Фрагмент для ознакомления
2
Этап практики – Практический этап
Задание 3.1 Заключение по результатам углубленной психолого-педагогической диагностики
Дефектологическое представление (заключение)
на воспитанника старше-подготовительной группы «Березка»
Матвея С., 6 лет 7 мес
Представление составлено на основе углубленного психолого-педагогического обследования воспитанника комбинированной группы для обучающихся с ЗПР с целью определения уровня развития познавательных процессов, выявления особенностей познавательной деятельности, а также разработки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы для обучающегося.
Общие характеристики и реакция на ситуацию обследования:
В ходе обследования Матвей охотно вступает в контакт со взрослым, проявляет инициативу в общении, но быстро отвлекается на посторонние раздражители. Фон настроения повышенный, эмоциональные реакции адекватны ситуации. Мотивация к выполнению заданий нестойкая: интерес к заданиям проявляется только в случае их соответствия личным предпочтениям. При выполнении заданий требуется постоянная поддержка и направляющая помощь взрослого.
Деятельность ребенка характеризуется быстрой истощаемостью, нецеленаправленностью и низким уровнем самоконтроля. Матвей принимает помощь взрослого (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую), но не всегда использует ее продуктивно. Перенос усвоенного способа действий на аналогичные задания затруднен. Матвей положительно реагирует на поощрение: улыбается, проявляет радость, стремится продолжить выполнение задания. Похвала со стороны взрослого повышает его мотивацию к деятельности, однако эффект от поощрения кратковременный, и для поддержания интереса требуется постоянное подкрепление. На замечания взрослого реагирует адекватно, но не всегда сразу корректирует свои действия. Иногда проявляет легкое упрямство или отвлекается на другие виды деятельности. Для достижения результата требуется повторное напоминание и дополнительное объяснение.
Речевые высказывания носят ситуативный характер, преимущественно простые предложения из 3-4 слов. Матвей затрудняется в объяснении своих действий и построении логически связанных высказываний. Отмечается снижение познавательной активности, которое проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Представления об окружающем мире сформированы недостаточно. Мальчик имеет представления о себе и может назвать имя, фамилию, пол, возраст. Знает членов семьи, может кратко рассказать о себе и своих близких с помощью взрослого.
Программный материал усваивает на среднем уровне: имеет поверхностные представления об окружающем предметном и социальном мире. Математические представления на стадии формирования: прямой и обратный счет в пределах 7.
Для речевого развития характерно: обиходное понимание речи, ограниченность активного словарного запаса; трудности лексико-грамматического оформления высказываний; нарушение связности речи, недостаточный уровень развития фонематического слуха. Отмечается недостатки произношения звуков, особенно при увеличении речевой нагрузки.
Характеристика высших психических функций:
Восприятие: механизмы восприятия (зрительного, слухового, осязательного) развиты на уровне ниже среднего.
Память: объем зрительной памяти достаточный, но слуховая память снижена. Заучивание стихов и воспроизведение информации возможны только с подсказками взрослого.
Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание характеризуется низкой устойчивостью, быстрой истощаемостью и трудностями переключения.
Мышление: наглядно-действенное и наглядно-образное мышление сформировано недостаточно. Матвей испытывает трудности при сравнении предметов, обобщении, категоризации и установлении причинно-следственных связей.
Особенности пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно. Матвей ориентируется на собственном теле, но затрудняется в определении положения предметов в пространстве. Временные представления находятся в стадии формирования: путает времена года (весну и осень), определяет части суток только с опорой на картинки.
Эмоционально-волевая сфера
Матвей эмоционально отзывчив, но отмечается быстрая смена настроения. Волевая регуляция снижена: ребенок не всегда доводит начатое дело до конца, требуется внешняя стимуляция.
Моторная сфера
Общая моторика: наблюдаются несовершенство движений, нарушение координации, темпа и ритма. Матвей испытывает трудности при удержании равновесия и выполнении согласованных движений.
Мелкая моторика: движения пальцев рук недостаточно скоординированы. Навыки графической деятельности не сформированы.
Заключение: на основании проведенного обследования можно сделать вывод о задержке психического развития у воспитанника. Ведущим нарушением является снижение уровня познавательной деятельности, которое проявляется в недостаточном развитии восприятия, памяти, внимания, мышления и речи.
Сопутствующие нарушения: недостаточная сформированность пространственно-временных представлений; нарушение общей и мелкой моторики. В процессе коррекционно-развивающей работы эффективно опираться на такие сохранные функции, как эмоциональная отзывчивость и желание взаимодействовать со взрослым; достаточный объем зрительной памяти; способность к выполнению простых заданий при направляющей помощи взрослого.
Рекомендации:
Для педагогов:
1. Организация групповых занятий, направленных на: формирование целостной картины мира и развитие связной речи; развитие элементарных математических представлений и подготовку к обучению грамоте.
2. Проведение индивидуальных занятий, направленных на: коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления); формирование пространственно-временных представлений; развитие общей и мелкой моторики.
3. Использование наглядных материалов, игровых методов и многократного повторения для закрепления навыков.
Для родителей:
1. Создание дома развивающей среды, способствующей закреплению знаний и навыков, полученных на занятиях.
2. Поощрение речевой активности ребенка, развитие навыков общения в бытовых ситуациях.
3. Выполнение упражнений для развития мелкой и общей моторики (лепка, рисование, подвижные игры).
Дефектологическое представление (заключение)
на воспитанника старше-подготовительной группы «Березка»
Захара Д., 7 лет 6 мес
Представление составлено на основе углубленного психолого-педагогического обследования воспитанника комбинированной группы для обучающихся с ЗПР МБДОУ «Детский сад № 3» пгт. Ревда с целью определения уровня развития познавательных процессов, выявления особенностей познавательной деятельности, а также разработки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы для обучающегося.
Общие характеристики и реакция на ситуацию обследования:
Захар охотно вступает в контакт со взрослым, проявляет инициативу в общении, активно отвечает на вопросы. Эмоциональный фон устойчивый, реакции адекватны ситуации. Мотивация к выполнению заданий зависит от их содержания: наибольший интерес проявляет к игровым и наглядным заданиям. При выполнении заданий требуется организующая и направляющая помощь взрослого. Для познавательной деятельности ребенка характерно: недостаточность целеполагания, необходимость организующей и направляющей помощи взрослого. Захар способен выполнять задания по образцу, но быстро утомляется и может переключаться на более простые виды деятельности; сниженный уровень самоконтроля. Работоспособность снижена, темп работы неравномерный. Похвалу воспринимает положительно, старается усилить свои усилия, однако эффект от поощрения кратковременный. На замечания реагирует не всегда адекватно: может проявлять негативизм или отказываться от выполнения задания. Требуется мягкое, но настойчивое повторение инструкций.
Представления об окружающем мире на базовом уровне: Захар знает свое имя, фамилию, возраст, пол. Может назвать членов семьи и кратко рассказать о них с помощью взрослого. Имеет представления о временах года, частях суток, но путает весну и осень. Определяет день и ночь с опорой на картинки. Знает основные признаки времен года, но затрудняется в их детализации. Имеет представления о животных, растениях, транспорте, но знания носят фрагментарный характер.