Фрагмент для ознакомления
2
Анализ структуры предприятий и организаций Сибирского федерального округа и Алтайского края показывает, что в 2023 году в СФО насчитывается 519892 предприятия, из которых значительная часть (31,18%) занята в оптовой и розничной торговле, а также ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляют 3,68% от общего числа предприятий округа, что указывает на его относительно небольшую долю.
В Алтайском крае, который включает 97051 предприятие, наиболее заметным является сектор оптовой и розничной торговли, который занимает 65,76% от общего числа предприятий региона. Это свидетельствует о высокой концентрации бизнеса в данной области. Сельское хозяйство в Алтайском крае также играет важную роль, составляя 3,10% от общего числа предприятий, что выше, чем в округе в целом.
Удельный вес Алтайского края в общей численности предприятий округа составляет 18,67%, что подчеркивает его значимость в экономической структуре СФО. Однако, несмотря на высокую долю в розничной торговле, следует обратить внимание на развитие других секторов, таких как обрабатывающие производства и строительство, чтобы обеспечить более сбалансированное экономическое развитие региона. Это также может способствовать повышению конкурентоспособности Алтайского края в рамках Сибирского федерального округа.
Далее представим оценку распределения предприятий и организаций по формам собственности в 2023 г. (таблица 3).
Анализ структуры предприятий и организаций по формам собственности в Сибирском федеральном округе и Алтайском крае в 2023 году демонстрирует интересные тенденции. В СФО общее количество предприятий составляет 519892, из которых 73,69% являются частными. Государственные предприятия составляют 3,95%, муниципальные — 5,12%, а иностранные и совместные российские и иностранные предприятия занимают соответственно 0,30% и 1,68%. Прочие формы собственности, включая смешанную, составляют 8,51%.
В Алтайском крае, который включает 97051 предприятие, структура собственности также имеет свои особенности. Частные предприятия составляют 52,00%, что ниже, чем в округе в целом. Государственные предприятия занимают 47,97%, что значительно выше, чем в СФО. Муниципальные предприятия составляют 10,84%, а доля иностранных и совместных предприятий составляет 7,43% и 2,62% соответственно.
Удельный вес Алтайского края в общей численности предприятий округа составляет 18,67%, что подчеркивает его значимость в экономической структуре округа. Однако высокая доля государственных и муниципальных предприятий в регионе может указывать на необходимость дальнейшего развития частного сектора для обеспечения более сбалансированного экономического роста. Это также может способствовать улучшению конкурентоспособности региона и привлечению инвестиций.
Проведём оценку оборота организаций по видам экономической деятельности в 2023 гг. (таблица 4).
Анализ структуры предприятий и организаций по видам экономической деятельности в Сибирском федеральном округе и Алтайском крае в 2023 году показывает значительные различия в распределении оборота. В СФО общее количество предприятий составляет 250700, из которых наибольшую долю в обороте занимают оптовая и розничная торговля, а также ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий, что составляет 43,25%. Обрабатывающие производства занимают 18,00%, а строительство — 9,79%. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляют 7,67% от общего оборота.
В Алтайском крае, где общее количество предприятий составляет 78552, структура оборота также имеет свои особенности. Наиболее значительная доля в обороте приходится на оптовую и розничную торговлю (50,15%), что указывает на сильную концентрацию бизнеса в этой области. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляют 8,36%, а обрабатывающие производства — 13,05%.
Удельный вес оборота Алтайского края в общем обороте предприятий округа составляет 31,33%, что подчеркивает его важную роль в экономике региона. Однако, несмотря на высокую долю в торговле, стоит обратить внимание на развитие других секторов, таких как обрабатывающее производство и сельское хозяйство, чтобы обеспечить более сбалансированное развитие экономики и повысить конкурентоспособность региона.
Проведём оценку распределения оборота организаций по формам собственности в 2023 г. (таблица 5).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
2.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 10.07.2023 г. N 292-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
3.Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 26.12.2024)
4.Федеральный закон от 30.12.2016 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (ред. от 01.03.2025)
5.Постановление Администрации Алтайского края от 16.12.2016 №424 «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Алтайского края»
6.Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утверждённая Законом Алтайского края от 21.11.2012 №86-ЗС
7.План мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае до 2020 года, утверждённый распоряжением Администрации Алтайского края от 30.06.2016 №187-р
8.Закон Алтайского края от 10.04.2007 №32-ЗС (ред. от 06.07.2018) «Об организации и деятельности розничных рынков в Алтайском крае»
9.Приказ управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 22.03.2023 №43/Пр/20 «О порядке формирования и ведения реестра розничных рынков в Алтайском крае»
10.Глухов К.В. Вопросы типологизации субъектов малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом / К.В. Глухов, Д.А. Смолина // Вестник университета. – 2022. – №. 8. – С. 94–103.
11.Губин Е.П. Предпринимательское право как инструмент решения социальных задач современного общества (социальная функция предпринимательского права России) // Предпринимательское право. 2023. N 3. С. 2 — 10.
12.Краковецкая И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы / И.В.Краковецкая, Е.С.Воробьева, И.В.Вотякова, М.Э.Черняк, И.В. Макаров // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 113– 124.
13.Морозов Г. Б. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М: Юрайт, 2024. 458 с.
14.Морозов Г. Б. Предпринимательская деятельность. М: Юрайт, 2023. 458 с.
15.Панаева Е.Ю. Инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса / Е.Ю. Панаева / Вестник науки. – 2023. – № 1. – С.65–70.
16.Трифонов И.В. Малый и средний бизнес в России: проблемы развития и финансирования / И.В. Трифонов, М.И. Таланова // Инновационное развитие экономики. – 2023. – № 2 (74). – С. 206–210.
17.Компании Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spark-interfax.ru/statistics/region/01000000000
18.ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И СФЕРА УСЛУГ АЛТАЙСКОГО КРАЯ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://22.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ%20РЫНОК.pdf