Фрагмент для ознакомления
2
Диагностический альбом
Цель обследования: Изучение особенностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения.
Использованные методики:
Познавательные психические процессы:
1. Методика: "Узнай предмет". Цель: Оценка уровня развития зрительного гнозиса и предметного восприятия. Автор: А.Н. Леонтьев. Проведение: Ребенку предъявляются изображения знакомых предметов, в том числе контурные, зашумленные, наложенные друг на друга. Задача – назвать предмет. Обработка результатов: Подсчитывается количество правильно названных предметов по каждой категории изображений. Анализируется характер ошибок. Результат: Мирон узнает предметы в реалистичном изображении, испытывает трудности при узнавании контурных и зашумленных изображений.
2. Методика: "Разложи по цвету". Цель: Оценка уровня развития цветового восприятия и умения классифицировать объекты по цвету. Автор: М. Монтессори. Проведение: Ребенку предлагается набор карточек или предметов разных цветов. Задача – разложить их по группам, соответствующим цвету. Обработка результатов: Фиксируется правильность и скорость выполнения задания. Анализируются ошибки, если таковые имеются. Результат: Мирон различает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), но испытывает трудности при различении оттенков. Классификацию по цвету выполняет с помощью взрослого.
3. Методика: "Последовательность событий". Цель: Оценка уровня развития логического мышления и понимания временной последовательности событий. Автор: А.Л. Венгер. Проведение: Ребенку предъявляется серия картинок, изображающих последовательные этапы простого события (например, "как поливают цветок"). Задача – разложить картинки в правильной последовательности и объяснить сюжет. Обработка результатов: Оценивается правильность составления последовательности и понимание сюжета. Результат: Мирон не может самостоятельно составить последовательность картинок, нуждается в наводящих вопросах и подсказках. Сюжет понимает частично.
Особенности личностной сферы:
4. Методика: "Лесенка". Цель: Оценка самооценки и уровня притязаний. Автор: В.Г. Щур. Проведение: Ребенку предъявляется изображение лесенки с несколькими ступенями. Инструкция: "На какую ступеньку ты себя поставишь?". Обработка результатов: Анализируется выбранная ступенька. Более высокие ступени соответствуют завышенной самооценке, более низкие – заниженной. Результат: Мирон ставит себя на среднюю ступеньку, что может свидетельствовать об адекватной самооценке.
5. Методика: "Несуществующее животное". Цель: Выявление особенностей эмоциональной сферы и воображения. Автор: М.З. Дукаревич. Проведение: Ребенку предлагается нарисовать несуществующее животное и придумать ему название. Обработка результатов: Анализируется рисунок: размер, пропорции, детали, цветовая гамма. Анализируется название животного. Результат: Рисунок Мирона схематичен, преобладают яркие цвета. Название животного – "Солнышко". Это может указывать на позитивное эмоциональное состояние.
6. Методика: "Тест тревожности (R.Temml, M.Dorki, V.Amen)". Цель: Оценка уровня тревожности. Автор: Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. Проведение: Ребенку предлагается серия картинок с изображением различных ситуаций. Задача – выбрать картинку, отражающую его эмоциональное состояние в данной ситуации. Обработка результатов: Подсчитывается количество выборов, соответствующих тревожным реакциям. Результат: Мирон демонстрирует умеренный уровень тревожности в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми.
Объем знаний и представлений об окружающем:
7. Беседа: О себе, о семье. Цель: Оценка знаний ребенка о себе и своей семье. Проведение: Задаются вопросы о имени, возрасте, составе семьи, профессии родителей, любимых занятиях. Обработка результатов: Анализируется полнота и адекватность ответов. Результат: Мирон называет свое имя и возраст, знает имена родителей, но затрудняется с ответами о профессии родителей.
8. Задания: Сортировка предметов по форме, цвету и величине. Цель: Оценка сформированности сенсорных эталонов. Проведение: Ребенку предлагается набор предметов разной формы, цвета и величины. Задача – разложить их по соответствующим группам. Обработка результатов: Фиксируется правильность и скорость выполнения задания. Анализируются ошибки. Результат: Мирон успешно справляется с сортировкой по форме и величине, но испытывает трудности при сортировке по цвету.
9. Методика: "Посчитай предметы". Цель: Оценка сформированности математических представлений (счет, представления о количестве, сравнение множеств). Автор: Л.С. Выготский. Проведение: Ребенку предлагается посчитать количество предметов, сравнить множества (больше, меньше, равно). Обработка результатов: Фиксируется правильность счета и сравнения. Результат: Мирон считает до трех, не всегда правильно соотносит количество предметов с числом. Затрудняется при сравнении множеств.
10. Обучающий эксперимент: Оценка обучаемости. Цель: Оценка способности к обучению в процессе выполнения новой задачи. Проведение: Ребенку предлагается новое задание (например, сложить картинку из двух частей) с подробным объяснением и помощью. Обработка результатов: Оценивается скорость и успешность овладения навыком. Фиксируется необходимость в помощи и подсказках. Результат: После нескольких повторений и помощи взрослого Мирон научается складывать картинку из двух частей. Ему требуется дополнительное время и поддержка для освоения новых навыков.
Общий вывод: Результаты обследования указывают на наличие у Мирона задержки психического развития. Отмечаются трудности в развитии познавательных процессов (зрительное восприятие, логическое мышление, математические представления), а также в формировании представлений об окружающем мире. Рекомендуется разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения с учетом выявленных особенностей.
Диагностический альбом для изучения особенностей психического развития ребенка с ОВЗ (Мирон, 4 года, ЗПР)
I. Изучение познавательных психических процессов:
1. Внимание:
Название методики Цель Автор Проведение Обработка результатов Результаты для Мирона
"Найди такой же" (устойчивость) Оценка устойчивости и концентрации внимания. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Предлагается картинка-образец и ряд похожих картинок. Ребенку нужно найти точно такую же. Подсчитывается количество правильно найденных образцов, время выполнения задания, отмечаются отвлечения и ошибки. Мирон находит только 2 из 5 образцов. Часто отвлекается, переключается на другие предметы. Требуется постоянное напоминание о задании. Время выполнения значительно превышает норму. Вывод: Низкий уровень устойчивости внимания.
"Корректурная проба" (объем) Оценка объема и переключаемости внимания. Бурдон На листе с хаотично расположенными символами нужно вычеркивать заданный символ. Подсчитывается количество просмотренных символов, количество ошибок (пропуски, зачеркивания не тех символов), время выполнения. Мирон просмотрел небольшое количество символов. Допустил много ошибок (пропуски и зачеркивания не тех символов). Быстро устает и теряет интерес к заданию. Вывод: Низкий объем и переключаемость внимания.
"Что изменилось?" (произвольность) Оценка произвольного внимания, наблюдательности и памяти. Р.С. Немов Предлагается картинка с несколькими предметами. Ребенок рассматривает ее, затем картинка убирается. Меняется расположение предметов или убирается один предмет. Ребенок должен сказать, что изменилось. Подсчитывается количество правильно замеченных изменений. Отмечается скорость выполнения задания и характер ответов. Мирон с трудом замечает изменения, особенно если их несколько. Часто отвечает наугад. Требуется повторное предъявление картинки. Вывод: Низкий уровень развития произвольного внимания и наблюдательности.
2. Память:
Название методики Цель Автор Проведение Обработка результатов Результаты для Мирона
"10 слов" (слуховая) Оценка слуховой памяти и утомляемости. А.Р. Лурия Зачитываются 10 не связанных по смыслу слов. Ребенка просят повторить то, что запомнил. Повторяется 5 раз. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов после каждой попытки. Строится кривая запоминания. Мирон запоминает 2-3 слова после первой попытки. Количество запомненных слов практически не увеличивается после повторных попыток. Кривая запоминания практически отсутствует. Вывод: Низкий объем слуховой памяти и высокая утомляемость.
"Запомни картинки" (зрительная) Оценка зрительной памяти. А.Н. Леонтьев Предлагается рассмотреть несколько картинок (например, 5). Затем картинки убираются, и ребенку предлагается выбрать их из набора большего количества картинок. Подсчитывается количество правильно выбранных картинок. Мирон правильно выбирает 2 из 5 картинок. Допускает ошибки, путает картинки. Вывод: Низкий уровень развития зрительной памяти.
"Повтори предложение" (оперативная) Оценка объема оперативной памяти и способности к удержанию информации. (Стандартизи
рованные тесты) Ребенку предлагается повторить предложение, постепенно увеличивая его длину. Отмечается максимальная длина предложения, которую ребенок может повторить без ошибок. Мирон с трудом повторяет предложения из 3-4 слов. Часто искажает слова или пропускает их. Вывод: Недостаточный объем оперативной памяти.
3. Мышление:
Название методики Цель Автор Проведение Обработка результатов Результаты для Мирона
"Четвертый лишний" (наглядно-образное) Оценка способности к обобщению и выделению существенных признаков. Р.С. Немов Ребенку предлагается набор из 4 картинок, 3 из которых объединены по общему признаку, а одна - лишняя. Нужно выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Подсчитывается количество правильно выделенных "лишних" картинок и правильных объяснений. Мирон с трудом выделяет "лишнюю" картинку. Объяснения часто нелогичны или отсутствуют. Вывод: Сформировано на низком уровне наглядно-образное мышление, трудности с обобщением и выделением существенных признаков.