Фрагмент для ознакомления
1
Тема 1. Планирование и организация деятельности классного руководителя: определение цели и задач деятельности классного руководителя на учебный год
Тема 2. Составление плана работы классного руководителя с сотрудниками ОУ, работающими с классом
Тема 3. Выбор методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы
Тема 4. Составление программы педагогического наблюдения и диагностики
Тема 5. Проведение игр на знакомство с классом
Тема 6. Составление проекта внеурочного мероприятия по сплочению ученического коллектива, формированию адекватной самооценки у младших школьников
Тема 7. Подбор тестов для учащихся по выявлению целеустремленности, самостоятельности, инициативности, решительности, настойчивости и самообладания, заинтересованности учащихся в труде и его результатах, их активности, самостоятельности, организованности и дисциплинированность при проведении работы
Тема 8. Составление проекта внеурочного мероприятия по развитию познавательной деятельности младших школьников
Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Планирование и организация деятельности классного руководителя: определение цели и задач деятельности классного руководителя на учебный год
Работа классного руководителя представляет собой осмысленный, организованный и систематический процесс, который строится на основе нормативных документов школы (Устава и локальных актов), анализа предыдущей работы, а также с учетом как положительных, так и отрицательных явлений в обществе.
Ключевым принципом деятельности является личностно-ориентированный подход к каждому ученику, принимающий во внимание актуальные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, особенности класса, а также отношения между разными национальностями и религиями.
Основная цель работы классного руководителя – создание оптимальных условий для саморазвития, самореализации и успешной адаптации ученика в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя включают в себя:
Формирование сплоченного и дружного коллектива класса.
Создание благоприятной психологической атмосферы для развития личности, раскрытия потенциала и самовыражения каждого ученика.
Формирование у учеников культуры здорового образа жизни.
Организацию разнообразных форм воспитательной работы в классе.
Защиту прав и законных интересов учащихся.
Систематическую работу с учащимися по различным направлениям.
Установление гуманных отношений между учащимися и педагогическими работниками.
Тема 3. Выбор методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы
Для успешной работы с классом педагогу необходимо глубокое понимание каждого ученика: его интересов, увлечений, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенностей характера и эмоционального состояния. Для получения такой информации классный руководитель может использовать различные психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника.
Важно, чтобы эти методы были органично вплетены в воспитательный процесс, не причиняли детям дискомфорта и не оказывали негативного воздействия на их психику. Результаты, полученные в ходе диагностических исследований, рекомендуется обсуждать с психологом для получения квалифицированной интерпретации и разработки оптимальной стратегии работы с классом.
Психолого-педагогическая диагностика является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой систему оценки, направленную на изучение индивидуальных особенностей учеников и характеристик коллектива класса с целью оптимизации обучения и воспитания.
Функции диагностики в педагогическом процессе:
Информационная:
-Выявление уровня развития ребенка.
-Выявление состояния педагогического взаимодействия.
-Определение параметров будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая:
-Выявление потенциальных возможностей развития учащихся.
-Определение прогноза организации взаимодействия с учеником.
Методика “Если бы у тебя была волшебная палочка…”:
Цель: Исследование мира желаний младших школьников, позволяющее понять их внутренние потребности и ценностные ориентации.
Порядок проведения: Детям предлагается вообразить себя обладателями волшебной палочки, способной исполнить любые желания. Важно подчеркнуть, что можно загадать три любых желания. Младшим школьникам трудно сделать выбор из предложенных вариантов, поэтому ограничивать количество желаний не стоит.
Анализ результатов: Ответы анализируются, исходя из их содержания и направленности: желания для себя (эгоистические, связанные с личными потребностями) и желания для других (альтруистические, ориентированные на благо других людей). Желания для других могут быть дополнительно классифицированы: желания для близких (семья, друзья) и желания для людей вообще (общество в целом).
Методика “Цветик-семицветик”:
Цель: Диагностика желаний детей, позволяющая понять их ценностные ориентации и потребности.
Оборудование: Бумажный цветик-семицветик (по одному на каждого ребенка).
Порядок проведения:
Дети вспоминают сказку В. Катаева “Цветик-семицветик” (возможно чтение или просмотр мультфильма/диафильма). Каждому ребенку выдается бумажный цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. (По желанию) Лепестки с записанными желаниями дети могут вручить тем, кому эти желания адресованы.
Обработка результатов:
Составляется список всех записанных желаний, при этом повторяющиеся или близкие по смыслу желания суммируются. Желания группируются по следующим категориям:
-Материальные (вещи, игрушки и т.п.).
-Нравственные (иметь животных и ухаживать за ними, помогать другим).
-Познавательные (научиться чему-то, стать кем-то, узнать что-то новое).
-Разрушительные (сломать, выбросить и т.п.) - требуют особого внимания и анализа.