Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период с....по..... была пройдена производственная практика на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 г. Порхова.
Задачей практики по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» является освоение видов профессиональной деятельности: Классное руководство, т. е. систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессионального модуля ПМ.03 Классное руководство предусмотренного ФГОС СПО.
В ходе практики было запланировано выполнение задач, соответствующих заданиям содержательной части индивидуального задания:
1)Ознакомление с базой практики и учебно-методической документацией по изучаемому модулю.
2)Знакомство с системой воспитательной работы классного руководителя.
3)Анализ воспитательных мероприятий с младшими школьниками, совместных мероприятий с родителями
4)Разработка фрагментов воспитательных мероприятий с младшими школьниками.
5)Оформление отчёта по практике.
1. Ознакомление с базой практики и учебно-методической документацией по изучаемому модулю
В ходе выполнения первой части задания был составлен и изучен план индивидуальной работы на период производственной практики.
1)Ознакомление с базой практики и учебно-методической документацией по изучаемому модулю.
2)Организация собственной педагогической деятельности классного руководителя: проведение воспитательных мероприятий с младшими школьниками.
3)Организация собственной педагогической деятельности классного руководителя: проведение совместных мероприятий с родителями.
4)Наблюдение, анализ и самоанализ пробных воспитательных мероприятий с младшими школьниками, совместных мероприятий с родителями.
5)Изучение детского коллектива и отдельных учеников.
Изначально прошло ознакомление с базой практики.
Тип: общеобразовательная школа №3 г.Порхова» — «Павская средняя общеобразовательная школа».
Руководитель: Антошкина Татьяна Ивановна, Директор.
График работы: 8.00-15.00.
Юридический адрес Почтовый индекс: 182645. Адрес : 182645, Псковская область, Порховский район, с. Павы, ул.Комсомольская, д. 14
Телефон(ы): (81134) 71347.
Факс(ы): (81134) 71347.
E-mail: org143@pskovedu.ru.
Сайт: http://org143.pskovedu.ru.
Далее была изучена систему воспитательной работы школы на сайте. Воспитательная система школы - это система, организующая целостный воспитательный процесс через интеграцию двух основных подсистем школы: обучающей и воспитывающей. В ней объединяются все педагогические воздействия на детей, создающие единое воспитательное пространство, в котором развивается личность учащегося.
Система воспитательной работы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
воспитательная работа в процессе обучения;
внеурочная деятельность;
внешкольная деятельность.
2. Знакомство с системой воспитательной работы классного руководителя
На сайте школы в разделе «Воспитательная работа» размещены различные документы:
1)Положение о наставничестве над несовершеннолетними группы риска и несовершеннолетними, состоящими на внутришкольном учёте.
2)Календарные планы воспитательной работы на учебный год с обучающимися разных классов.
3)Программа воспитания школы.
4)Локальные акты по отдельным вопросам воспитательной работы, например: положение о деятельности классного руководителя, о дополнительных общеразвивающих программах, о единых требованиях по ведению школьного дневника, о школьном спортивном клубе и другие.
Также на сайте представлены приказы, связанные с изменениями и утверждением программ воспитания.
Далее были изучены должностные обязанности классного руководителя.
Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании;
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств [1].
Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Профориентационная работа, способствующая самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.
Организация и проведение родительских собраний периодичностью один раз в четверть.
Основная цель воспитательной деятельности школы — развивать личность учеников, раскрывать потенциал творческих способностей, социализировать учеников на основании традиционных ценностей российского общества.
Некоторые задачи воспитательной системы:
обеспечение уровня образования и духовно-нравственного воспитания, соответствующего современным требованиям;
создание психолого-педагогических условий, учитывающих индивидуально-личностный потенциал учеников;
развитие у учеников самостоятельного мышления и способности самообразовываться и саморазвиваться;
формирование чувства гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию своего народа и народов мира;
обеспечение адресной поддержки одарённых детей и детей-инвалидов в разных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
создание условий по сохранению и укреплению здоровья школьников [3].
В рамках выполнения индивидуального задания была изучена работа школы, классного руководителя с родителями и педагогами.
Работа с родителями и педагогами в школе может быть организована в разных формах. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Коллективные формы:
Родительские собрания. На них обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Встречи родителей с администрацией и учителями. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания.
Дни открытых дверей. Родители имеют возможность своими глазами увидеть аудитории, мастерские, составить представление о жизни своих детей в стенах учебного заведения.
Открытые уроки или мастер-классы. Организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Научно-практическая родительская конференция. Организаторами выступают родительский комитет и актив класса.
Групповые формы:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Ветренко, С. В. Психология младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Ветренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 116 с.
2) Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 251 с.
3) Калюжная, О. И. Особенности психологии обучения в начальной школе / О. И. Калюжная // Экономика и социум. – 2020. – № 6(73). – С. 696-699.
4) Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для вузов / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 285 с.
5) Куртева, О. В. Особенности организации и проведения педагогической практики у студентов - будущих учителей начальной школы / О. В. Куртева // Мировые цивилизации. – 2020. – Т. 5, № 1-2. – С. 70-77.
6) Липская, Т. А. Хрестоматия по психологии детей младшего школьного возраста : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования для дисциплины "Психология детей младшего школьного возраста" / Т. А. Липская. – Оренбург : Экспресс-печать, 2022. – 99 с.
7) Поручкина, С. М. Культура взаимоотношений младших школьников / С. М. Поручкина // Человеческий капитал. – 2020. – № S4(136). – С. 212-221.
8) Психология в деятельности учителя начальной школы / А. В. Березина, Е. А. Журавлева, И. В. Мельникова, К. И. Чижова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2021. – 347 с.
9) Тренина, В. С. Психологические особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками / В. С. Тренина, Е. Г. Изотова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : материалы III международной научно-практической конференции, Ярославль-Минск, 02 апреля 2019 года / Под научной редакцией Е.В. Карповой. – Ярославль-Минск: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 174-175.
10) Федина, Л. В. Основы педагогического мастерства: психолого-педагогическое сопровождение начального образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Федина. — 3-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 128 с.
11) Хамитова, А. Р. Психолого-педагогические аспекты воспитания нравственных взаимоотношений у младших школьников / А. Р. Хамитова, С. В. Бондаренко // Интернаука. – 2023. – № 1-2(271). – С. 56-58.
12) Шалагинова, К. С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками : Учебно-методическое пособие / К. С. Шалагинова. Том Часть 1. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 98 с.