Фрагмент для ознакомления
2
1. Цели и задачи практики
Цель производственной практики (исследовательской работы) по направлению подготовки 44.04.02. Психолого-педагогическая подготовка - расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, формирование практических навыков, способностей к самостоятельной научной работе и подготовке к написанию статей и дипломной квалификации, а также разработка способов решения исследовательских задач в области педагогики и психологии девиантного поведения.
Задачи производственной практики по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психолого-педагогическое сопровождение профилактики девиантного поведения детей и подростков»:
- повышение общекультурных и профессиональных компетенций в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям в реальных профессиональных условиях;
- формирование готовности самостоятельно решать научные и исследовательские задачи: умение сформулировать научную проблему и разработать программу ее решения, умение оперировать научной терминологией, использовать рациональные методы поиска, отбора, обработки и систематизации информации;
- развитие мотивации к профессиональной исследовательской деятельности.
2. Научный аппарат исследования по теме: «Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта»
Актуальность. Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Спорт может положительно влиять на девиантное поведение подростков.
В ходе занятий спортом происходит развитие потребности в ведении здорового образа жизни. Занятия физической культурой и спортом развивают потребность в физическом самосовершенствовании и достижении спортивных результатов, способствуют формированию нравственно-волевых и психологических качеств. Спорт оказывает воздействие на развитие мужества, терпения, целеустремлённости и других духовных качеств личности.
Тема выпускной квалификационной работы: «Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта».
Проблема исследования: В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности подрастающего поколения, а также путь психолого- педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения средствами физической культуры и спорта.
Гипотеза исследования: занятия спортом и физической культурой способствуют профилактике интернет зависимости как одной из форм девиантного поведения за счет развития морально-волевых и нравственных качеств личности.
Цель исследования состоит в изучении положительного влияния занятий спортом и физической культурой на профилактику девиантного поведения подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования девиантного поведения у подростков.
2. Рассмотреть методы коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
2. Разработать коррекционные мероприятия занятий спортом и физической культурой для профилактики интернет зависимости подростков 14-15 лет.
3. Выявить эффективность разработанных профилактических мероприятий интернет – зависимости подростков 14-15 лет экспериментальным путем.
Объект исследования девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
Предмет исследования профилактика интернет - зависимости подростков средствами физической культуры и спорта у подростков 14-15 лет.
Теоретические методы анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические методы – проведение исследования и профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
Экспериментальная база исследования: АОУ ДОД «Урмарская ДЮСШ им. А.Ф. Федорова» Урмарского района Чувашской республики.
Этапы исследования по теме «Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта»:
1. Констатирующий этап исследования: проведение первичной диагностики девиантного поведения подростков.
2. Формирующий этап исследования: разработка и применение программы занятий по физической культуры и спорта для профилактики девиантного поведения подростков.
3. Контрольный этап исследования: проведение повторной диагностики девиантного поведения подростков.
Практическая значимость: Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы педагогами и психологами в образовательных учреждений для работы с подростками 14-15 лет, склонными к девиантному поведению.
3. Анализ литературных источников по изучаемой проблеме, основанный на актуальных научно-исследовательских публикациях, результатах и положениях, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования и оценки их применимости
Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
Девиантное поведение - это "поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и эталонов: правовых, моральных, соответствующих возрасту, этнических и т.д." [3].
Е.В. Змановская выделяет такие специфические признаки девиантного поведения, как: нарушение норм, которые наиболее важны для данного общества, и в определенный момент уровень. установленное время [3].
Сегодня многие взрослые были "выброшены" из привычной социальной жизни во время различных социально-экономических изменений и наступления пандемии, что, конечно же, не может не сказаться на развитии девиантного поведения подрастающего поколения. В то же время проявления девиантного поведения все чаще ассоциируются с агрессивными чертами характера. Кроме того, девиантное поведение детей и подростков проявляется в отчуждении от различных социальных институтов - семьи, школы и т.д. Дети и молодежь больше не чувствуют поддержки со стороны этих учреждений и все чаще проявляют свою девиантность, которая продолжает усиливаться.
Следовательно, проблема формирования и развития девиантного поведения детей и подростков в последнее время широко рассматривается как в педагогических, так и в социально-психологических исследованиях. В зависимости от направления авторы пытаются разработать единую концепцию, классифицировать типы и разновидности девиантного поведения, определить механизмы детерминации и функционирования девиантного поведения для выбора и реализации педагогических и социально-психологических методов профилактики и вмешательства. В исследовании анализируются девиации как социально-педагогическая проблема: раскрываются их предпосылки и причины, типология девиаций, причины отклонений от психологической нормы и акцентуации характера, а также социально-психологические условия возникновения расстройств личности у детей и подростков. Но постоянно меняющиеся условия не позволяют нам сформировать единое представление о природе девиантного поведения.
Следовательно, девиантное поведение проявляется как нормальная реакция на социальные или микросоциальные условия, в которых вы находитесь, ненормальные для ребенка или группы подростков, и в то же время как язык общения с обществом, когда другие социально приемлемые способы коммуникации исчерпаны или недоступны.
Существует множество различных теорий и концепций, которые пытаются объяснить причины девиантного поведения, в то время как большинство из этих подходов рассматривают психические процессы индивида как основу девиантного поведения. Среди наиболее известных подходов к изучению девиантного поведения - психоаналитическая теория, теория личности и теория социального научения. В то же время первоначальная предпосылка возникновения девиантного поведения основывается на различных факторах при рассмотрении девиантного поведения. Таким образом, психоаналитическая теория и ее приверженцы рассматривают девиантное поведение через призму интегративных связей между бессознательными и сознательными процессами.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Змановская, Е. В. Девиантология [Текст]: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
2.Наумчик, В. Н. Девиантное поведение подростка как педагогический феномен [Текст] // Адукацыя i выхаванне.--2003, -- №7. - С. 25-32.
3.Шипунова, Т. В. Проблема синтеза теорий девиантности [Текст] // Социологические исследования. - 2004, №12. - С. 103--113.
4.Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст]: Социал.-психол. и психиатр. аспекты. - Мн.: Беларусь, 1988. - 207 с.
5.Фигдор, Г. Может ли школа помочь условно осужденным подросткам [Текст] // Вопросы психологии. - 1998, -- №4.-- С. 20-31.
6.Антонов, А. И., Лебедь, О. Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? (на основе анализа сочинений воспитанников исправительных учреждений) [Текст] // Социологические исследования. - 2003, -- №4. - С. 91-95.
7.Кармадонов, О. А.Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель [Текст] // Социально-гуманитарные знания. - 2001, -- №6 - С. 148-160.
8.Емельянцева, Т. А. Психологические аспекты аддиктивного поведения у подростков [Текст] // Псiхалогiя. - 2000, -- №4. - с. 46-51.
9.Кондрашенко, В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков [Текст] - Мн.: Вышэйшая школа, 1986. - 64 с.
10.Барановский, Н. А. Пьянство, как социальная проблема и стратегия антиалкогольной политики в беларуси [Текст] // Социология. - 2006, -- №2. - С. 75-81.
11.Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст]: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 144 с.
12.Романенко, Н. Э. Наркомания - враг, которого надо знать в лицо [Текст] // Здаровы лад жыцця. - 2003, -- №5. - С. 48-51.
13.Бабаян, Э. А. Наркология [Текст]: (Учебное пособие) / Э. А. Бабаян, М. Х. Гонопольский.. - М.: Медицина, 1987. - 335 с.
14.Мархоцкий, Я. Л. Физиологические аспекты наркомании подростков [Текст] // Здаровы лад жыцця. - 2005, -- №11. - С. 8-11.
15.Шипицына, Л. М., Шпиленя, Л. С. Основы теоретической и практической направленности первичной профилактики злоупотребления психоакивными веществами [Текст] // Наркология. - 2002, -- №8. - С. 5-15.
16.Каражанова, А. С. Особенности детского наркотизма (обзор отечественной и зарубежной литературы) [Текст] // Наркология. - 2003, -- №11. - С. 37-55.
17.Цетлин, М. и Колесников, А. Сладкий дурман - это обман (опасность наркомании и профилактическая работа) [Текст] // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2002, -- №10. - С. 21-26.
18.Мочалов, А. и Плющ, И. А до смерти четыре шага…факторы развития аддиктивного поведения и наркопатологии [Текст] // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2002, --№3. - С. 18-21.
19.Реутов, Е. В. Учащаяся молодежь и наркотики [Текст] // Социологические исследования. - 2004, -- №1. - С. 86-91.
20.Болотовский, И. С. Наркология. Токсикомания [Текст] - Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. - 233 с.
21.Буянов, М. И. Размышления о наркомании [Текст]: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 70 с.
22.Кудрявцев, В. И. Криминология (учебник для юридических ВУЗов) [Текст] / В. И. Кудрявцев, В. Е. Эминов. - М.: «Юрист», 1995. - 311 с.
23.Бисалиев, Р. Б., Великанова, Л. П. Социально-психологические предпосылки несуицидальных форм «самодеструкции» у больных наркоманиями [Текст] // Наркология. - 2003, -- №12. - С. 40-42.
24.Смагина, Л. И., Чернявская, А. С. Суицидальное поведение подростков и факторы суицидального риска [Текст] // Сацыяльна-педагагичная работа. - 2006, -- №10. -- С. 14-22.
25.Сорокин, П. А. Самоубийство, как общественное явление [Текст] - с. 104-114.
26.Белозерцева, И. Этот ребенок невыносим! а может, беззащитен и уязвим… клинико-психологическая характеристика детей-суицидентов [Текст] // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2002, -- №10. - С. 27-31.
27.Психология сексуальных отклонений [Текст]: Хрестоматия -- / Сост. Сельченок К. В. - Мн.: Харвест, 2004. - 672 с. - (Библиотека практической психологии).
28.Майя Вальце. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска [Текст] // Развитие личности. -- 2003, -- №3. - С.145-149.
29.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
30.Романова, О. Л., Иванникова, И. В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного» класса [Текст] // Вопросы психологии. - 1994, №6. -- С. 45-48.
31.Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей [Текст] / Залыгина Н. А., Обухов Я. Л., Поликарпов В. А., под общ. ред. Н. А. Залыгиной - Мн.: Пропилеи, 2004. - 196 с.