием. Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда расположено в центрах:
- Речевой центр. Зеркала, перед которыми выполняется значительная часть работы, требующей визуального контроля ребенка (артикуляционные и лицевые упражнения, выработка звука и их первичная автоматизация).
- Сенсорный центр. Предметы собираются по цвету, форме, используемым карточкам, дидактическим играм с картонной печатью, игрушкам для развития тактильных ощущений и т.д.
- Учебный центр представлен в виде лесной поляны с магнитной доской, учебными столами и различными материалами для групповых и подгрупповых занятий.
- Центр двигательного развития. Трафареты, мазки, массажные шарики, шнуровка, разделенные изображения, печать нитками и многое другое.
- Центр речевого дыхания представлен серией дыхательных упражнений, различными проигрывателями, "ветряными турбинами", ручным "послушным ветерком", мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ватными шариками и множеством световых объектов (в зависимости от времени года).)
Информационный центр.
Этот центр предлагает консультации для родителей и памятки.
Научно-методический центр.
Постоянное обновление оборудования классной комнаты делает занятия по логопедии интересными, комфортными, эмоционально насыщенными и, конечно же, развивающими для детей.
Детям нравится мой офис. Здесь уютно и по-домашнему, и всегда царит дружеская атмосфера. Это успокаивает ребенка, благотворно влияет на его нервную систему.
Мой опыт показывает, что благодаря использованию ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета интерес детей к воспитательной деятельности значительно возрастает. Среда способствует преодолению общего недоразвития языка, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-объективного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамотности; развитию лексико-грамматической структуры и связной речи, психических функций.
За последние три года эффективность нашей пенитенциарной работы возросла более чем на 80%. Благодаря четким, насыщенным игровым компонентам, эстетически оформленной коррекционной и развивающей среде кабинета логопеда-преподавателя успешно решаются следующие задачи:
Автоматизация и дифференциация произносимых звуков. Формирование слоговой структуры слов. Пополнение активного и пассивного словарного запаса. Обучение навыкам анализа и синтеза звука. Развитие общих и мелких двигательных навыков. Работайте над речевым дыханием. Развитие психологических основ языка. Активное сотрудничество с родителями.
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при проведении подвижных речевых игр для детей с ограниченными возможностями здоровья
Наряду с основной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей), общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и методом общения и познания является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
У детей с ОКР наблюдаются нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. В ходе педагогической диагностики, проведенной при поступлении ребенка в логопедический центр, мы отмечаем:
• монотонность, нерегулярность, бедность, скованность, неаккуратность и замедленность движений;
(Таких детей сразу видно в общей массе учеников: они неуклюжи, неповоротливы, медлительны или, наоборот, гиперактивны, проявляют вялость и незаинтересованность в какой-либо деятельности).
• нарушение координации движений обеих рук;
• нарушения зрительно-моторной координации, темпа, ритма;
(Глаза не успевают за движениями и наоборот, темп движений замедлен, ритм нарушен).
• снижение "двигательной" памяти;
(Дети не могут запомнить артикуляцию звуков, последовательность движений).
• трудности в овладении интонацией и двигательной выразительностью.;