Фрагмент для ознакомления
2
2. Задание по производственной преддипломной практике обучающегося
1. Обоснование актуальности. Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, гипотезы, практической значимости, описание теоретической базы, методов исследования.
Доклад по теме ВКР представлен в п. 3 данного отчета.
2. Работа с научной литературой. Анализ литературных источников. Составление библиографического списка.
В главе 1 «Теоретические основы воспитания у детей дошкольного возраста навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома» рассмотрено понятие «навыки поведения в опасных жизненных ситуациях дома», особенности формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, формы и методы воспитания у детей дошкольного возраста навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома.
Навыки поведения в опасных жизненных ситуациях дома – это совокупность знаний детей дошкольного возраста о безопасности жизнедеятельности, нормах и правилах безопасного поведения в быту, представлений о видах опасности, источниках опасности, осознанного отношения к своей жизни и здоровью, умений и навыков оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье, адекватно реагировать в различных опасных жизненных ситуациях, умений обращаться за помощью взрослых, звонить в экстренные службы. Навыки поведения в опасных жизненных ситуациях дома включают: навыки поведения при пожаре, при бытовых травмах, навыки безопасного использования электроприборов, навыки безопасного использования газовых плит, навыки безопасного использования средств бытовой химии, навыки безопасного поведения при открытых окнах, балконе.
К условиям воспитания у детей дошкольного возраста навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома относятся: использование проектной деятельности в работе с детьми; создание развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию основ безопасного поведения у детей; организация взаимодействия с семьей по педагогическому просвещению родителей в области воспитания навыков безопасного поведения детей. В ходе проектной деятельности расширяются и пополняются представления детей о видах опасности, источниках опасности, о правилах поведения. Для проектной деятельности необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которая должна включать разнообразное оборудование для различных видов деятельности детей в рамках проекта, а также сотрудничество педагогов и родителей, которые совместными усилиями способствуют воспитанию у детей навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома.
3. Составление диагностического инструментария, определение критериев исследования. Анализ и обобщение результатов констатирующего этапа эксперимента.
Для диагностики уровня сформированности навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста были определены следующие критерии:
1. Навыки поведения при пожаре.
2. Навыки поведения при бытовых травмах: ожоги, порезы.
3. Навыки безопасного использования электроприборов.
4. Навыки безопасного использования газовых плит.
5. Навыки безопасного использования средств бытовой химии.
6. Навыки безопасного поведения при открытых окнах, балконе.
Каждый навык рассматривался через следующие показатели:
1. Представления об опасной ситуации, источниках опасности.
2. Умение правильно обращаться с источниками опасности.
3. Умение обратиться за помощью к взрослому, к соответствующим службам.
Для диагностики навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста использовались следующие задания из методики «Диагностика знаний и умений детей по видам опасностей в быту» (В.А. Деркунская) [15]:
1. Беседа с детьми: об опасной ситуации (пожар, травма – ожоги, порезы, запах газа, попадание средств бытовой химии в глаза), об источниках опасности (спички, электроприборы, острые предметы – ножи, иголки, инструменты, средства бытовой химии, газовые плиты, открытые окна, балконы), о правилах поведения в опасных жизненных ситуациях дома (знание телефонов экстренных служб).
2. Диагностическая ситуация «Можно – нельзя»: изучение понимания детьми правил обращения с источниками опасности, бытовыми приборами. Ребенку показываются предметные и сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций, источников опасности. Ребенок должен ответить, можно ли играть с данными предметами, правильно ли действует человек на картинке (например, можно или нельзя тушить пожар, если загорелся включенный утюг, можно или нельзя играть со спичками).
3. Диагностическая ситуация «Что делать, если…»: выявление умений детей обращаться за помощью к взрослым, правильно действовать в опасной ситуации, звонить по телефону в экстренные службы. Инструкция: «Представь, что ты сидишь дома и почувствовал запах газа. Что ты будешь делать?». Оценивается наличие таких ответов, как «позову взрослых», «позвоню в службу спасения».
Характеристика критериев и показателей навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста, а также методики исследования представлена в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели оценки уровня сформированности навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста
Критерий Показатели Методики диагностики
Навыки поведения при пожаре Представления об источниках пожара (спички, электроприборы).
Умение обращаться с источниками опасности.
Умение обратиться за помощью к взрослому, вызвать пожарных Беседа о пожаре как опасной ситуации дома.
Диагностическая ситуация «Можно – нельзя».
Диагностическая ситуация «Что делать, если пожар»
Навыки поведения при бытовых травмах: ожоги, порезы Представления об источниках травм в быту (спички, кипяток, острые предметы).
Умение обращаться с источниками опасности.
Умение обратиться за помощью к взрослому, вызвать скорую помощь Беседа о травмах в быту: ожоги, порезы, источники травм.
Диагностическая ситуация «Можно – нельзя».
Диагностическая ситуация «Что делать, если поранился, обжегся»
Навыки безопасного использования электроприборов Представления об электроприборах как источниках опасности.
Умение обращаться с электроприборами.
Умение обратиться за помощью к взрослому, пользовать телефоном, вызвать службу спасения, пожарных, скорую помощь Беседа об электроприборах: виды приборов, правильное обращение с ними.
Диагностическая ситуация «Можно – нельзя».
Диагностическая ситуация «Что делать, если опасная ситуация»
Навыки безопасного использования газовых плит Представления об источниках опасности: газ.
Умение обращаться с газовой плитой.
Умение обратиться за помощью к взрослому Беседа о газовых плитах.
Диагностическая ситуация «Можно – нельзя».
Диагностическая ситуация «Что делать, если запах газа»
Навыки безопасного использования средств бытовой химии Представления об источниках опасности: средства бытовой химии.
Умение обращаться с источниками опасности.
Умение обратиться за помощью к взрослому Беседа о правилах использования средств бытовой химии.
Диагностическая ситуация «Можно – нельзя».
Диагностическая ситуация «Что делать, если средство попало в глаза»
Навыки безопасного поведения при открытых окнах, балконе Представления об источниках опасности: открытые окна, москитные сетки, незастекленный балкон.
Умение обращаться с источниками опасности.
Умение обратиться за помощью к взрослому Беседа о правилах поведения при открытых окнах.
Диагностическая ситуация «Можно – нельзя».
Диагностическая ситуация «Что делать, если опасная ситуация»
Для каждого критерия была определена система оценки в баллах: 2 балла – сформированы полные представления и умения действовать в опасной ситуации; 1 балл – представления и умения сформированы частично, неполно, фрагментарно; 0 баллов – представления об опасности не сформированы, не развиты умения действовать в опасной ситуации. Уровень сформированности навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста определялся по количеству баллов, полученных за все шесть заданий. Высокий уровень – 10-12 баллов, средний уровень – 6-9 баллов, низкий уровень – до 5 баллов. Характеристика уровней представлена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста
Уровень Количество баллов Характеристика
Высокий 10-12 Представления об опасной ситуации (пожар, травма – ожоги, порезы, запах газа, попадание средств бытовой химии в глаза) полные, ответы на вопросы беседы развернуты, обоснованные, отмечается понимание причин опасных ситуаций (источники опасности), правил обращения с источниками опасности (спички, электроприборы, острые предметы – ножи, иголки, инструменты, средства бытовой химии, газовые плиты, открытые окна, балконы), правил поведения в опасных жизненных ситуациях дома (знание телефонов экстренных служб).
Умения и навыки правильного и безопасного поведения в быту сформированы в полном объеме, ребенок умеет обращаться с бытовыми приборами, источниками опасности, умеет действовать в опасной ситуации (обращаться за помощью к взрослым, звонить по телефону в экстренные службы)
Средний 6-9 Представления об опасной ситуации неполные, фрагментарные, ответы на вопросы беседы правильные, но краткие, отмечается понимание не всех причин опасных ситуаций (источники опасности), отдельных правил обращения с источниками опасности.
Умения и навыки правильного и безопасного поведения в быту сформированы частично, ребенок умеет обращаться с некоторыми бытовыми приборами, умеет действовать в отдельных опасных ситуациях
Низкий 0-5 Представления об опасной ситуации не сформированы, ответы на вопросы беседы неправильные, отмечается непонимание причин опасных ситуаций, представления о правилах обращения с источниками опасности не сформированы.
Умения и навыки правильного и безопасного поведения в быту не сформированы, ребенок не умеет обращаться с некоторыми бытовыми приборами, не умеет действовать в опасных жизненных ситуациях дома
В соответствии с предложенной диагностикой был проведен констатирующий эксперимент. Обобщенные результаты отображены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста на констатирующем этапе (средний балл по группе)
№ п/п Задания Средний балл
1 Навыки поведения при пожаре 1,6
2 Навыки поведения при бытовых травмах: ожоги, порезы 1,4
3 Навыки безопасного использования электроприборов 1,1
4 Навыки безопасного использования газовых плит 0,9
5 Навыки безопасного использования средств бытовой химии 0,3
6 Навыки безопасного поведения при открытых окнах, балконе 0,8
Наглядно результаты выполнения заданий по изучению навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Средний балл по итогам выполнения заданий по изучению навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома детей дошкольного возраста на констатирующем этапе
Лучше всего дети выполнили задание на исследование навыков поведения при пожаре – средний балл близок к высокому уровню (1,6 балла). Старшие дошкольники ориентируются в источниках опасности при пожаре, знают порядок действий, правила обращения с пожароопасными предметами. На среднем уровне сформированы навыки поведения при бытовых травмах (средний балл 1,4), при использовании электроприборов (средний балл 1,1), при использовании газовых плит (средний балл 0,9), при открытых окнах (средний балл 0,8). Низкие показатели получены по заданию на изучение навыков безопасного использования средств бытовой химии – средний балл 0,3. У большинства детей не сформированы представления о том, какую опасность представляют средства бытовой химии, как с ними нужно правильно обращаться, чтобы не получить ожоги или отравление.
При обобщении результатов исследования старшие дошкольники были распределены по уровням сформированности навыков поведения в опасных жизненных ситуациях дома. Полученные данные представлены в таблице 4.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – URL: https://izodou10.ucoz.ru/Dokumenti/avdeeva_knjazeva_sterkina_bezopasnost.pdf (дата обращения: 01.12.2024).
3. Арбатская, Н. В. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации / Н. В. Арбатская // Проблемы и перспективы дошкольного образования в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иркутск, 2024. – С. 309-311.
4. Артюхова, И. С. Мир вокруг – добрый и безопасный : развивающая тетрадь : для детей дошкольного возраста : в двух частях. Ч. 1: Для детей старшей группы ДОО (2-е полугодие), 5-6 лет / И. С. Артюхова. – Москва : Мозаичный парк, 2023. – 48 с.
5. Безопасность в быту детей старшего дошкольного возраста : методическая разработка / С. Н. Гаврикова, воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 21 поселка имени М. Горького муниципального образования Кавказский район. — URL: https://clck.ru/3LAKrz (дата обращения: 09.01.2025).
6. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 218 с.
7. Варавина, Е. В. Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста / Е. В. Варавина // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.01.2025).
8. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – URL: https://clck.ru/378TSg (дата обращения: 15.12.2024).
9. Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации / Е. А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н. А. Воробьева ; под ред. Е. А. Шашенковой. – Москва : Академия, 2020. – 251 с.
10. Вовк, Е. В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий / Е. В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 47-49.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 160 с.
12. Ган, Н. Ю. Воспитание культуры безопасного поведения дошкольников: принципы, формы и методы работы с семьей / Н. Ю. Ган, Л. И. Пономарева // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции. – Арзамас, 2023. – С. 165-169.
13. Гладкова, Ю. А. Взаимодействие педагога и семьи в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования: проблемы и решения / Ю. А. Гладкова, О. А. Соломенникова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2024. – № 3 (93). – С. 38-43.
14. Горчакова, Е. А. Предметно-развивающая среда ДОО как средство формирования навыков психологически безопасного поведения у дошкольников / Е. А. Горчакова // Современные гуманитарные исследования. – 2024. – № 1 (116). – С. 7-9.
15. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : учебное пособие / В. А. Деркунская. – URL: https://m.eruditor.one/file/444401/ (дата обращения: 01.12.2024).
16. Дмитриев, Ю. А. Формирование у старших дошкольников представлений о безопасном использовании бытовых приборов / Ю. А. Дмитриев, Д. В. Котиков // Наука и школа. – 2023. – № 6. – С. 173-183.
17. Дружинина, М. В. Самые главные правила безопасности : стихи, загадки, задания : для дошкольного возраста / М. В. Дружинина. – Москва : Детская и юношеская книга, 2022. – 62 с.
18. Ежкова, Н. С. Теоретические основы дошкольного образования : учебное пособие / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 183 с.
19. Завгородняя, А. А. Теоретико-методологические основы формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Завгородняя // Теория и практика современной науки. – 2020. – №6 (60). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-formirovaniya-bezopasnogo-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.01.2025).
20. Зайцева, Т. Ю. Проектная деятельность в детском саду / Т. Ю. Зайцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu (дата обращения: 15.12.2024).
21. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО : методические рекомендации / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – Москва : Сфера, 2019. – 112 с.
22. Клементьева, Е. Н. Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности / Е. Н. Клементьева, Е. В. Бабынина // Молодой ученый. – 2022. – № 44 (439). – С. 342-344.
23. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 202 с.
24. Коломийченко, Л. В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Л. В. Коломийченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 212 с.
25. Константинова, М. В. Семинар-практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» / М. В. Константинова, Л. В. Порфирьева, И. В. Павлова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции ; редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2023. – С. 133-137.
26. Котлованова, О. В. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Безопасный я в безопасном мире» : программа / О. В. Котлованова, И. Е. Емельянова. – Челябинск : Искра-Профи, 2021. – 124 с.
27. Левченко, Т. А. Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста как основа формирования навыков безопасного поведения / Т. А. Левченко, Ю. Б. Иминова // Вестник экспериментального образования. 2020. №2 (23). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-osnova-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeniya (дата обращения: 09.01.2025).
28. Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» / И. А. Лыкова. – URL: https://psv4.userapi.com/s/v1/d/_zn033HxcyQjeka5xlx7IR4onceiI4ThBU-LR3tCXBBzktk0hvv3C0qQKV3PhMOIt58HdFNmy8iR9vBk6rM__JfyXkYrievv2SS6ZjBfYWGvKrdg0A-rsw/mir_bez_opasnosti.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
29. Маурина, С.Ю. Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность / С. Ю. Маурина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 6 (43). – С. 27-31.
30. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций по формированию у воспитанников основ безопасного поведения (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве). – URL: https://irzar.ru/wp-content/uploads/2024/06/metodicheskie-rekomendaczii-po-formirovaniyu-u-vospitannikov-osnov-bezopasnogo-povedeniya.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
31. Мирзаханова, Г. Н. Эффективные формы взаимодействия педагога и родителей / Г. Н. Мирзаханова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 33-37.
32. Муленко, А. А. Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения / А. А. Муленко, А. Ф. Жорник, К. Ф. Карпова, В. В. Гущина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2024. – № 6 (76). – С. 12-14.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности. Том 1 / В. С. Мухина. – Москва : Наука, 2022. – 671 с.
34. Нафикова, З. Г. Развивающая предметно-пространственная среда как составная часть образовательной среды ДОО / З. Г. Нафикова // Образование: традиции и инновации. – 2020. – № 1 (28). – С. 3-10.
35. Одерякова, О. В. Организация активных форм взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы) / О. В. Одерякова, О. В. Николаева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2022. – № 3. – С. 57-62.
36. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста : планирование работы, беседы, игры / В. К. Полынова, З. С. Дмитренко, С. П. Подопригорова, О. В. Начарова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2024. – 201 с.
37. Петрова, И. К. Эффективное взаимодействие педагога с родителями / И. К. Петрова, Н. А. Громова // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы Всероссийской научно-практической конференции ; гл. редактор О. Н. Широков. – Чебоксары, 2022. – С. 13-14.
38. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 452 с.
39. Рюмина, Ю. Н. Организация проектной деятельности дошкольников / Ю. Н. Рюмина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 15.12.2024).
40. Сапронова, Е. А. Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведению в быту / Е. А. Сапронова // Молодой ученый. – 2023. – № 40 (487). – С. 61-63. – URL: https://moluch.ru/archive/487/106507/ (дата обращения: 09.01.2025).
41. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО : методический конструктор для старшего воспитателя / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Д. А. Морозова. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
42. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста. Старшая группа : методическое пособие / Л. Л. Тимофеева. – Москва : М-Парк, 2025. – 189 с.
43. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста. История и современность : монография / Л. Л. Тимофеева. – Москва : Ruscience, 2023. – 258 с.
44. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Методические материалы к ФОП ДО (парциальная программа) / Л. Л. Тимофеева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2024. – 160 с.
45. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. – Москва : Инфра-М, 2022. – 272 с.
46. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). – URL: https://clck.ru/36Uz9K (дата обращения: 01.12.2024).
47. Федеральная образовательная программа дошкольного образования : сборник нормативных документов для детского сада. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2023. – 256 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2024. – 48 с.
49. Ханова, Т. Г. Особенности воспитания навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников / Т. Г. Ханова, Е. Е. Вьюшкина // Карельский научный журнал. – 2020. – №3 (32). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-navykov-bezopasnogo-povedeniya-v-bytu-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 09.01.2025).
50. Ходырева, А. Ю. Познавательные сказки как средство формирования психологических компонентов основ безопасного поведения в быту детей 5-6 лет / А. Ю. Ходырева, Н. С. Александрова // Концепт. – 2020. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-skazki-kak-sredstvo-formirovaniya-psihologicheskih-komponentov-osnov-bezopasnogo-povedeniya-v-bytu-detey-5-6-let (дата обращения: 09.01.2025).
51. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : RUGRAM, 2022. – 228 с.
52. Яковлева, Э. Н. Ресурсы преемственности детского сада и школы в условиях общего образования на современном этапе / Э. Н. Яковлева, А. А. Майер, Т. В. Зеленкова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2023. – № 1. – С. 104-112.
53. Ярославцева, И. Б. Театрально-игровые ситуации «Правила безопасного поведения для дошкольников» : учебно-методическое пособие : 6-7 лет / И. Б. Ярославцева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2022. – 224 с.