Фрагмент для ознакомления
2
Мною было выполнено индивидуальное задание на период прохождения учебной (ознакомительной) практики, студент группы 3602, тема: «Преступления о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», в том числе:
1.Составлен список нормативных актов и иных источников, регулирующих тему: «Преступления о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», представлен в Приложении 1.
2.Составлена библиография научных работ по теме: «Преступления о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». В библиографии выделены отдельно: комментарии законодательства, научные статьи, авторефераты, представлена Приложении 2.
3.Представлен конспект Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», сделан вывод, представлен в Приложении 3.
4.Разработан сценарий проведения круглого стола по теме: «Преступления о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», представлен в Приложении 4.
5.Подготовлены презентационные материалы по теме: «Преступления о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Теоретические и исторические основы института злоупотребления должностными полномочиями
Государственные органы естественным образом подвержены воздействию коррупционных факторов и коррупционных тенденций, поскольку они выполняют административные и контрольные функции и могут влиять на движение важных денежных потоков.
Понятие "злоупотребление должностными полномочиями" на протяжении длительной истории претерпевало постоянные изменения, зависящие от множества факторов. Законодательство любого государства всегда отражало государственный строй, экономическую и социальную структуру общества. Данное положение имеет непосредственное отношение к законодательству о таких преступлениях, как злоупотребление государственной властью, интересами государственной службы и государственной власти. Данное преступление, как и другие преступления, тесно связано с политической системой и экономикой государства.
Вместе с тем, учитывая криминологический аспект, следует отметить, что в результате изучения материалов уголовных дел по фактам злоупотребления должностными лицами государственных органов государственными полномочиями, обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию, можно разделить на три группы:
-обстоятельства первой группы: факт совершения противоправного деяния против интересов государственного дела; нарушение правил нормативного характера, регламентирующих надлежащий вид государственной деятельности; наличие у лица организационно-распорядительных, административно-хозяйственных и управленческих функций; осуществление публичных полномочий при совершении деяния; причинение вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций и государства; вред по характер, его тяжесть, тяжесть последствий, причинная связь между противоправным деянием и интересами государственных органов;
-вторая группа обстоятельств: мотив правонарушения, круг участников правонарушения, наличие или отсутствие официальных полномочий, роль каждого соучастника, предполагаемая цель совершенного действия или бездействия.
-третья группа обстоятельств: личностные характеристики каждого участника правонарушения (должностных лиц государственных органов, представителей общественности), обстоятельства, способствующие совершению правонарушения, а также смягчающие и отягчающие ответственность, факт совершения других правонарушений.
Установление фактических обстоятельств должностных правонарушений при совершении государственных операций начинается с изучения полномочий должностных лиц государственных органов, составляющих правовую основу этих деяний.
При этом полномочия, предоставленные должностным лицам государственных органов, которые вместе с ними составляют единое целое, определяют правовую природу предмета рассматриваемого правонарушения. Содержание полномочий определяется всей совокупностью правовых норм, регламентирующих правовой статус должностных лиц государственных органов. Изучение состава преступления злоупотребления должностными лицами государственных органов своими публичными полномочиями предполагает, прежде всего, глубокое знание правового статуса должностных лиц и их основного признака - публичных или должностных полномочий.
Другими элементами являются: сами должностные лица как участники правонарушения; цель и мотив злоупотребления должностными лицами своими полномочиями, исходя из объема их полномочий; определяются формы получения коррупционных доходов; степень и значение предполагаемых полномочий и их окружение формируют обстановку совершения правонарушения; наконец, незаконное использование, превышение или нарушение полномочий причиняет вред потерпевшему, жертвам, и в то же время они связаны со способом подготовки и сокрытия деяния.
Здесь стоит отметить, что категория должностного статуса является системообразующим фактором, устанавливающим связи между должностными лицами и другими должностными лицами, группами и институтами власти. Публичный статус может быть использован в преступных целях, но он редко образует состав публичного преступления в отрыве от публичной власти, относясь к другим видам преступного поведения (например, ст. 159 и 160 УК РФ).
Рассмотрим состав преступления, предусмотренный ст.285 УК РФ.
При анализе любого состава преступления особое внимание необходимо уделить субъекту преступления. Несмотря на существование многочисленных определений должностных преступлений, они не охватывают всего существующего многообразия общественных отношений, нарушаемых должностными преступлениями.
Сегодня, анализируя ст.285 УК РФ, признано, что непосредственным объектом в основном являются общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и законных интересов личности, обеспечения нормального функционирования органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления. Лица, злоупотребляющие публичной властью, посягают на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, регулируемую нормативными правовыми актами.
Обеспечение нормального функционирования органов государственной власти и местного самоуправления требует от должностных лиц соблюдения государственных интересов. Действуя вопреки интересам службы, должностные лица дискредитируют государственные и муниципальные органы, затрудняют и делают невозможным их нормальное функционирование, ослабляют их авторитет. Характер государственной и муниципальной службы определяется в законе и подзаконных актах, включая принципы государственной и муниципальной службы, права и обязанности государственных и муниципальных служащих. Интересы службы также определяются через задачи и обязанности государственных и муниципальных органов.
Интересы службы нарушаются при:
-совершения действий (бездействия), противоречащих общим принципам, которыми должна руководствоваться вся администрация;
-невыполнения общих обязанностей, возложенных на государственных или муниципальных служащих;
-несоблюдения общих ограничений и запретов, установленных для государственных или муниципальных служащих;
-совершение действий (бездействия), противоречащих целям и задачам конкретного государственного или муниципального органа;
-неисполнение должностных обязанностей или несоблюдение ограничений и запретов, установленных в связи с занятием конкретной государственной или муниципальной должности.
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями формируется тремя существенными элементами. Деяние предполагает, что должностное лицо использует свои публичные полномочия вопреки интересам службы, причем правонарушение может быть совершено путем бездействия. Действие лица формально законно и находится в пределах его компетенции, но противоречит интересам службы, то есть противоречит целям и обязанностям данного лица, и "наносит ущерб" интересам службы и государства, деяние не обусловлено потребностями службы (п.15 Постановления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19). Использование необязательных отношений (личные связи, авторитет занимаемой должности и т.д.), хотя и связано с должностными обязанностями, не образует состава уголовного преступления. Аспект цели также предусматривает наличие причинно-следственной связи между деянием и результатом, причем результат должен выражаться в причинении существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19). При отсутствии последствий деяние, как правило, влечет дисциплинарное или административное взыскание.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (прямого и косвенного) и обязательной мотивацией - корыстной или иной личной заинтересованностью (п.16 Постановления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19). Неправильно понятый публичный интерес не может быть обязательным мотивом правонарушения (например, проведение ненужных ревизий или проверок с целью выявления скрытых нарушений или преступлений).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228
Федерального закона от 24.02.2021 № 16-ФЗ "О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 01.03.2021, № 9, ст. 1463
Судебная практика:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"// Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ, № 4, 2009.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (п. 23)// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2013.
Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2022 г. № 53-П// Собрание законодательства РФ, 19.12.2022, № 51, ст. 9343
Обзорная справка о практике рассмотрения военными судами уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий воинскими должностными лицами, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности (статьи 285, 286 УК). http://covs.svd.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&rid=36 (дата обращения: 03.03.2025).
Научная литература:
Авакян, М. Э. Некоторые проблемные аспекты применения нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями / М. Э. Авакян // Молодой ученый. – 2024. – № 18(517). – С. 147-150.
Амирханов, А. А. Социальная обусловленность установления и дифференциации уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями / А. А. Амирханов, С. Т. Ахмедханова, Р. И. Илясов // Закон и право. – 2024. – № 1. – С. 141.