Фрагмент для ознакомления
2
2. Задание по производственной преддипломной практике обучающегося
1. Обоснование актуальности. Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, гипотезы, практической значимости, описание теоретической базы, методов исследования.
Актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования описаны во введении ВКР и представлены в отчете в разделе «Доклад по теме ВКР».
2. Работа с научной литературой. Анализ литературных источников. Составление библиографического списка.
В главе 1 «Теоретические основы развития любознательности и интереса к исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определены основные понятия исследования:
Любознательность – это форма проявления избирательного отношения к тем или иным явлениям и объектам окружающей действительности, стремление изучить не только внешние, но и внутренние свойства, а также причинно-следственные связи между структурными компонентами объекта. В структуру любознательности входят когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Исследовательская деятельность – это вид самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, который порождается в результате поисковой активности и дает принципиально новый результат – навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. В основе исследовательской деятельности лежат такие методы, как экспериментирование, игра, метод проектов.
Процесс развития любознательности и интереса к исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста будет более результативным при реализации следующих условий: использование метода игры (игры-путешествия) и экспериментирования в исследовательской деятельности; создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для исследовательской деятельности; организация взаимодействия с семьей.
3. Составление диагностического инструментария, определение критериев исследования. Анализ и обобщение результатов констатирующего этапа эксперимента.
Исследование проводилось на базе дошкольного отделения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Парабельская гимназия» (с. Парабель, Томская область). В исследовании приняли участие: дети старшей группы – возраст 5-6 лет, количество детей – 16 человек, из них 9 девочек, 7 мальчиков.
Критерии и показатели, а также методики исследования уровня сформированности любознательности и интереса к исследовательской деятельности детей дошкольного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и методики оценки уровня сформированности любознательности и интереса к исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Критерий Показатели Методики диагностики
Когнитивный Активность в процессе познавательной беседы.
Наличие вопросов познавательного характера.
Умение отвечать на познавательные вопросы развернуто, полно «Дерево желаний» (В.С. Юркевич)
Эмоциональный Проявление ярких положительных эмоций: радости, удивления.
Увлеченность процессом исследовательской деятельности.
Желание довести опыт до конца «Кораблекрушение» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева)
Деятельностный Настойчивость в преодолении трудностей в процессе решения проблемы.
Поиск различных вариантов решения проблемы.
Умение доводить дело до конца «Неразрешимая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга)
Характеристика уровней сформированности любознательности и интереса к исследовательской деятельности детей дошкольного возраста представлена в таблице 2.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббасова, Л. И. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования / Л. И. Аббасова, М. М. Малянова // Наука через призму времени. – 2023. – № 5 (74). – С. 91-94.
2. Арбатская, Н. В. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации / Н. В. Арбатская // Проблемы и перспективы дошкольного образования в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иркутск, 2024. – С. 309-311.
3. Артамонова-Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва : Сфера, 2017. – 127 с.
4. Барышникова, Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова. – Челябинск : УрГГПУ, 2017. – 182 с.
5. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 54-60.
6. Буянова, Л. В. Экспериментирование как средство формирования у детей 5-6 лет познавательного интереса / Л. В. Буянова, А. А. Масленникова, Е. С. Колядина, А. А. Космачева // Научное отражение. – 2020. – № 1 (19). – С. 5-7.
7. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
8. Веселков, А. Н. Игра-путешествие по станциям «О природе и о родине»: занятие в клубе «Длу время – потехе час» / А. Н. Веселков // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № S6-1 (43-1). С. 10-12.
9. Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации / Е. А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н. А. Воробьева ; под ред. Е. А. Шашенковой. – Москва : Академия, 2020. – 251 с.
10. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с.
11. Вторыгина, А. А. Информационные технологии и взамодействие педагога с родителями / А. А. Вторыгина, К. В. Самохвалова // XVII Неделя науки молодежи СВАО : сборник статей по итогам работы научных конференций и круглых столов. – Москва, 2022. – С. 547-550.
12. Выготский, Л. С. Записные книжки Л. С. Выготского : избранное / под общ. ред. Е. Завершневой, Р. ван дер Веера. – Москва : Канон+, 2017. – 606 с.
13. Гладкова, Ю. А. Взаимодействие педагога и семьи в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования: проблемы и решения / Ю. А. Гладкова, О. А. Соломенникова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2024. – № 3 (93). – С. 38-43.
14. Гордиенко, Н. В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н. В. Гордиенко, Н. В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55–8. – С. 33-35.
15. Дей, Д. А. Квест-технология как средство формирования мыслительных способностей у детей дошкольного возраста / Д. А. Дей // Наука и молодежь – 2024: взгляд в будущее : материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 177-180.
16. Демешина, А. Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии / А. Р. Демешина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19-22.
17. Дубакова, Т. Н. Организация и проведение занятия в форме игры-путешествия / Т. Н. Дубакова, А. И. Абдулмуталимова // Методист. Дошкольное образование. 2024. № 6. С. 28-30.
18. Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина; под ред. О. В. Дыбиной. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
19. Емельяненко, Ю. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в детском саду / Е. Р. Емельяненко // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 89-91.
20. Еременко, С. Е. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / С. Е. Еременко, Н. И. Белоцерковец // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Киров, 2024. – С. 126-129.
21. Жихарева, Е. В. Психологические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста / Е. В. Жихарева, Е. В. Маликова // МНКО. – 2013. – №6 (43). – С. 19-23.
22. Загорная, Е. В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. В. Загорная. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 197 c.
23. Залялиева, М. А. Детское экспериментирование как метод развития любознательности детей старшего дошкольного возраста / М. А. Залялиева, А. Р. Нуриева // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Киров, 2024. – С. 389-391.
24. Зверева, О. Л. Опыт использования ИКТ во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников / О. Л. Зверева, В. С. Маракшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. – № 10. – С. 24-28.
25. Золотова, О. М. Использование квест-технологии в образовательном процессе / О. М. Золотова, Е. Е. Попова, И. Р. Милованова // Наука и Образование. 2023. Т. 6. № 1.
26. Иванова, А. И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А. И. Иванова, Н. В. Уманская. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
27. Конечная, Ж. П. Педагогические условия развития любознательности детей старшего дошкольного возраста / Ж. П. Конечная, О. В. Удова // Образование и наука в современных условиях. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (7). – С. 122-124.
28. Конон, К. С. Квест как интерактивная форма ознакомления детей дошкольного возраста с достопримечательностями / К. С. Конон // Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста. Материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Минск, 2023. С. 206-208.
29. Константинова, М. В. Семинар-практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» / М. В. Константинова, Л. В. Порфирьева, И. В. Павлова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции ; редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2023. – С. 133-137.
30. Малова, О. Е. Квест как эффективная технология обучения в общеобразовательном учреждении. Алгоритм создания образовательного квеста / О. Е. Малова // Наука и школа. 2024. № 6. С. 246-256.
31. Марченко, М. К. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования / М. К. Марченко // Аллея науки. – 2024. – Т. 1. № 2 (89). – С. 600-603.
32. Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н. В. Микляева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 201 с.
33. Нафикова, З. Г. Развивающая предметно-пространственная среда как составная часть образовательной среды ДОО / З. Г. Нафикова // Образование: традиции и инновации. – 2020. – № 1 (28). – С. 3-10.
34. Образовательная область «Познавательное развитие» : учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова; ред. А. Г. Гогоберидзе. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
35. Одерякова, О. В. Организация активных форм взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы) / О. В. Одерякова, О. В. Николаева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2022. – № 3. – С. 57-62.
36. Петрова, И. К. Эффективное взаимодействие педагога с родителями / И. К. Петрова, Н. А. Громова // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы Всероссийской научно-практической конференции ; гл. редактор О. Н. Широков. – Чебоксары, 2022. – С. 13-14.
37. Рамонова, К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста / К. М. Рамонова. – Санкт-Петербург, 2007. – 187 с.
38. Родина, Н. М. Особенности реализации детского экспериментирования в когнитивном развитии детей в разные возрастные периоды / Н. М.Родина // Kant. – 2022. – № 2 (43). – С. 322-326.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Аст, 2023. – 960 с.
40. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО : методический конструктор для старшего воспитателя / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Д. А. Морозова. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
41. Тахирова, Г. К. Развитие любознательности в процессе экспериментирования у детей дошкольного возраста посредством создания образовательного центра познавательной активности / Г. К. Тахирова // Педагогические практики для внедрения инновационных решений : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2024. – С. 97-99.
42. Трошина, Е. О. Детское экспериментирование как метод развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста / Е. О. Трошина, Ю. В. Кобазова // Психология человека и общества. – 2024. – № 2 (66). – С. 64-68.
43. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с.
44. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). – URL: https://clck.ru/36Uz9K (дата обращения: 01.12.2024).
45. Федеральная образовательная программа дошкольного образования : сборник нормативных документов для детского сада. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2023. – 256 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2025. – 48 с.
47. Федосеев, К. В. Познавательная активность детей в форме экспериментирования / К. В. Федосеев, И. А. Кузнецова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 2. – С. 205-206.
48. Шинкарёева, Н. А. Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарева, Н. В. Знаменщикова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7, № 2 (23). – С.239-243.
49. Шумакова, Н. Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. – Москва : Знание, 2010. – 80 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : RUGRAM, 2022. – 228 с.