Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ состояния и тенденций развития банковской отрасли
Банковская сфера является ключевым элементом экономики, формируя динамику экономических связей и напрямую определяя состояние денежно-кредитной политики на национальном уровне. Современный банковский сектор России и его изменение за последние 4 года представлены следующими данными (табл.1):
Таблица 1
Количественные характеристики действующих кредитных организаций [6]
01.01.2019 01.01.2020 01.01.2021 01.01.2022 01.01.2023
Действующие кредитные организации (КО) 484 442 406 370 361
В том числе:
- банки
- небанковские КО
440
44
402
40
366
40
335
35
326
35
Филиалы действующих КО на территории РФ 709 618 530 471 449
Дополнительные офисы КО 20499 19997 19437 18536 24221
Анализ данных таблицы показывает, что наблюдается устойчивый тренд на сокращение числа работающих кредитных учреждений. За последние четыре года количество банков уменьшилось на сотни единиц. В 2022 году темп этого процесса замедлился, с рынка ушли девять банков, в то время как в предыдущие периоды наблюдалась более активная тенденция к закрытию банковских структур. Аналогичная ситуация складывается и с количеством банковских отделений, которое также демонстрирует сокращение.
Ранее рост числа дополнительных офисов банковских учреждений был незначительным, но в 2022 году наблюдался стремительный скачок, доведя его до уровня, превышающего показатели 2019 года.
Эксперты банковского сектора, представленные на платформе Bankiros, отмечают, что все закрывшиеся банки были небольшими, региональными учреждениями. Их судьба - либо слияние с крупными банками, либо уход с рынка - обусловлена жесткой конкуренцией, стремлением сохранить клиентов и прибыльность. По их прогнозам, подобные сложности в будущем ожидают большинство мелких банков [1].
Анализ географического распределения кредитных учреждений показывает, что Москва концентрирует в себе половину всех банков, в то время как в большинстве регионов России количество работающих местных банков не превышает двух. В ряде субъектов РФ, таких как Брянская, Воронежская, Курская и Липецкая области, отсутствуют собственные региональные финансовые институты [4].
В ниже представленной таблице содержится информация о макроэкономических показателях деятельности банковского сектора России.
Таблица 2
Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора [6]
Показатель 01.01.2018 01.01.2019 01.01.2020 01.01.2021 01.01.2022
Активы банковского сектора, млрд. руб. 77961 86232 88796 103842 120310
в % к ВВП 84,9 83,0 81,0 96,8 92,0
Кредиты, предоставленные физическим и юридическим лицам, млрд руб. 45 994 52 912 56 654 64 804 74 949
в % к ВВП 50,1 50,9 51,7 60,4 57,3
в % к активам банковского сектора 59,0 61,4 63,8 62,4 62,3
Вклады физических лиц,млрд. руб. 25 987 28 459 30 412 32 834 34 695
в % к ВВП 28,3 27,4 27,7 30,6 26,5
Средства корпоративных клиентов, млрд руб. 24 843 28 005 28 146 34 067 39 885
в % к ВВП 27,0 27,0 25,7 31,7 30,5
Анализируемые показатели демонстрируют непрерывный рост общих активов банковской сферы, при этом их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) сохраняется на стабильном уровне. Доминирующее положение в структуре активов занимают выданные кредиты, формируемые за счет привлеченных средств банков, которые также демонстрируют устойчивый рост.
Банки, аккумулируя значительные финансовые ресурсы, которые являются мощным инвестиционным инструментом, посредством расширения спектра современных банковских услуг и повышения их качества, играют ключевую роль в развитии российской экономики, являясь одним из главных факторов ее прогресса.
Сохранение надёжности банковской системы и устойчивости всего банковского сектора - первостепенная задача, которую Центральный банк Российской Федерации решает посредством непрерывного наблюдения за слабыми местами финансовой системы.
2022 год принес российскому банковскому сектору целый ряд непреодолимых трудностей. В числе ключевых вызовов оказались включение в санкционные списки ряда крупных банков, заморозка активов, волна паники среди вкладчиков, существенное ухудшение валютного и процентного рисков, а также отток крупных иностранных игроков [4].
В результате введения наиболее строгих блокирующих санкций со стороны США и ряда западных государств, объединенных общей позицией, в санкционный список SDN попало 10 крупных финансовых учреждений, лишенных возможности работать с международной системой [1].
Современные технологии открывают новые возможности для выявления целевых клиентов, оптимизируют структуру персонала и филиальной сети, трансформируют все сферы банковского дела, цифровизируют традиционные банковские услуги и продукты.
Современный финансовый рынок немыслим без искусственного интеллекта, который выступает одним из ключевых технологических драйверов его развития. Для укрепления позиции российской банковской системы на глобальном уровне внедрение ИИ является стратегически важным шагом.
Среди лидеров по потреблению ИТ-решений в банковской сфере выделяются десять крупнейших финансовых институтов: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Открытие, Альфа-Банк, Совкомбанк, Россельхозбанк, МКБ, Тинькофф и Райффайзенбанк [4].
В рамках глобальной цифровизации, наша страна готовится к появлению нового финансового инструмента - цифровой валюты центрального банка, получившей название «Цифровой рубль». Внедрение этой валюты обещает ускорить расчетные процессы, снизить затраты на транзакции и открыть возможности для создания новых, инновационных сервисов. Доступ к «Цифровому рублю» будет прост и удобен, предоставляясь через любые финансовые учреждения, как в онлайн, так и в офлайн формате.
Будущее финансовых услуг неизбежно будет определено цифровой трансформацией, которая потребует переосмысления подходов к информационной защите. Банк России призван разработать новые стратегии в этой области, ориентируясь на обеспечение киберустойчивости, защиту прав пользователей финансовых услуг и поддержку прогресса в сфере инновационных финансовых технологий [7].
Пользователи банковских услуг должны ощущать безопасность, удобство и доступность при взаимодействии с финансовыми организациями в цифровом пространстве.
Банковская сфера сегодня отличается высокой конкуренцией, которая стимулирует ее развитие и совершенствование. Тем не менее, российские банки сталкиваются с трудностями в создании полноценной конкурентной среды. Хотя борьба за клиента весьма ожесточена, она в основном сосредоточена в крупных финансовых учреждениях. Сильная позиция крупных банков, особенно системно значимых и государственных, а также постоянная концентрация капитала и активов в руках этих гигантов создают серьезные вызовы для небольших банков. Им сложно конкурировать по условиям обслуживания клиентов, что приводит к уменьшению числа региональных банков.
В 2021 году пять крупнейших банков России контролировали значительную долю активов, составляющую 63,9%. Более 75% активов банковского сектора сосредоточено в руках 13 системно значимых кредитных учреждений. Это контрастирует с долей региональных банков (166 банков), которая не превышает 5,6% от общего объема активов банковской системы [7].
SWOT-анализ деятельности российских банков в таблице 3.
Таблица 3
SWOT-анализ деятельности российских банков
Возможности Угрозы
Возможности расширения и развития рынка кредитования и привлечения инвестиций.
Рост уровня образованности и осведомленности покупателей.
Наличие невостребованных сегментов рынка и потенциал для банка получать при этом прибыль, достаточную для его успешного функционирования.
Проникновение в новые рыночные ниши.
Повышение и сохранение благоприятного общественного мнения о банке.
Ускоренные сроки разработки и внедрения конкурентоспособных продуктов по сравнению с крупными федеральными банками.
Повышение доступности инструментов рефинансирования Неблагоприятные условия на рынке, сопровождающиеся значительными колебаниями цен на ценные бумаги.
Риск возникновения кризиса неплатежей обусловлен слабой кредитоспособностью заемщиков.
Снижение покупательной способности граждан, уменьшение расходов домохозяйств и спад товарооборота в розничной торговле.
Повышение жесткости регуляторных требований со стороны Центрального банка.
Рост влияния банков, находящихся в государственной собственности. Расширение деятельности крупных банков за счет развития региональных сетей.
Реструктуризация рыночной доли в регионе вследствие трансформации экономической ситуации.
Высокая конкурентность региона, обусловленная наличием множества компаний, предлагающих сходные товары и услуги.
Сильные стороны Слабые стороны
В регионе располагается внушительная клиентская база, сформированная из действующих корпоративных партнеров.
Квалифицированный управленческий состав, высокий уровень профессионализма сотрудников.
Мы уделяем особое внимание качеству обслуживания и создаем индивидуальный опыт для каждого клиента.
Укреплённые деловые связи с партнёрами и надёжная репутация в сфере межбанковских финансовых операций.
Точное отслеживание рыночной динамики.
Участие в системе страхования вкладов.
Тщательное отслеживание результатов.
Предлагаем расширенный ассортимент товаров и услуг, отличающихся очевидными достоинствами. Банковский бренд с ограниченной узнаваемостью.
Существуют значительные и неизменные расходы.
Не предусмотрено других путей пополнения ресурсов.
В банке отсутствует программа мотивации ответственных заемщиков, действующая во всех его продуктовых линейках. Маркетинговая стратегия продуктов и услуг банка нуждается в усилении.
Формат присутствия банка может препятствовать активному развитию, поскольку доступ к услугам затруднён.
Недостаток разнообразия товаров в розничной сети, сокращение спектра ипотечных услуг и отсутствие собственных инициатив в области ипотечного кредитования.
Устойчивый успех банка в условиях высокой конкуренции обеспечивается не только развитием банковских услуг и эффективными методами их продвижения, но и созданием безупречного опыта взаимодействия с клиентами, а также четким и продуманным позиционированием бренда в современном информационном мире.
В последнее время российские банки-частники существенно увеличили разнообразие своих предложений, предоставляя клиентам более 300 различных банковских продуктов и услуг. Такой широкий спектр услуг помогает им удерживать и привлекать новых клиентов, обеспечивая стабильную рентабельность в непростых экономических реалиях.