Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальное задание № 1
Педагогические ситуации
1) Родители четырехлетней Лизы П. обратились к воспитателю с просьбой о помощи: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в детский сад – ей там не нравится, уговоры плохо помогают, окрики и объяснения, что родителям надо идти на работу и ей не с кем остаться дома - тоже. Что делать?
Для решения педагогической ситуации нужно проанализировать микросреду и вовлечённые в неё субъекты. Лиза, вопреки своим слезам, не может жить в атмосфере ожидания и стресса, вызванного необходимостью расставаться с родителями. Это может проявляться в страхах или неопределённости. Родители, скорее всего, мотивированы желанием обеспечить стабильность и рутину, но их методы «уговоров и окриков» могут только ухудшать ситуацию.
Следует выявить педагогическое противоречие: с одной стороны, у Лизы существует страх перед детским садом и внутреннее несогласие с этой необходимостью, а с другой – отвлечение родителей от работы и изоляция девочки от возможностей социального взаимодействия.
Для переноса психолого-педагогических категорий на эту ситуацию стоит обратить внимание на понятия адаптации и эмоционального развития. Оценив ситуацию, можно утверждать, что отсутствие интереса и страха могут быть следствием недостатка поддержки в детском саду и отсутствия дружеских связей с другими детьми или педагогами.
Можно заметить, что подобное происходит часто у детей, которые испытывают трудности в адаптации к новым условиям.
Пути решения будут включать:
- Организацию встреч с другими детьми до начала занятий в саду, чтобы девочка могла привыкнуть к атмосфере.
- Проведение беседы с родителями о том, как можно сделать процесс утреннего сбора более лёгким и менее стрессовым, возможно, через ритуалы или игры.
- Наблюдение за поведением Лизы воспитателями, чтобы понять причины её страха и внести коррективы в образовательный процесс.
Оптимальный вариант будет заключаться в создании поддерживающей атмосферы и индивидуального подхода к Лизе. Прогнозируя последствия, можно предположить, что при должной поддержке девочка начнёт чувствовать себя более комфортно, что приведёт к улучшению эмоционального состояния и повышению интереса к детскому саду.
Профессиональная направленность воспитателя должна быть на построении доверительных отношений с детьми и их семьями.
2) У одного из детей старшей группы детского сада родилась маленькая сестренка. Воспитатель заметила, что мальчик стал подолгу задерживаться в раздевалке, когда за ним приходили родители, а потом признался, что не хочет идти домой, так как ревнует родителей к малышке и считает, что стал «ненужным». Как помочь мальчику, и есть ли необходимость в разговоре с родителями?
Анализируя поведение мальчика, можно почувствовать его эмоции, страх, ревность и неуверенность. Эти чувства могут возникнуть из-за изменения семейной динамики, где он может счесть себя «ненужным» в сравнении с новорождённым. Родители должны быть вовлечены в обсуждение, чтобы понимать, как лучше помочь своему сыну адаптироваться к новой роли старшего брата.
В таких случаях необходимо создать диалог о его чувствах, дать возможность высказать свои переживания и уверить его в том, что он по-прежнему важен как для родителей, так и для новой сестрички. Воспитатель может организовать специальные занятия, где ребята могут создать что-то для малыша - например, сделать игрушку или книжку.
Возможные пути решения – это провести с родителями беседу о ревности, создать групповые игровые активности, которые помогут улучшить самооценку мальчика, и поддерживать его в новые важные роли семьи.
С точки зрения долгосрочных последствий, такое взаимодействие поможет мальчику научиться принимать изменения, развивать эмпатию и уверенность в себе. Педагогическая практика при этом основывается на понимании эмоций детей и требует активного вовлечения родителей.
3) Шестилетний Вася К. имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей, поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника. Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Предложите варианты педагогически целесообразных действий.
Важно выяснить, почему он так активно хочет участвовать во всех действиях. Возможно, у него достаточно высокая мотивация к обучению, а также стремление быть в центре внимания. В отличие от обычных детей, которые могут быть не уверены в своих действиях, Вася видит себя как лидера.
Для решения проблемы можно предложить несколько подходов:
- Определить роль, где Вася мог бы сам выполнять свою задачу без вмешательства в действия других.
- Обозначить отдельные этапы праздника, где Вася будет активен, а в другие моменты разрешить ему наблюдать и акцентировать внимание на других участниках.
- Использовать для работы с Васей игровую технику, где он сможет развить свои лидерские качества, но в то же время научится делиться вниманием с другими.
Таким образом, балансировать динамику группы и позволять каждому проявить себя, в итоге, поможет создать гармоничное взаимодействие. Прогнозируя последствия, можно ожидать улучшения как социализации всех участников, так и формирования у Васи навыков сотрудничества и контроля над собственными действиями.
4) Для проведения коллективного творческого дела воспитатель М.А. попросила детей подготовительной группы принести по пять листьев дуба, клёна, ясеня, каштана. Шестилетний Витя Ю. разволновался необыкновенно. Ещё бы! Впервые ему предстояло выполнить такое ответственное задание. Вместе с папой они долго бродили по осеннему парку города и собирали нужные листья. На следующий день отец поинтересовался, что делали во время коллективной творческой деятельности с листьями. Оказалось, воспитатель ни словом не обмолвился о своём задании. Не спросил он о листьях и на завтра, и через неделю.
Мотивация Вити – это важность задания для него, желание быть в центре внимания и получить одобрение. Родители также хотят поддержать своего ребенка, но в результате отсутствия обратной связи со стороны меня, их ожидания и усилия могут оказаться напрасными.
Противоречие здесь состоит в том, что в то время как дети, как Витя, показывают высокий интерес к заданию и прилагают усилия, отсутствует система обратной связи от воспитателя. Проблема заключается в том, что недостаток обсуждения результатов может повлиять на мотивацию детей, их чувство удовлетворения и желание участвовать в будущем.
В данной ситуации мы можем говорить о важности обратной связи, мотивации и вклада в создание общности. Степень удовлетворения детей от выполнения задания является ключевой для формирования чувства успеха и уверенности в будущем. Кроме того, стоит учитывать категорию вовлеченности родителей в деятельность, что также усиливает положительный опыт.
Нередко воспитатели могут забыть о необходимости подвести итоги выполненного задания, особенно если оно связано с интересными событиями вне класса.
Есть несколько вариантов решения ситуации:
- Провести резюме по результатам задания в конце занятия, где каждый ребенок сможет рассказать о своих листьях и о том, как они их собрали.
- Создать выставку «осенних листьев», чтобы привлечь внимание и родителей, и других детей.
- Включить элементы игрового взаимодействия, где дети могут создавать свои истории о листьях.
При реализации этих решений я ожидаю, что дети испытывают радость и удовлетворение от своей работы. Это повысит их уверенность и мотивацию в дальнейшем. Также это улучшит взаимодействие между детьми и родителями в рамках обшей деятельности.
5) Воспитатель учил трехлетних детей разбирать и собирать пирамидку, состоящую из шести колец. По его указаниям и советам дети путем сравнения колец, прикладывания их друг к другу, постепенно собрали пирамидку. Эффективен ли такой путь обучения детей? Что послужило ориентиром (меркой) для обучения? - Какие меры в данном случае могут быть использованы?
Указания могут поддерживать их, но одновременно препятствуют развитию их самостоятельности. Проблема состоит в том, что если слишком встраиваться в процесс, дети могут стать зависимыми от советов. Нужно создать обстановку, где дети могут экспериментировать и понимать основные принципы, не полагаясь исключительно на внешние указания. Ситуация типична, так как многие воспитатели, стремясь помочь детям, могут неосознанно ограничивать их инициативу и поиск решений.
Можно решить ситуацию:
- Можно предложить детям поэкспериментировать с кольцами, не давая четких указаний. Пусть они сами пробуют разные комбинации.
- Дать возможность детям работать в парах, что позволит им делиться своими идеями и находить решения вместе.
- Использовать вопросы, побуждающие к размышлениям: «Почему ты думаешь, что это кольцо должно быть сверху?».
Оптимальный вариант – это дать детям пространство для экспериментов и поддержки, поскольку это разовьет их критическое мышление и уверенность в своих силах.
Применив такой подход дети будут охотнее пробовать новые идеи и действовать самостоятельно. Это не только повысит их уверенность, но и создаст более эффективную среду для обучения.
Положительный опыт будет заключаться в умении адаптировать подходы таким образом, чтобы дать детям независимость и развивать их критическое мышление. Это будет способствовать созданию более живой и динамичной обучающей среды.
Индивидуальное задание № 2 (№ 7)
Функции и направления профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога образования)
Знакомство с профессиональной деятельностью психолога ОО.
Цель задания: развитие у обучающихся представлений о задачах профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога образования) ОО.
Содержание задания:
Знакомство с профессиональной деятельностью психолога ОО.
Методические рекомендации по выполнению задания:
Знакомство с работой психолога можно провести по следующему плану:
1. Знакомство с функциональными обязанностями психолога образования
2. Оформление кабинета педагога-психолога
3. Документация психолога
4. Примеры оформления психологического заключения
Форма отчётности: список основных документов педагога-психолога.
Психолог в образовательной организации выполняет различные функции:
- проведение тестирования и оценки психоэмоционального состояния, выявление их сильных и слабых сторон.
- работа с учениками/воспитанниками, родителями и педагогами в сфере психологии, разрешение конфликтов, поддержка в трудных ситуациях.
- проведение семинаров, тренингов и индивидуальных занятий по вопросам психического здоровья и развития.
- помощь ученикам/воспитанникам с особыми образовательными потребностями, организация коррекционных программ.
- консультирование учителей/воспитателей по вопросам работы с детьми, обучение их методам психологического воздействия.
Оформление кабинета педагога-психолога.
Кабинет психолога должен быть уютным и комфортным, чтобы создать безопасную атмосферу. Оформление должно включать диван или кресла для консультаций, стол для работы с документами и играми. Спокойные цвета стен, ненавязчивые элементы декора, картины или растения, создающие атмосферу доверия. Полки с психологической литературой, настольные игры и методические пособия, психодиагностические материалы.
Документация психолога включает:
1. Психологические заключения - документы, отражающие результаты диагностики и рекомендации.
Индивидуальные планы коррекционной работы - разработанные для конкретных детей с особыми потребностями.
Протоколы заседаний психологической службы - записи обсуждений, проведенных анализов, решений и рекомендаций.
Отчеты по результатам работы - периодические отчеты о проделанной работе и мероприятиях, проводимых психологом.
Журнал учёта консультаций - записи всех проведённых консультаций, включая дату, цель и содержание встреч.
Список основных документов педагога-психолога.
- Психологические заключения
- Индивидуальные планы коррекционной работы
- Протоколы заседаний психологической службы
- Отчеты по результатам работы
- Журнал учёта консультаций
- Методические пособия и материалы
- Документы по результатам психодиагностики
- Форма обратной связи с родителями и педагогами
- Планы работы на учебный год.