Фрагмент для ознакомления
2
В ходе нашего исследования мы осуществили эксперимент в детском образовательном учреждении в старшей группе. В тестировании приняли участие десять детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Основной целью данного эксперимента было определить, на каком уровне дети 5–6 лет воспринимают художественную.
Задачи, которые мы поставили перед собой в рамках эксперимента, заключаются в следующем:
- выбрать методику для оценки уровня восприятия художественной литературы детьми указанной возрастной группы;
- провести три диагностических задания и проанализировать полученные результаты;
- осуществить анкетирование родителей и обработать полученные данные. Для реализации эксперимента нами были выбраны исследовательские методы, описанные в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностическая карта эксперимента
Показатель Диагностическое задание
Эмоциональное поведение детей при восприятии литературного произведения Диагностика №1: «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Понимание и различие жанровых особенностей произведений Диагностика №2: «Изучение понимания детьми жанровых отличий произведений» (Н.В. Гавриш)
Знания стихотворений, их авторов и умение выразительно рассказывать стихотворения
Диагностика №3: «Изучение уровня знаний стихотворений, их авторов и умение выразительно рассказывать стихотворения» «Детство»
Анкетирование родителей Метод анкетирования родителей по специально разработанной анкете Е.И. Тамашевич «Организация домашнего чтения в семьях»
Эксперимент проходил с подгруппой детей в количестве 20 человек, в возрасте 5–6 лет. Участвующие в эксперименте дети имели разнообразный уровень личных достижений и незначительное количество пропусков по болезням. Общая численность группы на начало учебного года составила 22 ребенка.
Диагностическое задание №1 «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) имело цель выявить уровень эмоционального реагирования детей на прослушивание художественной литературы. В рамках задания детям читали сказку, в это время специалисты наблюдали за их реакцией.
Оценка результатов:
2 балла — полное соответствие указанному качеству или поведению;
1 балл — частичное соответствие;
0 баллов — отсутствие данного качества.
Индивидуальные особенности эмоционального поведения детей оценивались по параметрам: вовлеченность в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, эмоциональная оценка событий. Критерии оценки представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Критерии уровня эмоционального поведения детей при восприятии литературного произведения
Критерии уровня Показатели
Вовлеченность в сказочный сюжет «Ребёнок активно вовлекается в сюжет: внимательно слушает читателя, проявляет интерес (смотрит, улыбается, может замереть в одном положении). В процессе слушания могут проявляться действия, подчеркивающие его внимание и интерес (например, придвигаться ближе к читающему, держаться за руку соседей)»
Сопереживание и сочувствие персонажам «Реакция ребёнка активизируется: он сопереживает героям как вербально, так и невербально (понимание и обмен взглядами, дружеские подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к истории, например: «Ура! Она сбежала!»)»
Эмоциональная оценка событий «Ребёнок адекватно воспринимает событие в сказке, выражает свои чувства через слова и мимику (вздыхает с облегчением, смеётся или огорчается, обсуждая события с соседями).»
Критерии уровня Показатели
Вовлеченность в сказочный сюжет «Ребёнок активно вовлекается в сюжет: внимательно слушает читателя, проявляет интерес (смотрит, улыбается, может замереть в одном положении). В процессе слушания могут проявляться действия, подчеркивающие его внимание и интерес (например, придвигаться ближе к читающему, держаться за руку соседей)»
Сопереживание и сочувствие персонажам «Реакция ребёнка активизируется: он сопереживает героям как вербально, так и невербально (понимание и обмен взглядами, дружеские подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к истории, например: «Ура! Она сбежала!»)»
Эмоциональная оценка событий «Ребёнок адекватно воспринимает событие в сказке, выражает свои чувства через слова и мимику (вздыхает с облегчением, смеётся или огорчается, обсуждая события с соседями).»
Критерии оценки результата были следующими:
5–6 баллов – (высокий уровень) – ребёнок легко входит в сюжет, активно проявляет эмпатию, а также оценивает события;
3–4 балла – (средний уровень) – ребёнок вовлекается в рассказ, но его эмоциональная реакция избирательна;
0–2 балла – (низкий уровень) – ребёнок не вовлечён в сюжет, эмоциональные ответы минимальны.