Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки, предоставляя возможность применить теоретические знания в реальных условиях образовательной организации.
Актуальность практики заключается в том, что она позволяет студенту не только познакомиться с особенностями работы педагога-психолога, но и развить ключевые компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
В период с 20 января по 16 марта 2025 года я проходила практику в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе № 39» города Прокопьевска. Данная школа представляет собой современное образовательное учреждение, ориентированное на всестороннее развитие учащихся, их личностное становление и подготовку к жизни в обществе. Школа активно использует инновационные педагогические технологии, что создает благоприятные условия для профессионального роста практикантов.
Целью моей практики стало формирование целостной картины будущей профессиональной психолого-педагогической деятельности, соответствующей квалификационной характеристике выпускника по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: ознакомление со спецификой содержания и организации психолого-педагогической деятельности, анализ и проектирование этой деятельности в условиях образовательной организации, развитие личностно-профессиональных качеств, необходимых для решения психолого-педагогических проблем, а также освоение функциональных обязанностей педагога-психолога.
1. Знакомство с базой практики
База практики – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69» города Прокопьевска. В рамках педагогической практики была изучена документация образовательной организации. Описание документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, представлено в таблице 1.
Таблица 1.1 – Описание документов образовательной организации
На основе изучения документации также удалось ознакомиться с содержанием педагогической и психолого-педагогической деятельности организации. Документы, регламентирующие психолого-педагогическую деятельность, представлены в таблице 2.
Таблица 1.2 – Описание документов, связанные с психолого-педагогической деятельностью
Изучение этих документов позволило мне глубже понять специфику педагогической и психолого-педагогической работы в образовательной организации, а также ознакомиться с методами и подходами, используемыми для решения задач сопровождения обучающихся.
2. Психологическая диагностика социально-психологических характеристик группы обучающихся
В ходе практики была проведена психологическая диагностика обучающихся 5 «Б» класса, направленная на определение психологического климата в учебном коллективе. Диагностика проводилась по запросу классного руководителя и с согласия родителей (законных представителей) детей. По результатам диагностики составлена аналитическая справка.
Аналитическая справка
по результатам диагностики определения психологического климата обучающихся 5 «Б» класса МБОУ СОШ № 69 г. Прокопьевск
Цель: определение психологического климата в классном коллективе, выявление особенностей межличностных отношений и уровня социальной адаптации обучающихся.
Использованные методики: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Ф. Фидлер); социометрический тест; цветовой тест отношений (ЦТО); методика «Рисунок класса»; методика «Оценка уровня конфликтности».
В исследовании принимали участие обучающиеся: 20 учащихся 5 «Б» класса (13 мальчиков, 7 девочек) в возрасте 11–12 лет.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Оценка психологического климата в классе.
Данные, полученные по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (Ф. Фидлер), указывают на умеренно благоприятную, но нестабильную атмосферу в коллективе учащихся. Средний показатель по методике 41,9 баллов из 80 возможных. Результаты по шкалам представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Результаты методики Ф. Фидлера
На основе представленных данных, можно выделить наиболее проблемные аспекты: низкая продуктивность и несогласованность в коллективной работе; недостаточная увлеченность общими делами; слабая взаимоподдержка; частые споры и несогласия между детьми, что может свидетельствовать о недостаточной вовлеченности учащихся в общие дела и наличии разобщенности в коллективе.
2. Особенности межличностных отношений в классе
Результаты, полученные в ходе социометрического теста представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Результаты социометрического теста
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты и законы
1.Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644).
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015.
4.Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог – психолог (психолог в системе образования)».
Литературные источники
1.Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику? // Школьный психолог. – 2003. – № 30.
2.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Генезис, 2002. – 298 с.
3.Быкова, А. А. Развитие эмоционального интеллекта у школьников : методическое пособие для педагогов и психологов / А. А. Быкова. – М. : Национальное образование, 2020. – 144 с.
4.Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2000. – 224 с.
5.Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2008.
6.Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5–6 класс) / под ред. С. В. Кривцовой. – М. : Генезис, 2012.
7.Захарова, Т. В. Пятиклассник : программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 5 класса / Т. В. Захарова. – М. : Просвещение, 2018. – 120 с.
8.Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс! / Е. Г. Коблик. – М. : Генезис, 2007.
9.Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
10.Левченко, С. В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников // Практика административной работы в школе. – 2005. – № 5.
11.Махмутова, Е. Р. Я – пятиклассник! : программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене / Е. Р. Махмутова. – СПб. : Речь, 2019. – 96 с.
12.Морено, Дж. Л. Социометрия : экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Л. Морено. – М. : Академический проект, 2001.
13.Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. – М. : Класс, 2000. – (Библиотека психологии и психотерапии ; вып. 20).
14.Ошмянская, Т. Тренинги для подростков : развитие коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости / Т. Ошмянская. – СПб. : Питер, 2018. – 128 с.
15.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. – СПб. : Питер, 2002. – 304 с.
16.Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. – М. : Генезис, 2000.
17.Тарарина, Е. Психологические игры и упражнения для школьников : практическое пособие / Е. Тарарина. – М. : Генезис, 2017. – 160 с.
18.Фидлер, Ф. Психология малых групп / Ф. Фидлер. – М. : Прогресс, 1984.
19.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие : в 4 т. / К. Фопель ; пер. с нем. – М. : Генезис, 2001.
20.Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – М. : Педагогика, 1989.
21.Хухлаева, О. В., Кирилина, Т. Ю., Федорова, О. В. Счастливый подросток: программа профилактики нарушений психологического здоровья / О. В. Хухлаева, Т. Ю. Кирилина, О. В. Федорова. – М. : Апрель Пресс : Эксмо-пресс, 2000.
22.Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2010.
23.Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений / А. М. Эткинд. – Л. : ЛГУ, 1980.
Научные документы и методические рекомендации
1.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
2.Письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого–педагогической и медико–социальной помощи обучающимся, воспитанникам».
3.Этический кодекс педагога–психолога службы практической психологии образования России: принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май, 2003 год, Москва.