Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗНОШЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Онтогенез произносительной речи и самоконтроля за произношением у детей 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией 13
1.3 Особенности и методы формирования самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 22
2.2. Анализ результатов изучения самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗНОШЕНИЕМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 33
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию самоконтроля за произношением у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрии 33
3.2. Содержание логопедической работы по формированию самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте одним из важных показателей развития ребенка является совершенство его речи. Речь выступает определяющим фактором и связующим звеном в познании ребенком окружающего мира и способности к обучению. Именно поэтому от качества речи ребенка напрямую зависит от учебные достижения
Речь охватывает несколько аспектов, одним из которых является произношение или произносительная сторона речи. Произносительная сторона речи определяется такими показателями как речевое дыхание, голосовые функции и просодика, звукопроизношение. Все эти умения формируются у ребенка в дошкольном возрасте на основе подражания речи взрослых. При этом чем старше становится ребёнок, тем увереннее он произносит слова и способен самостоятельно контролировать свою речь.
Самоконтроль над произношением понимается как способность ребёнка самостоятельно выявлять ошибки произношения и уметь их предотвращать. К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется самоконтроль за собственным произношением и способность к правильному воспроизведению и восприятию звуков.
Недоразвитие навыков самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста определяется неспособностью ребёнка к правильному звукопроизношению.
В настоящее время в логопедической практике существует достаточное большое число речевых нарушений, связанных с произносительной стороной речи. Одной из специфичных и сложно корригируемых речевых нарушений является дизартрия (Е. Ф. Архипова, Е. И. Винарская, Т. Б. Филичева).
Дизартрия представляется сложным симптомокомплексом, среди которых ведущий дефект определяется недостатками произносительной стороны речи.
Сегодня детей с признаками дизартрического компонента становится все больше. При этом дизартрия выступает как сопутствующее заболевание при общем недоразвитии речи.
Речь детей с дизартрией мало понятна, наблюдаются значительные смешения или замена звуков, страдают основные голосовые характеристики речи (тембр, модуляция, ритм), речевое дыхание.
В связи с этим у детей с дизартрией выявляется несформированность самоконтроля за произношением, так как дошкольники не способны к самостоятельному правильному звукопроизношению.
Решение проблемы формирования самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрии у детей связано со сложностью коррекционной работы, которая имеет комплексный характер и требует продолжительного времени коррекционного воздействия. Данная курсовая работа будет направленна на решение вопросов формирования самоконтроля за произношением у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования – особенности произношения и самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования – содержание работы по формированию самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования – на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по формированию самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Определить закономерности становления произносительной стороны речи и самоконтроля за произношением у детей с нормальным речевым развитием, дать психолого-педагогическую характеристику детей с псевдобульбарной дизартрией, на основе изучения теоретических источников рассмотреть методы формирования самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования детей с псевдобульбарной дизартрией.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
- теоретические – синтез, анализ, сравнение литературы по теме исследования;
- эмпирические – диагностика, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), качественная и количественная оценка результатов.
Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение №203.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗНОШЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Онтогенез произносительной речи и самоконтроля за произношением у детей
Онтогенетическое развитие произносительной стороны речи является одним из первых в ходе роста и развития ребенка. Именно первый крик становится первым жизненным навыков ребенка.
Исследование произносительной стороны речи занимались многочисленные физиологи, логопеды, педагогами, нейропсихологи.
Одними из первых и основополагающих исследователей произношения в детском возрасте являлись В. И. Бельтюков, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия.
Дальнейшие исследования в области особенностей произносительной речи у нормотипичных дошкольников и дошкольников, имеющих различные речевые патологии рассмотрены в работах Е. Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, А. Н. Гвоздева, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичева, Л.С. Цветковой и др.
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает процесс фонетического оформления речи и задействованных в нем речевых навыков.
Произносительная сторона речи включает в себя три аспекта:
- звукопроизношение;
- речевое дыхание;
- голосовые функции и просодика.
Все перечисленные нами звенья произносительной стороны речи взаимодополняют друг друга и совершенствуются в течение всего дошкольного и школьного возраста.