Фрагмент для ознакомления
2
Целью практики является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по соответствующей специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений, знаний и опыта практической работы по специальности.
Задачи производственной практики:
- Организовать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценить их эффективность и качество.
- Оценивать риски и принимайте решения в нестандартных ситуациях.
- Искать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Систематизировать и оценить педагогический опыт и образовательные технологии в сфере дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Особенности данного вида практики.
- Прохождение в организациях, соответствующих профилю будущей специальности.
- Исполнение трудовых обязанностей. Практикант учится грамотно общаться с руководителем, изучает правила безопасности, при необходимости носит униформу и средства индивидуальной защиты.
- Взаимодействие с куратором и двумя руководителями практики.
- Ведение дневника. В нём ежедневно записывается, какое задание получил студент, чем занимался, как выполнял задание, время на его выполнение, итоги по результатам выполненного задания.
Основная часть
1. В начале необходимо кратко описать организацию - базу практики, указав ее особенности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Палтогская основная общеобразовательная школа» открыто 14 марта 1996 года, до этого в деревне Палтога была лишь начальная школа.
В 2000 году было сдано в эксплуатацию новое здание школы. Предельная численность контингента школы 160 человек. В 2002 году к МБОУ «Палтогская основная общеобразовательная школа» была присоединена Вытегорская вспомогательная школа-интернат. В связи с особенностью контингента и наполняемостью классов с 18.03.2020 года учреждение переименовано в МБОУ "Палтогская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ".
Место нахождения Учреждения: д. Палтога, Вытегорский район, Вологодская область, Российская Федерация.
Почтовый адрес Учреждения: 162911, Вологодская область, Вытегорский район, д. Палтога, ул. Школьная, д. 11.
В учреждении учатся дети из населённых пунктов Вытегорского муниципального района. Часть обучающихся находится на ежедневном подвозе. Дети из отдалённых сёл и деревень проживают в интернате при школе.
Учреждение работает по пятидневной рабочей неделе. Учебный год разделен на 4 четверти, после каждой каникулы с продолжительностью от 8 дней (осенние), до 3 месяцев (летние).
Пришкольный интернат работает круглосуточно. Школа находится на расстоянии 18 км от районного центра города Вытегра.
В учреждении учатся дети из населённых пунктов Вытегорского муниципального района. Часть обучающихся находится на ежедневном подвозе. Дети из отдалённых сёл и деревень проживают в интернате при школе.
В 2016 году в школе введён Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся. В соответствии с новым стандартом обучение ведётся по двум вариантам, в зависимости от возможностей ребёнка. В учебном плане второго варианта есть такие предметы как «речь и альтернативная коммуникация», «математические представления», «окружающий социальный мир», «изобразительная деятельность», «музыка и движение», «адаптивная физкультура» и другие, которые дают возможность реализовать специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка.
2. Краткие сведения о специалисте, под руководством которого проходила практика: должность, перечень трудовых функций, стаж работы и т.д. (при прохождении производственной практики).
3. На протяжении всей практики я старалась проявлять себя исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.
За время прохождения практики выполнила в полной мере все виды заданий.
Теоретическая и практическая подготовка оказалась достаточной для закрепления и обобщения теоретических знаний, развития профессиональных компетенций, проверки профессиональной готовности к самостоятельной работе и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Особых замечаний по прохождению практики у меня нет. Подчеркну, что практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
В процессе производственной практики (по профилю специальности) ПМ.01 Преподавание по программам дополнительного образования детей в области эколого-биологической деятельности студент выполняет следующие виды работ:
Тема 1. Знакомство с базой практики, системой организации работы в образовательном учреждении
1. Ознакомление с учреждением – базой практики, его структурой, планом работы, основными направлениями и спецификой работы.
Изучить общую информации об учреждении, являющемся базой практики. Собрать сведения об учреждении – базе практики: его полное название, адрес, телефон, режим работы и др.
2. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих преподавание по программам дополнительного образования в области эколого- биологической деятельности. Встреча с администрацией учреждения, представителями педагогического сообщества.
Познакомиться с директором учреждения, с системой организации деятельности в учреждении, коллективом учреждения, в частности, коллективом педагогов дополнительного образования. Составить перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих преподавание по программам дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности.
3. Составление плана работы на период практики с учетом особенностей работы учреждения.
Определить цели, задач и содержания практики. Составить индивидуальный календарного плана прохождения практики (по дням) на период прохождения практики. Проверить план работы на период прохождения практики, согласовать и утвердить программу и план прохождения практики.
4. Знакомство с педагогом дополнительного образования – руководителем практики от учреждения, систематизация и обобщение опыта его деятельности.
Составить профессионального портрета специалиста: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы, образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности), квалификационная категория, звание (если есть) и т.п. Определить в индивидуальной беседе с педагогом дополнительного образования целей, задач, функций его деятельности. Проанализировать опыт его работы в области эколого-биологической деятельности (основные направления, виды, принципы работы педагога)
Тема 2. Специфика деятельности педагога дополнительного образования
Определить и изучить цели, задачи, структуру и содержание деятельности педагога дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности. Изучить направления эколого-биологической деятельности и охарактеризовать ее структурные компоненты. Определить особенности организации деятельности педагога дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности.
Изучить содержание основных программ дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности, реализуемых на базе учреждения.
Выяснить, реализуются ли в учреждении, являющемся базой практики, авторские программы в области эколого-биологической деятельности. Определить основные особенности авторской программы. Изучить требования к индивидуальной программе. Выполнить анализ одной авторской программы по схеме в Приложении 1. (Если в учреждение никто не работает по авторской программе, то авторскую программу для анализа можно взять, воспользовавшись интернет-ресурсами).
Познакомиться с формами организации занятий по программам дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности, реализуемых на базе практики: игры, тренинги, консультации, беседы, индивидуальная работа с обучающимися, сопровождение решения проблем обучающихся, принадлежащих к различным социально
– незащищенным категориям населения, взаимодействие с родителями обучающихся, клубные формы работы.
Проанализировать занятия, проводимых по программам дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности: определить цели, задачи, форму организации занятия, основные содержательные моменты, способы организации деятельности обучающихся (индивидуальная, групповая, массовая работа), методы обучения и воспитания (убеждение, разъяснение, беседы, рассказ и т.д.)
Схема анализа авторской программы
Анализ авторской программы дополнительного образования в области эколого-биологической деятельности.
Источник программы: Программа разработана на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, а также сведений из ведущих эколого-биологических образовательных учреждений. Программа дополнительного образования «Земля — наш Дом» в МБОУ «Колпнянская СОШ №2» Орловской области.
1. Новизна содержания программы для учащихся: Программа отличается от существующих аналогичных программ интеграцией современных экологических технологий и подходов, таких как экосистемный подход к биологии и современные методы мониторинга окружающей среды. Она включает элементы проектного обучения, что позволяет детям не только получать теоретические знания, но и применять их на практике. Также использованы лучшие практики из программ других авторов, адаптированные под нужды регионального контекста.
2. Возраст детей, участвующих в программе: Программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Для данной возрастной группы предусмотрены различные блоки, которые учитывают уровень предварительной подготовки и интерес к эколого-биологической деятельности. Программа подходит как для школьников с базовыми знаниями в биологии, так и для тех, кто уже имеет опыт в данной области. Группы формируются по возрастному принципу: 10-12 лет и 13-16 лет, с учетом санэпидемических норм, наполняемость каждой группы не должна превышать 15 человек.
3. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 3 года, с возможностью варьирования продолжительности отдельных модулей. Каждый год включает 120 часов, которые распределены на 4 этапа обучения: вводный (30 часов), теоретический (40 часов), практический (30 часов), итоговый (20 часов).
4. Формы и режим занятий: Занятия организуются в различных формах: индивидуальной, групповой, а также студенческой работы. Весь процесс обучения будет построен на сочетании теоретических и практических подходов, с акцентом на сотрудничество между участниками.
5. Методы обучения: В программе используются разнообразные методы: словесные (лекции, беседы), наглядные (презентации, видеоматериалы), практические (экскурсии, экспериментальные работы). Это позволяет взаимодействовать с различными стилями обучения учащихся.
6. Тип занятий: Занятия комбинированные. На каждом этапе программы присутствуют как теоретические, так и практические занятия, а также проектные работы.